Судебный акт
О взыскании денежных средств за приобретение медицинских изделий
Документ от 08.08.2017, опубликован на сайте 18.08.2017 под номером 67841, 2-я гражданская, о возложении обязанности бесплатно обеспечить медицинскими изделиями и вызскании денежных средств, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                Дело № 33-3091/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             08 августа 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Пулькиной Н.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19 апреля 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 июня 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Маркеловой Елены Михайловны удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечивать Маркелову Елену Михайловну *** в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Маркеловой Елены Михайловны денежные средства в размере 9084 руб.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Маркеловой Е.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Маркелова Е.М. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской  области об обеспечении медицинскими изделиями и возмещении расходов, понесенных на приобретение медицинских изделий. В обоснование иска указала, что является инвалидом *** группы по общему заболеванию, в том числе страдает ***. В течение ряда лет с данным заболеванием она неоднократно находилась на стационарном лечении в лечебных учреждениях, после выписки из которых ей был рекомендован *** не менее 3-4 раз в сутки. Она ежемесячно посещает врача -*** по месту жительства, и до июля 2016 года *** ежемесячно выписывал ей рецепты на *** в количестве 100 штук, т.е. в объеме, установленном медицинскими показаниями. 31 августа 2016 года врач также дал рекомендации по *** от 4 до 8 раз в сутки, однако, рецепт на *** не выписал, а в последующем стал выписывать рецепты только на количество 50 шт. в месяц, в связи с чем она была вынуждена приобретать *** за счет собственных средств. Всего за счет собственных  средств она приобрела 6 упаковок *** на общую сумму 9084 руб. Просила обязать ответчика обеспечивать ей *** согласно рекомендациям врача, а также взыскать убытки, понесенные в связи с приобретением медицинских изделий, в размере 9 084 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального  благополучия Ульяновской области (далее – Министерство) не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение. Указывает, что Министерство не бездействовало по обеспечению Маркеловой Е.М. медицинскими изделиями, так как на основании соответствующих государственных контрактов производило закупку медицинских изделий. Обращает внимание, что согласно сведениям Региональной информационной системы Маркелова Е.М. обеспечивалась медицинскими изделиями – *** по рецептам от 25 ноября 2016 года, 01 февраля, 22 февраля, 21 марта 2017 года. Полагает, что необеспечение Маркеловой Е.М медицинскими изделиями – *** по рецептам от 26 сентября и 28 октября 2016 года возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Указывает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с приказом Минздрава России от 20 декабря 2015 года №1175н осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Количество изделий медицинского назначения определяется медицинскими показаниями, то есть по усмотрению лечащего  врача, определяющего тактику и объем лечения пациента. Просит учесть, что стандарт медицинской помощи содержит усреднённые показатели частоты предоставления и кратности применения  медицинских услуг, и не является алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а является лишь инструментом планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, на что указано в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 08 июля 2013 года № 210-6/10/2-4878.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Маркелова Е.М. является инвалидом *** группы по общему заболеванию, с 19 июня 2007 года инвалидность установлена ей бессрочно.

Маркелова Е.М. имеет заболевание ***, с которым неоднократно находилась на стационарном лечении и наблюдается у врача-*** в поликлинике по месту жительства.

В связи с имеющимся заболеванием Маркеловой Е.М. врачом рекомендован ***, для чего ей лечащим врачом в 2016 году выписывались рецепты на приобретение ***: в период с января по июнь 2016 года (включительно) по две упаковки в количестве по 50 штук каждая ежемесячно, далее – 28 июля, 26 сентября, 28 октября, 25 ноября, 27 декабря 2016 года, 01 февраля, 22 февраля, 21 марта 2017 года  – по одной упаковке в количестве 50 штук каждая.

При этом рецепты от 28 июля, 25 ноября 2016 года, 01 и 22 февраля, 21 марта 2017 годы были обеспечены, по рецептам от 26 сентября, 28 октября, 27 декабря 2016 года выдача медицинских изделий не производилась.

Маркелова Е.М., ссылаясь на то, что в соответствии с рекомендациями лечащего врача ей необходимо осуществлять контроль глюкозы крови не менее 4 раз в сутки, обратилась в суд с настоящим иском.

Исследовав фактические обстоятельства дела, доводы сторон, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Маркеловой Е.М. в полном объеме, поскольку по рекомендациям врача от 31 августа 2016 года, 21 марта 2017 года истцу необходимо осуществлять контроль уровня глюкозы крови не менее 4 раз в сутки.

Однако с данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может.

В соответствии со ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами (медицинскими изделиями) для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (медицинские изделия).

В соответствии с п. 2  Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года №1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача.

Согласно п. 2.1 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 года № 328, за предоставлением необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения граждане обращаются в лечебно-профилактические учреждения. При обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, утверждаемыми в установленном порядке Минздравом России (п.2.3).

В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции.

Следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата (медицинских изделий).

Из материалов дела следует, что в период с июля 2016 года по март 2017 года Маркеловой Е.М. лечащим врачом выписывались рецепты на льготное приобретение *** в количестве 1 упаковки (50 штук) по каждому рецепту, из которых, как указано выше, часть рецептов была обеспечена, не обеспечены три рецепта от 26 сентября, 28 октября, 27 декабря 2016 года общим количеством 150 штук (из расчета *** по каждому рецепту).

Вместе с тем истцом заявлены требования о взыскании с ответчика денежных средств в сумме 9084 руб., затраченных на приобретение ***: 03 октября 2016 года в количестве 100 штук стоимостью 1539 руб., 05 октября 2016 года – 100 штук стоимостью 1539 руб., 16 ноября 2016 года – 100 штук стоимостью 1539 руб., 25 ноября 2016 года – 100 штук стоимостью 1492 руб., 04 февраля 2017 года – 100 штук стоимостью 1276 руб., 26 февраля 2017 года – 100 штук стоимостью 1699 руб.

Исходя из назначенного Маркеловой Е.М. по рецептам лечащего врача количества *** (50 штук ежемесячно), необеспечения истца *** по рецептам от 26 сентября и от 28 октября 2016 года обоснованными являются расходы истца по приобретению названных медицинских изделий в количестве 100 штук 03 октября 2016 года на сумму 1539 руб.

Что касается расходов истца в ноябре 2016 года по приобретению *** в количестве 200 штук общей стоимостью 3031 руб. (1539 руб.+1492 руб.), в феврале 2017 года в количестве 200 штук общей стоимостью 2975 руб. (1276 руб.+1699 руб.), то они взысканию с ответчика не подлежат, так как в ноябре 2016 года и в феврале 2017 года льготные рецепты на имя истца на *** лечащим врачом были оформлены и ответчиком обеспечены. В декабре 2016 года истец *** не приобретала.

Таким образом, взысканная судом с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия в пользу Маркеловой Е.М. сумма понесенных расходов на приобретение медицинских изделий подлежит уменьшению до 1539 руб.

Поскольку рецепты на медицинские изделия в объеме, заявленном истцом, лечащим врачом Маркеловой Е.М. не выписывались, основания для удовлетворения исковых требований в части возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению истца *** *** *** в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, также отсутствовали. 

Вопреки доводам апелляционной жалобы, Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является надлежащим ответчиком по требованиям Маркеловой Е.М. о взыскании расходов, понесенных на приобретение медицинских изделий по необеспеченным рецептам от 26 сентября и 28 октября 2016 года.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится Маркелова Е.М.

На основании ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене как постановленное с неправильным применением норм материального права, по делу надлежит принять новое решение о частичном удовлетворении исковых требований Маркеловой Е.М.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19 апреля 2017 года, с учетом определения того же суда об исправлении описки от 14 июня 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Маркеловой Елены Михайловны к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Маркеловой Елены Михайловны денежные средства в размере 1539 руб.

В удовлетворении остальной части требований Маркеловой Елене Михайловне отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи