Судебный акт
Лицо обоснованно признана виновным по ч.4 ст. 111 УК РФ
Документ от 19.07.2017, опубликован на сайте 04.08.2017 под номером 67576, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 111 ч.4, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Хайбуллов И.Р.                                                                Дело № 22-1407/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 19 июля 2017 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего         Максимова М.Н.,

судей Орловой Е.А., Бескембирова К.К.,  

с участием прокурора Чивильгина А.В.,

осужденного Филипова И.А., защитника – адвоката Сухова Н.Ю.,

при секретаре Чеховой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по апелляционной жалобе адвоката Сухова Н.Ю. на приговор Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 июня 2017 года, которым

 

ФИЛИПОВ  Игорь Александрович,

*** ***,

 

о с у ж д е н  по ч.4 ст.111 УК РФ к лишению свободы на срок 9 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.  Срок наказания постановлено исчислять с 04 марта 2017 года.

 

Меру  пресечения  Филипову И.А. в виде заключения под стражу  постановлено оставить  без изменения до вступления приговора в законную силу.

 

В приговоре решен вопрос о вещественных доказательствах.

 

Апелляционное представление государственным обвинителем отозвано в соответствии с частью 3 статьи 389.8 УПК РФ до начала заседания суда апелляционной инстанции.

 

Заслушав доклад судьи Орловой Е.А., выступления участников процесса, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Филипов И.А. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью К*** С.А., опасного для жизни человека, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего.

 

Преступление совершено 03 марта 2017 года в Ленинском районе г. Ульяновска при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционной жалобе адвокат Сухов Н.Ю. в интересах осужденного Филипова И.А. считает приговор незаконным и необоснованным. Утверждает, что  судом не установлена прямая причинно-следственная связь между действиями Филипова И.А. и комплексом телесных повреждений, от которых наступила смерть потерпевшего. Ссылаясь  на показания Филипова И.А., указывает, что осужденный  ударов в шею потерпевшему не наносил. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы кровоподтек с кровоизлиянием в мягкие ткани шеи по переднебоковой поверхности шеи справа образовался от действия предмета с удлиненной травмирующей поверхностью. Считает, что данное телесное повреждение не может быть объяснено действиями Филипова И.А. Полагает, что количество ударов, нанесенных Филиповым И.А. потерпевшему, является предположением суда, который также не учел в качестве смягчающего обстоятельства противоправное поведение потерпевшего К*** С.А. Просит отменить приговор, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

 

В судебном заседании апелляционной инстанции:

- осужденный Филипов И.А. и адвокат Сухов  Н.Ю. поддержали доводы апелляционной жалобы;

- прокурор Чивильгин А.В. обосновал несостоятельность доводов апелляционной жалобы и просил приговор оставить без изменения.

 

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционной  жалобы, выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия находит приговор суда законным, обоснованным и справедливым.

 

Вывод суда о виновности Филипова И.А. в инкриминируемом преступлении соответствует фактическим обстоятельствам дела, основан на всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании доказательствах, получивших оценку суда в соответствии с требованиями статьи 88 УПК РФ и подробно приведенных в приговоре.

 

Доводы апелляционной жалобы защитника о том, что  судом не установлена прямая причинно-следственная связь между действиями Филипова И.А. и комплексом телесных повреждений, от которых наступила смерть потерпевшего, являлись предметом исследования и обсуждения суда первой инстанции и обосновано и мотивированно были отвергнуты, как противоречащие материалам дела и собранным по делу доказательствам.

Вопреки доводам жалобы, судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства, оценены представленные доказательства, сделан  правильный вывод о доказанности вины  Филипова И.А. в совершении преступления при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

 

Так, судом установлено, что  Филипов И.А. умышленно в ходе ссоры  нанес потерпевшему  К*** С.А.  множественные удары по  голове и  шее, причинившие закрытую тупую травму головы и шейного отдела позвоночника,  проявившаяся кровоизлияниями в мягкие  ткани задней поверхности шеи и головы, кровоизлияниями над твердой  мозговой оболочкой спинного мозга, на уровне 3-6 го шейных позвонков (около 2-3 мл), под мягкой мозговой оболочкой головного мозга, осложнившаяся вторичными периваскулярными кровоизлияниями в спинном и  головном мозге, отеком и набуханием спинного мозга, отеком головного мозга, которая  квалифицируется как  тяжкий вред, причиненный  здоровью, по признаку  опасности  для жизни, повлекшая   в данном случае смерть потерпевшего.

 

Эти обстоятельства подтверждаются:

- показаниями  самого осужденного Филипова И.А., данные им в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемого и обвиняемого, о  нанесении  К*** С.А. не менее 10 ударов кулаками и ладонями по голове, а также одного удара рукой по шее потерпевшего, и указанием  конкретных мест нанесения ударов   по телу потерпевшего в ходе следственного эксперимента;

 

- показаниями потерпевшей Х*** А.З. о том, что  своего супруга К*** С.А. последний раз видела 02 марта 2017 года, каких-либо телесных повреждений у него не имелось. Около 22 часов этого же дня разговаривала с ним по телефону;

 

- показаниями  свидетеля Ф*** А.С., согласно которым  ночью 02 марта 2017 года к нему в квартиру пришли Филипов и К***. Телесных повреждений у К*** С.А. не имелось. Через некоторое время услышал крики К*** и  шум на кухне. Далее обнаружил, что К*** разбил оконное стекло табуретом, рядом с ним стоял Филипов,  сам К*** лежал на полу, при этом каких-либо телесных повреждений на лице потерпевшего не имелось. Попросил Филипова успокоить К***, после чего ушел в зал. Около 03 часов вновь услышал на кухне звуки, похожие на звуки трех ударов по телу, при этом К*** кричал «Убивают». Филипов кричал на К***, чтобы тот успокоился, в это время были слышны звуки ударов. Около 08 часов утра с  Филиповым обнаружили К*** лежащего на полу лицом вниз, у которого текла кровь. Вызвали скорую помощь, сотрудники которой констатировали смерть К***. До приезда скорой помощи Филипов сообщил, что на кухне он несколько раз ударил К*** по лицу, после чего у того пошла кровь из носа;

 

- показаниями свидетелей Д*** Т.Г. и В*** Т.Н., из которых следует, что  03 марта 2017 года  они проснулись около 03.00 часов  от  сильного шума, доносившегося из квартиры Ф*** А.С., откуда также  доносились крики, стоны, звуки глухих ударов, борьбы  и мужской крики: «Помогите, убивают». По голосам определили, что в квартире Ф*** находились трое;

 

- показаниями  свидетеля М*** Н.К., согласно которым она в составе бригады скорой помощи выезжала по адресу: г.Ульяновск, ул.Г***, д.***, кв.***, где был обнаружен  труп  К*** С.А., который  лежал на полу  в крови. В квартире также находились двое мужчин, один из которых представился хозяином, а  второй  другом.

 

Кроме того, вина Филипова И.А. подтверждается протоколом осмотра места происшествия, согласно которому в ходе осмотра квартиры № ***, дома *** по ул.*** г.Ульяновска обнаружен труп К***  С.А. с телесными повреждениями.

 

Согласно заключениям судебных медико-криминалистических, биологических экспертиз, на изъятых в ходе осмотра квартиры  смывах, а также на одежде потерпевшего обнаружена кровь человека, которая произошла от К*** С.А.

 

По заключениям  судебно-медицинских экспертиз причиной смерти К*** С.А. явилась тупая травма головы и шейного отдела позвоночника сопровождавшаяся кровоизлияниями под мягкой мозговой оболочкой, кровоизлиянием над твердой мозговой оболочкой спинного мозга на уровне 3-6 шейных позвонков, отеком и набуханием головного мозга с вклинением.

Данная травма головы и шейного отдела позвоночника квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни и состоит в прямой причинно-следственной связи с наступлением смерти.

На голове имеется 12 зон воздействия травмирующего предмета(ов): правая теменная область; теменно-височная область слева; лобная область справа и слева; правая ушная раковина; область правого глаза; область носа; левая скуло-височная область; область нижней челюсти и губ слева; область губ справа.

В область задней поверхности шеи причинено одно травмирующее воздействие тупым твердым предметом.

Повреждения на голове и шее причинялись в короткий промежуток времени одно за другим. Каждое последующее травмирующее воздействие отягощало действие предыдущего (их).

Все повреждения причинены прижизненно, незадолго (десятки минут - часы) до наступления смерти.

В момент причинения повреждений потерпевший мог находиться в любом положении (стоя, сидя, лежа, промежуточном). Кроме того, в процессе причинения повреждений положение потерпевшего могло изменяться.

Со всеми имеющимися у К*** С.А. повреждениями совершение им активных действий (разговаривать, передвигаться и т.д.) не исключается вплоть до развития таких осложнений, как выраженный отек головного и спинного мозга.

Сопоставив показания Филипова И.А., данные в ходе предварительного следствия,  с характером и локализацией повреждений, обнаруженных у К*** С.А., комиссия экспертов не исключает образование травмы головы и шеи при обстоятельствах, изложенных Филиповым И.А. в протоколах допросов и продемонстрированных им в ходе следственного эксперимента.

 

Оценив представленные доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что  Филипов И.А. умышленно нанес К*** С.А.   удары, причинив тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, что  подтверждается как показаниями самого Филипова И.А. о нанесении ударов потерпевшему, так и показаниями свидетеля Ф*** о том, что  никто кроме  осужденного ударов потерпевшему не наносил.

 

О наличии  у Филипова И.А. умысла на причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, свидетельствует  характер, локализация, механизм и степень тяжести телесных повреждений  обнаруженных у К*** С.А.,  их множественность, нанесение ударов  в голову и шею, то есть в жизненно-важный орган. 

 

Таким образом, из совокупности представленных  суду доказательств следует однозначный вывод, что смерть К***  С.А.  наступила именно в результате причиненных Филиповым И.А. потерпевшему телесных повреждений, а также то, что от других причин, она наступить не могла.

 

Кроме того,  доводы стороны защиты о том, что К*** С.А. мог получить указанные телесные повреждения в результате падения, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно  отвергнуты как   противоречащие установленным обстоятельствам дела.

 

Таким образом, суд  первой инстанции пришел к верному выводу о наличии прямой причинно-следственной связи между причиненными Филиповым И.А. повреждениями потерпевшему  и наступлением его смерти не только на основании заключений судебно-медицинских  экспертиз трупа,  медико-криминалистических и биологических экспертиз, но и на основании совокупности всех предъявленных обвинением доказательств, согласующихся между собой и с заключениями экспертиз.

 

Установив наличие причинно-следственной связи между действиями осужденного и наступившими последствиями, формы вины, выяснив мотивы и способ совершения преступления, исследовав все обстоятельства, имеющие значение для правовой оценки содеянного, суд правильно квалифицировал действия Филипова И.А. по ч.4 ст. 111 УК РФ.

 

Иные доводы апелляционной жалобы защитника сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, оценка которым судом в приговоре дана, что основанием к изменению приговора не является.

При определении вменяемости осужденного судом учтено заключение судебно-психиатрической экспертизы, согласно которой Филипов И.А. психическими заболеваниями не страдает. Страдает ***. Однако степень  имеющихся расстройств не столь значительна,  не сопровождается грубым интеллектуально-мнестическим дефектом, не достигает психотического уровня и не лишает его способности осознавать фактический характер своих действий и руководить ими. В момент совершения деяния он каких-либо болезненных  расстройств со стороны  психической деятельности не обнаруживал и  мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.  Сомнений в выводах экспертов не имеется.

 

Наказание осужденному Филипову И.А. назначено в  соответствии с требованиями ст.ст. 6, 60, ч.1 ст.62 УК РФ, то есть с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о его личности, и всех обстоятельств, в том числе наличия  смягчающих и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

 

При этом суд в  полной мере учел  все обстоятельства, влияющие на назначение Филипову И.А. наказания:  явку с повинной, полное признание вины, раскаяние в содеянном, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления (в том числе и вызов подсудимым скорой помощи), принесение извинений потерпевшей, состояние его здоровья.

 

Кроме того, судом  в полной мере  учтены и данные о личности Филипова И.А., который  характеризуется  удовлетворительно,  к  административной ответственности не привлекался, состоит на  диспансерном наблюдении в наркологической больнице, на учете в психиатрической больнице не состоит.

 

Судебная коллегия находит несостоятельными доводы защитника о том, что суд не учел противоправное поведение потерпевшего, поскольку никаких  объективных данных об этом в деле не имеется.

 

Исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, по делу не установлено. Поэтому суд обоснованно не нашел оснований для применения положений ст. 64 УК РФ.

 

Кроме того,  с учетом  фактических обстоятельств преступления, характера  и  степени его общественной опасности, суд обоснованно не усмотрел оснований для применения в отношении осужденного положений ст. 73 УК РФ об условном осуждении, а также и положений ч.6 ст. 15 УК РФ об изменении категории преступления на  менее тяжкую.

 

С учетом всех обстоятельств по делу, данных о личности  Филипова И.А. суд обоснованно пришел к выводу о том, что исправление осужденного  возможно  только  в  условиях  изоляции  от  общества,  и  назначил  ему  наказание  в  виде  лишения  свободы без применения дополнительного вида наказания.

 

Назначенное    Филипову И.А. наказание соразмерно  содеянному и  является справедливым.

 

Вид исправительного учреждения судом определен правильно в соответствии с положением ст. 58 УК РФ.

 

Существенных нарушений норм  уголовного и уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменения приговора, по делу не допущено.

 

Таким образом, оснований для отмены либо изменения приговора суда, в том числе  по доводам жалоб, судебная коллегия не усматривает. 

 

Руководствуясь статьями 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

приговор Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 июня 2017 года в отношении осужденного Филипова Игоря Александровича оставить без изменения, а  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: