Судебный акт
Оспаривание действий по выдаче градостроительного плана
Документ от 19.07.2017, опубликован на сайте 01.08.2017 под номером 67417, 2-я гражданская, о признании действий незаконными, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

                                     УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                                     Дело № 33а-2688/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              19 июля 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре  Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Алиякберова Рината Рафиковича – Трифоновой Оксаны Васильевны на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от
13 марта 2017 года, с учетом определения того же суда от 03 мая 2017 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

в удовлетворении административного иска Алиякберова Рината Рафиковича к администрации города Ульяновска о признании действий незаконными - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя Алиякберова Р.Р. - Трифоновой О.В., поддержавшей  доводы апелляционной жалобы,  пояснения  представителя  администрации города Ульяновска и  Управления архитектуры и градостроительства администрации  города Ульяновска  - Бошковой Т.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Алиякберов Р.Р. обратился в суд с административным иском к  администрации города Ульяновска о признании действий незаконными. В обоснование исковых требований указал, что Постановлением Главы города Ульяновска от 20.11.2008           *** Х*** М.М. передан в аренду до 31.12.2018  земельный участок площадью 1001,0 кв.м с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: *** (земли населенных пунктов, территориальная зона - ***) под индивидуальное жилищное строительство, заключен договор аренды земельного участка от 04.12.2008 ***, зарегистрированный в установленном  порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ульяновской области 27.12.2008.

На основании договоров передачи прав и обязанностей по договору аренды права аренды переходили от Х*** М.М. к К*** Р.Х., от К*** Р.Х. к Р*** Е.А., от Р*** Е.А. к нему на основании договора о передаче прав и обязанностей аренды земельного участка от 05.10.2016. В настоящее время он является арендатором  данного земельного участка, оплачивает арендные платежи.

20.01.2017  он  обратился в администрацию города Ульяновска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по вышеуказанному адресу.

На данное заявление 27.01.2017 № ***  получен  отказ в выдаче разрешения на строительство ввиду несоответствия поданных документов требованиям градостроительного плана земельного участка от 13.12.2016 № ***, а именно: в соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 № 83, земельный участок расположен на территории коммунально-складских предприятий и организаций и в санитарно-защитной зоне объектов загрязнения, являющихся источником воздействия на среду обитания.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство указано несоответствие представленных документов градостроительному плану земельного участка в связи с отсутствием зоны допустимого размещения объекта.

Ранее 17.11.2016 он  обращался в администрацию города Ульяновска о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: г*** для строительства индивидуального жилого дома.

Администрацией города Ульяновска          был подготовлен и выдан градостроительный план земельного участка по вышеуказанному адресу от 13.12.2016            ***. На чертеже выданного градостроительного плана зона допустимого размещения объекта не обозначена.

Полагает, что действия администрации города Ульяновска по выдаче градостроительного плана земельного участка без обозначения зоны допустимого размещения объекта, являются незаконными и нарушают его  права и законные интересы.

Просил признать незаконными действия администрации города Ульяновска выразившиеся в выдаче градостроительного плана земельного участка 13.12.2016     *** без обозначения зоны допустимого размещения объекта; обязать администрацию города Ульяновска подготовить и выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу:  ***, с обозначением зоны допустимого размещения объекта.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Алиякберова Р. Р. – Трифонова О. В. не соглашается с решением, просит его отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что решение является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене. Выводы суда о нахождении земельного участка в зоне, не допускающей строительство жилых домов, о том, что зона допустимой застройки не может быть определена для объекта, строительство которого не допускается на данном земельном участке, являются необоснованными и основанными на неправильном применении норм материального права.

Исходя из анализа ст.ст. 9,51 Градостроительного кодекса РФ не следует, что генеральный план имеет высшую юридическую силу. Генеральный план и Правила землепользования и застройки имеют различное назначение.

Судом не принято во внимание, что согласно ч. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Правовой режим земельного участка с кадастровым номером *** в п*** был определен задолго до утверждения генерального плана города Ульяновска в 2004 г. под строительство индивидуального жилого дома на основании распоряжения Главы Ульяновского района Ульяновской области от 22.07.2004 № *** и позже подтвержден в договоре аренды от 04.12.2008 *** и остается неизменным до настоящего времени.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской городской Думы от 13.10.2004 № 90, земельный участок с кадастровым номером *** расположен в территориальной зоне *** – зоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы). В соответствии с градостроительным регламентом для данной территориальной зоны, индивидуальные жилые дома отнесены к основному виду разрешенного использования.

Расположение земельного участка согласно Генеральному плану города Ульяновска на территории коммунально-складских предприятий и организаций и в санитарно-защитной зоне объектов загрязнения, являющихся источником воздействия на среду обитания, не может являться основанием для выдачи градостроительного плана земельного участка без зоны допустимого размещения объекта в соответствии с п. 4 ст. 1  Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2.1, гл.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Границы санитарно-защитной зоны в части расположения земельного участка, по поводу которого  возник спор,  не утверждены.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация  города Ульяновска и Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска просит решение оставить без изменения, апелляционную  жалобу – без удовлетворения.

Алиякберов Р.Р.  в  судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё,  судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено, что  постановлением Главы города Ульяновска  от 20.11.2008 № ***  Х*** М.М.  в аренду до 31.12.2018  передан земельный участок, площадью 1001,1 кв.м с кадастровым номером *** (земли населенных пунктов, территориальная  зона – ***), под индивидуальное  жилищное строительство.

04.12.2008  между сторонами заключен  договор аренды земельного участка, который зарегистрирован в Управлении Федеральной регистрационной  службы по Ульяновской области  27.12.2008.

На основании договоров передачи прав и обязанностей по договору аренды   права аренды переходили от Х*** М.М. к К*** Р.Х. (договор передачи прав и обязанностей по договору аренды от 05.03.2011), от К*** Р.Х. к Р*** Е.А. (договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 20.11.2012), от  Р*** Е.А. к  Алиякберову  Р.Р. (договор передачи прав и обязанностей аренды земельного участка от 05.10.2016).

Алиякберов Р.Р. обратился в администрацию города Ульяновска с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка по адресу: *** в Ж*** для строительства индивидуального жилого дома.

13.12.2016 администрацией выдан градостроительный план *** земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по вышеуказанному адресу без указания зоны допустимого места размещения объекта.

Отказывая  в удовлетворении  требований истца о  признании  незаконными действия администрации города Ульяновска, выразившиеся в выдаче градостроительного плана земельного участка без обозначения зоны допустимого размещения объекта и  обязании   подготовить и выдать градостроительный план  с обозначением зоны допустимого размещения  объекта, суд первой инстанции указал на то, что  согласно генеральному плану земельный участок административного истца находится в зоне, не допускающей строительство жилых домов, административный ответчик законно руководствовался данным нормативно-правовым актом при оформлении  градостроительного  плана.

Вместе с тем, судом  не было учтено следующее.

Распоряжением  главы  Ульяновского района Ульяновской области от 22.07.2004  № ***  Х*** М.М. предоставлен земельный участок из земель  Ульяновского района в ***, общей площадью 1001,0 кв.м в аренду для строительства индивидуального жилого дома, категория земель – земли  поселений, земельный участок не обременен.

Акт выбора земельного  участка  Х***  М.М.  для строительства   жилого дома  администрацией Ульяновского района  был  согласован и принят  с учетом  действующего на тот момент Генерального плана  города Ульяновска.

Выдавая  градостроительный план  земельного участка без указания  зоны допустимого размещения объекта, администрация города Ульяновска руководствовалась  Генеральным планом города Ульяновска, утвержденного Решением Ульяновской  Городской Думы от 27.06.2007 № 83,  согласно которому земельный участок  расположен на территории коммунально-складских предприятий и организаций и в санитарно-защитной зоне объектов загрязнения являющихся источником воздействия на среду обитания.

Согласно пункту 4 статья 1 Градостроительного кодекса Российской  Федерации санитарно-защитные относятся к зонам  с особыми условиями использования территорий, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сведения об особо охраняемых природных территориях вносятся в Государственный кадастр недвижимости в порядке, установленном для внесения сведений о зонах с особыми условиями  использования территорий.

В соответствии с п.2.1  СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03  в целях обеспечения  безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999           № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования -  санитарно-защитная зона, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Если  испрошенные в целях строительства земельные  участки находятся в зоне установленных санитарно-защитных зон, граница которых определена  уполномоченным органом санитарного  надзора в соответствии с разделом 4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.200-03, такие границы указываются  в выданных градостроительных планах с указанием  соответствующего  режима  санитарно-защитной  зоны для определения мест разрешенного строительства в соответствии со статьей 44 Градостроительного кодекса Российской  Федерации (в редакции, действовавшей на момент выдачи градостроительного плана).

Из содержания Генерального плана города Ульяновска, утвержденного Решением Ульяновской  Городской Думы от 27.06.2007 № 83,  земельный участок, находящийся  в аренде у Алиякберова  Р.Р., расположен на территории коммунально-складских  предприятий и организаций и в санитарно-защитной  зоне объектов загрязнения, являющихся  источником воздействия на среду обитания.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13.10.2004 № 90 (с изменениями), земельный участок с кадастровым номером *** расположен в территориальной зоне *** — зоне застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы).

Согласно ч. 5 ст. 85 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, средне этажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Земельный участок, переданный истцу в аренду,  имеет вид разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.

В силу ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской  Федерации  земли в Российской Федерации земли в Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Таким образом, основой правового режима земельного участка в силу Земельного кодекса Российской Федерации является его целевое назначение и вид разрешенного использования.

В соответствии с ч. 12 ст. 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Таким образом, утверждение границ функциональных зон Генеральным планом не влечет изменения правового режима земельного участка принадлежащего истцу, который изначально при включении в границы города Ульяновска имел вид разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство, а в настоящее время - зона застройки индивидуальными жилыми домами с возможностью ведения личного подсобного хозяйства (с содержанием скота и птицы).

Согласно ч. 2. ст. 62 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации  обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов; содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Административным ответчиком не представлено в материалы дела доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером *** в Ж*** расположен в зоне специального назначения. Сведений об утвержденных в установленном порядке границах санитарно-защитных зон ответчик суду не представил. На земельных участках, граничащих с земельным участком, по поводу которого возник спор, и которые находятся в одной зоне с ним, расположены  жилые дома.

Администрацией города Ульяновска  данный земельный участок предоставлен  Алиякберову  Р.Р.  под индивидуальное жилищное  строительство, договор аренды  земельного участка не расторгнут, срок действия не истек, истцом вносится арендная плата.

Отсутствие в Градостроительном плане  земельного участка обозначения зоны допустимого  размещения  объекта  препятствует административному истцу  в получении  разрешения на строительство, использовании земельного участка по целевому назначению.

С учетом вышеизложенного, судебная  коллегия приходит к выводу о том, что  выдача Градостроительного плана земельного участка без обозначения зоны допустимого   размещения объекта  является  незаконной.

В связи с чем,  решение суда подлежит отмене, с принятием решения об удовлетворении  заявленных требований Алиякберова Р.Р.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от
13 марта 2017 года, с учетом определения того же суда от 03 мая 2017 года об исправлении описки отменить, принять новое решение, которым исковые требования  Алиякберова Рината Рафиковича  удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации города Ульяновска, выразившиеся в выдаче градостроительного  плана земельного участка от 13.12.2016 *** без обозначения зоны допустимого размещения объекта.

Обязать администрацию города Ульяновска  подготовить и выдать  градостроительный план земельного участка с кадастровым номером *** расположенного по адресу:  *** с обозначением зоны допустимого размещения объекта.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи