Судебный акт
Обеспечениме инвалида лекарстсвенным препаратом
Документ от 18.07.2017, опубликован на сайте 24.07.2017 под номером 67360, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                               Дело № 33-2743/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   18 июля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Костюниной Н.В.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия               Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 апреля 2017 года, с учетом определения того же суда   от 09 июня 2017 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора г. Димитровграда в интересах Горбуновой Н.И. удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по не обеспечению Горбуновой Нины Иосифовны лекарственным препаратом ***.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Горбунову Нину Иосифовну лекарственным препаратом *** в соответствии с рецептом                                   от 18 января 2017 года.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., мнение прокурора Колгановой Е.А., возражавшей против доводов жалобы, полагавшей  решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор города Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах Горбуновой Н.И. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании бездействия незаконным, понуждении к своевременному оформлению рецептов на лекарственный препарат и обеспечению лекарственным препаратом.

В обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой                                   города Димитровграда Ульяновской области проверкой установлено, что                   Горбунова Н.И., *** года рождения, является инвалидом ***, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача.

18.01.2017 лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России                 Горбуновой Н.И. выписан рецепт серии *** №*** на получение лекарственного препарата «***».

Однако Горбунова Н.И. указанным медицинским препаратом не обеспечена в связи с его отсутствием в аптеке АО «УльяновскФармация».

Просил суд признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по не обеспечению Горбуновой Н.И. лекарственным препаратом Кетоаналоги аминокислот и обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Горбунову Н.И. медицинским препаратом «***» в соответствии с рецептом от 18.01.2017.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***» согласно государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных категорий граждан медицинскими изделиями для медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории Ульяновской области № *** от 27.12.2016. Считает, что не обеспечение Горбуновой Н.И. лекарственным препаратом «***» по выписанному льготному рецепту возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта.

Указывает, что обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Обращает внимание, что в соответствии с постановлением правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П «О Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области» вопросы по назначению, выписке льготных рецептов, а также по отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не входит в компетенцию Министерства. Так как Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области и не является медицинской организацией, фармацевтической компанией.

Также указывает, что согласно сведениям Региональной информационной системы дальнейшее обеспечение Горбуновой Н.И. лекарственным препаратом «***» осуществляется.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Горбунова Н.И., *** года рождения, является инвалидом *** по общему заболеванию.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

При этом, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2885-р, лекарственный  препарат «***»    внесен в указанный перечень, и Горбунова Н.И.  на основании ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Ульяновской области Правительством Ульяновской области принято постановление от 15.11.2010 N 387-П, пунктом 1 которого постановлено определить Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области (в настоящее время Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области) исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также по обеспечению граждан Российской Федерации, зарегистрированных на территории Ульяновской области, лекарственными препаратами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее - граждане, имеющие право на льготу).

В соответствии с п. 4 Постановления финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области (в настоящее время Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области) в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели.

В связи с имеющимся заболеванием Горбуновой Н.И. лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России 18.01.201 (серия *** № ***) был выписан рецепт на бесплатное получение лекарственного препарата  «***».

На дату рассмотрения настоящего дела указанный препарат по данному рецепту истицей  получен не был.  Причиной необеспечения истицы препаратом  явилось его отсутствие в аптечной сети АО «УльяновскФармация». Доказательств иного суду не представлено.

Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Министерство  здравоохранения, семь и социального благополучия Ульяновской области не предприняло надлежащих мер к обеспечению истицы необходимым лекарственным препаратом, возложив на ответчика обязанность обеспечить Горбунову Н.И. лекарственным препаратом «***» по рецепту №№ *** от 18.01.2017.      

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив 27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует бездействие и ответственность за необеспечение Горбунову Н.И. указанным лекарственным препаратом должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Как указывалось выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать  наличие в аптечной сети АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том числе инвалидов, лекарственным препаратом «***»  было полным и невыдача указанного лекарства Горбуновой Н.И. по предъявленному  рецепту произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Поскольку  необходимость обеспечения инвалида лекарственным препаратом «***» носит постоянный характер, соответственно обеспечение указанным препаратом по рецепту от 18.01.2017 в текущем году не приведет к тому, что истица будет им обеспечена свыше необходимого.

Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что обеспечение Горбуновой Н.И. лекарственным препаратом по судебному решению не соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора города Димитровграда Ульяновской области, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области                 от 17 апреля 2017 года, с учетом определения этого же суда от 09 июня 2017 года  об исправлении описки - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: