УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кочергаева О.П. Дело № 33-2743/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
18 июля 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой
Е.В., Костюниной Н.В.
с участием прокурора
Колгановой Е.А.
при секретаре
Штукатурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 17 апреля 2017 года, с
учетом определения того же суда от 09 июня
2017 года об исправлении описки, по которому постановлено:
Исковые требования
прокурора г. Димитровграда в интересах Горбуновой Н.И. удовлетворить.
Признать незаконным
бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области по не обеспечению Горбуновой Нины Иосифовны лекарственным
препаратом ***.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечить Горбунову Нину Иосифовну лекарственным препаратом *** в соответствии
с рецептом
от 18 января 2017 года.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., мнение прокурора Колгановой Е.А., возражавшей против
доводов жалобы, полагавшей решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города
Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе
судебного разбирательства, в интересах Горбуновой Н.И. к Министерству
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о
признании бездействия незаконным, понуждении к своевременному оформлению
рецептов на лекарственный препарат и обеспечению лекарственным препаратом.
В обоснование иска
указано, что проведенной прокуратурой
города
Димитровграда Ульяновской области проверкой установлено, что Горбунова Н.И., *** года
рождения, является инвалидом ***, в связи с чем имеет право на бесплатное
получение всех лекарственных средств по рецептам врача.
18.01.2017 лечащим
врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России Горбуновой Н.И. выписан рецепт
серии *** №*** на получение лекарственного препарата «***».
Однако Горбунова Н.И.
указанным медицинским препаратом не обеспечена в связи с его отсутствием в
аптеке АО «УльяновскФармация».
Просил суд признать
незаконным бездействие Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области по не обеспечению Горбуновой Н.И.
лекарственным препаратом Кетоаналоги аминокислот и обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечить Горбунову Н.И. медицинским препаратом «***» в соответствии с рецептом
от 18.01.2017.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При
этом указывает, что Министерством закупался лекарственный препарат «***»
согласно государственному контракту об оказании услуг по обеспечению отдельных
категорий граждан медицинскими изделиями для медицинского применения в аптечных
организациях, расположенных на территории Ульяновской области № *** от
27.12.2016. Считает, что не обеспечение Горбуновой Н.И. лекарственным
препаратом «***» по выписанному льготному рецепту возникло по вине АО
«УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению
наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в
рамках заключенного с Министерством контракта.
Указывает, что
обеспечение лекарственными препаратами по льготным рецептам должно
производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по
судебному решению.
Обращает внимание,
что в соответствии с постановлением правительства Ульяновской области от
20.06.2016 № 14/275-П «О Министерстве здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области» вопросы по назначению, выписке льготных
рецептов, а также по отпуску лекарственных препаратов и медицинских изделий не
входит в компетенцию Министерства. Так как Министерство является исполнительным
органом государственной власти Ульяновской области и не является медицинской
организацией, фармацевтической компанией.
Также указывает, что
согласно сведениям Региональной информационной системы дальнейшее обеспечение
Горбуновой Н.И. лекарственным препаратом «***» осуществляется.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания
своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Горбунова Н.И., *** года рождения, является инвалидом *** по
общему заболеванию.
В соответствии со
ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг.
При этом, в состав
предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1
Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в
соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными
препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты,
медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов
Правительство
Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для
медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского
применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций,
перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного
питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии
с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
В соответствии с
Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для
медицинского применения на 2017 год, утвержденным распоряжением Правительства
Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2885-р, лекарственный препарат «***» внесен в указанный перечень, и Горбунова
Н.И. на основании ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3
ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят
социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для
медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.
В целях реализации Постановления Правительства
Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития
медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений
здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
и положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Ульяновской
области Правительством Ульяновской области принято постановление от 15.11.2010
N 387-П, пунктом 1 которого постановлено определить Министерство
здравоохранения и социального развития Ульяновской области (в настоящее время
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области) исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными
препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими
изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц,
относящихся к группам населения, предусмотренным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также по
обеспечению граждан Российской Федерации, зарегистрированных на территории
Ульяновской области, лекарственными препаратами, зарегистрированными в
установленном порядке на территории Российской Федерации, для лечения
заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических
прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению
продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее - граждане, имеющие
право на льготу).
В соответствии с п. 4 Постановления
финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при
амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет
средств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития
Ульяновской области (в настоящее время Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области) в областном бюджете Ульяновской
области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели.
В связи с имеющимся
заболеванием Горбуновой Н.И. лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России
18.01.201 (серия *** № ***) был выписан рецепт на бесплатное получение
лекарственного препарата «***».
На дату рассмотрения
настоящего дела указанный препарат по данному рецепту истицей получен не был. Причиной необеспечения истицы препаратом явилось его отсутствие в аптечной сети АО
«УльяновскФармация». Доказательств иного суду не представлено.
Исходя из
вышеизложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Министерство здравоохранения, семь и социального
благополучия Ульяновской области не предприняло надлежащих мер к обеспечению
истицы необходимым лекарственным препаратом, возложив на ответчика обязанность
обеспечить Горбунову Н.И. лекарственным препаратом «***» по рецепту №№ *** от
18.01.2017.
Пунктом 4 Постановления Правительства
Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 прямо предусмотрена обязанность
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры
по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности
лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При
отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и
диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в
обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры;
своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского
назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей
бесплатно или со скидкой.
Доводы апелляционной
жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к
обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив
27.12.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует
бездействие и ответственность за необеспечение Горбунову Н.И. указанным
лекарственным препаратом должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.
Как указывалось
выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать наличие в аптечной сети АО
«УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.
При этом, ответчик
не представил суду доказательства того,
что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том
числе инвалидов, лекарственным препаратом «***»
было полным и невыдача указанного лекарства Горбуновой Н.И. по
предъявленному рецепту произошло по вине
АО «Ульяновск Фармация».
Поскольку необходимость обеспечения
инвалида лекарственным препаратом «***» носит постоянный характер,
соответственно обеспечение указанным препаратом по рецепту от 18.01.2017 в
текущем году не приведет к тому, что истица будет им обеспечена свыше
необходимого.
Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что
обеспечение Горбуновой Н.И. лекарственным препаратом по судебному решению не
соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.
В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции
ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая
оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований
прокурора города Димитровграда Ульяновской области, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные
Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 17 апреля 2017
года, с учетом определения этого же суда от 09 июня 2017 года об исправлении описки - оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: