УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Уланов А.В. Дело № 33-2784/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 18 июля
2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Костюниной
Н.В., Чурбановой Е.В.
при секретаре Штукатурове
С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27 апреля 2017
года, по которому постановлено:
Уточненные исковые
требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
обеспечить Кирилина Александра Сергеевича *** года рождения, специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения в г. Ульяновске.
Заслушав доклад
судьи Мирясовой Н.Г., мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда
законным и обоснованным,
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор
Старомайнского района Ульяновской области, действуя в интересах Кирилина А.С.,
обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к
Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору
найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска
указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что
Кирилин А.С., *** года рождения, относится
к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей: его отец - К*** С.А. и мать -
К*** Е.Ю. решением Старомайнского районного суда Ульяновской области от ***
лишены родительских прав.
Постановлением
главы Старомайнского района от 28.09.1998 № *** над Кирилиным А.С. учреждена
опека, опекуном назначена А*** Н.И.
Решением
Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при
Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от ***.2016
Кирилин А.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области,
однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.
Просил обязать
Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области обеспечить Кирилина А.С. специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не
представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде
Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление
истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного
жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других
детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно
указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от
14.10.2014 № 466-П, Кирилин А.С. может
обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной
компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 4000 рублей с приложением
соответствующих документов.
Дело
рассмотрено в отсутствие сторон,
извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Из материалов дела
следует, что Кирилин А.С. относится к числу
детей, оставшихся без попечения родителей: его отец - К*** С.А. и мать -
К*** Е.Ю. решением Старомайнского районного суда Ульяновской области от ***
лишены родительских прав. Постановлением главы Старомайнского района от
28.09.1998 № *** над Кирилиным А.С. учреждена опека, опекуном назначена А***
Н.И.
Постановлением
администрации муниципального образования «Старомайнский район» Ульяновской
области от 09.12.2009 № *** Кирилин А.С. поставлен на регистрационный учет на
обеспечение жилым помещением.
Решением
Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при
Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области от ***.2016
Кирилин А.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.
До
настоящего времени жилым помещением истец не обеспечен, что нарушает его
жилищные права, в связи с чем
прокурор обратился в суд в защиту его интересов с вышеуказанным иском.
Принимая решение
об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора,
действующего в интересах Кирилина А.С., не установлено.
Вывод суда мотивирован,
соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его
неправильным не имеется.
Согласно части 1
статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых
помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из
числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам
найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ)
(далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а
также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими
возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до
достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством
субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам,
указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18
лет.
Орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с
пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются
лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста
14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является
основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как
следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель
определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма
специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1
статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Содержащееся в
пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование
списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом
субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление
жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с
какой-либо очередностью.
Довод ответчика о
нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же
основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда,
поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость
от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц,
обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной
категории.
Ссылка в жалобе на
возможность получения истцом ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем)
жилого помещения основанием к отмене решения суда не являются, так как выплата
такой компенсации не освобождает ответчика от выполнения обязательства по обеспечению Кирилина А.С. специализированным
жильем.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Постановлением Правительства Ульяновской области от
04.04.2016 N 7/141-П "О внесении изменений в постановление Правительства
Ульяновской области от 02.10.2013 N 454-П"
внесены в постановление
Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 N 454-П "Об утверждении
Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области" изменения: наименование
после слов "о Министерстве" дополнено словом
"промышленности,".
Наименование надлежащего ответчика - Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27
апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области – без удовлетворения.
Указать в решение наименование ответчика - Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи: