Судебный акт
Прекращение права собственности на земельный участок
Документ от 11.07.2017, опубликован на сайте 19.07.2017 под номером 67335, 2-я гражданская, о признании права собственности на самовольное строение, признании законной реконструкции жилого помещения, разделе земельного участка с учетом долей, установленных решением суда, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Иванова С.Ю.                                                                          Дело № 33-2648/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     11 июля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бабойдо И.А.,

судей Пулькиной Н.А. и Старостиной И.М.,

при секретаре Герасимовой М.Н.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Рыбаковой Клавдии Андреевны – Махальниковой Ольги Николаевны на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 06 апреля 2017 года, по которому постановлено:

 

исковое заявление Постоевой Татьяны Михайловны удовлетворить.

Сохранить пристрой (лит. А1 - 29,7 кв.м) в  перепланированном  состоянии и пристрой (лит. А4 - 15,5 кв.м), являющиеся неотъемлемой частью дома №*** в г.Ульяновске.

Признать за Постоевой Татьяной Михайловной право собственности на пристрой (лит. А4 - 15,5 кв.м (согласно данным технического паспорта на жилой дом от 03 октября 2016 года), являющийся неотъемлемой частью дома №*** в г.Ульяновске.

Признать постановление мэра города Ульяновска от 12 января 1993 года №15 в части подтверждения фактических площадей земельных участков, находящихся в пожизненном наследуемом владении Рыбаковой Клавдии Андреевны - 89/300 долей (167,3 кв.м), Рыбакова Сергея Николаевича - 68/300 долей (127,8 кв.м), Гурьевой Тамары Николаевны - 17/300 долей (32 кв.м), Ермолаевой Лидии Михайловны - 21/300 долей (39,5 кв.м), Постоевой Татьяны Михайловны - 105/300 долей (197,4 кв.м) земельного участка размером 564  кв.м по ***  в г.Ульяновске недействительным.

Прекратить право общей долевой собственности Рыбаковой Клавдии Андреевны на 195/300 долей земельного участка, площадью 564 кв.м, по адресу: г.Ульяновск, ***.

Признать право общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 564 кв.м, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ***, за Постоевой Татьяной Михайловны и Рыбаковой Клавдией Андреевной по 1/2 доле за каждой.

 

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., объяснения представителей Рыбаковой К.А. – Махальниковой О.Н. и Кузнецова В.К., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения Постоевой Т.М. и ее представителя Галашина В.В., полагавших решение не подлежащим отмене, Гурьевой Т.Н., согласившейся в доводами жалобы, Дементьевой Р.И., оставившей решение на усмотрение суда, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Постоева Т.М. обратилась в суд с иском к Рыбаковой К.А., администрации города Ульяновска, управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области о признании права собственности на самовольное строение, разделе земельного участка, признании права собственности на земельный участок в порядке наследования.

В обоснование требований указала, что ее мать *** в течение длительного периода времени проживала в гражданском браке с Рыбаковым М.И. В период их совместной жизни *** по договору №*** от 25 сентября 1951 года о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности Отделом коммунального хозяйства исполкома Городского Совета депутатов трудящихся был  предоставлен земельный участок,  значащийся под № ***, квартал ***, *** г.Ульяновска, общей площадью 564 кв.м, для строительства одноэтажного дома из трех комнат.

Жилой дом был построен её матерью совместно с Рыбаковым М.И.  В *** года *** умер. 22 октября 1957 года дом введен в эксплуатацию.

Решением Сталинского (ныне Засвияжского) районного суда г.Ульяновска от 31 июля 1958 года Шелехменкова Д.П. признана собственником 1/2 части домовладения (передней), находящегося по адресу: г.Ульяновск, ***, собственником другой части дома признаны *** Приусадебный участок в размере 1/2 части передан *** в пользование. Вторая половина приусадебного участка передана ***

*** умерла. Истица приняла наследство, ей выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 5/10 жилого смешанного дома, находящегося по адресу: г.Ульяновск, ***.

Решением Мэра г.Ульяновска от 12 января 1993 года №15 Постоевой Т.М. передан в пожизненное наследуемое владение земельный участок в размере 564 кв.м, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ***, указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет.

Из кадастрового паспорта на земельный участок от 01 сентября 2016 года истице стало известно, что правообладателями земельного участка являются: ответчица Рыбакова К.А. (195/300 долей) и Постоева Т.М. (105/300 долей). Собственником жилого дома является Рыбакова К.А., общая долевая собственность, размер доли 195/300. Полагает, что Рыбакова К.А. оформила в собственность земельный участок, размер которого значительно превышает размер 1/2 части, выделенного наследникам *** по решению Сталинского районного суда г.Ульяновска от 31 июля 1958 года. Вопреки решению суда, вступившему в законную силу, Рыбакова К.А. оформила право собственности на часть земельного участка в увеличенном размере, в связи с чем размер ее доли в настоящее время составляет 195/300, чем нарушила законные права истицы.

Из технического паспорта по состоянию на 03 октября 2016 года следует, что истицей не предъявлено разрешение на реконструкцию жилого дома с возведением пристроя лит. А4. Указанный пристрой был возведен ее матерью еще при жизни в 1973 году и предоставляет собой два подсобных помещения, располагается на земельном участке, переданном ей в пожизненное наследуемое владение. Чьих-либо прав и законных интересов указанное строение не нарушает, угрозу жизни и здоровью граждан не создает. Не нарушает чьих-либо прав и перепланировка части жилого дома  лит. А1.

Уточнив заявленные требования, Постоева Т.М. просила признать за ней право собственности на самовольно возведенное строение – пристрой лит. А4, общей площадью 15,5 кв.м, расположенное по адресу: г.Ульяновск, ***, сохранить в перепланированном состоянии жилое помещение лит. А1, общей площадью 29,7 кв.м, расположенное по адресу: г.Ульяновск, ***, признать постановление мэра г.Ульяновска №15 от 12 января 1993 года недействительным в части указания долей, признать за Постоевой Т.М. и Рыбаковой К.А. право собственности по 1/2 доле за каждой на земельный участок, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ***, прекратив право собственности на 195/300 долей за Рыбаковой К.А. на вышеуказанный земельный участок.

От исковых требований в части признания незаконным свидетельства о праве собственности *** от 16 сентября 2009 года на имя Рыбаковой К.А. в общей долевой собственности на землю, размер доли 195/300, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ***, раздела земельного участка с учетом долей, установленных решением Сталинского районного суда г.Ульяновска от 31 июля 1958 года, а также от исковых требований к Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области  Постоева Т.М. отказалась, производство по делу в этой части прекращено определением суда от 06 апреля 2017 года.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Гурьеву Т.Н., Рыбакова С.Н., Дементьеву Р.И. и, рассмотрев по существу заявленные требования, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Рыбаковой К.А. – Махальникова О.Н.  не соглашается с решением суда в части распределения долей земельного участка, просит его в этой части отменить с принятием нового решения об отказе в иске. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права.

Не соглашается с выводом суда о том, что 1/2 часть земельного участка №*** в г.Ульяновске по решению суда Сталинского района г.Ульяновска от 31 июля 1958 года передана в собственность ***., после смерти которой Постоева Т.М. вступила в наследство на 5/10 долей жилого дома, и, соответственно, к истице перешло и право пользования на 5/10 долей земельного участка. Указывает, что данный вывод суда противоречит фактическим обстоятельствам дела, поскольку по решению Сталинского районного суда г.Ульяновска от 31 июля 1958 года в собственность *** переданы 1/2 часть дома, а 1/2 приусадебного участка была передана *** в пользование.

Не соглашается с выводом суда об отсутствии доказательств, подтверждающих, что истице не было известно об обследовании домовладения в 1986 году на предмет определения долей в доме согласно фактически занимаемой площади.

Суд не учел, что на основании постановления мэра г.Ульяновска №15 от 12 января 1993 года Постоевой Т.М. выдан государственный акт на право пожизненного наследуемого владения земельным участком, площадью 564 кв.м, в котором указано, что размер площади занимаемой истицей части составляет 197,4 кв.м, что составляет 105/300 доли земельного участка, доля ответчика и других пользователей составляла 195/300 доли земельного участка. Кроме того, доли земельного участка указаны в документах по межеванию земельного участка, о чем Постоевой Т.М. было известно еще в 2008 году.

Указывает, что отсутствие подписи истицы в акте от 04 ноября 1986 года о проведении обследования домовладения №*** на предмет смены долей по фактически занимаемой площади не свидетельствует о его недействительности, данным актом смена долей не производилась, лишь указывались фактически занимаемые площади и соответствующие ей доли.  Полагает, что обжалуемое постановление мэра г.Ульяновска было принято в соответствии с действующим на тот момент законодательством.

Признавая постановление мэра г.Ульяновска недействительным, суд  в решении не указал, какие нормы права были нарушены при принятии обжалуемого постановления.

Кроме того, полагает, что истцом пропущен срок исковой давности для оспаривания постановления мэра г.Ульяновска от 12 января 1993 года и заявления требования о признании права общей долевой собственности на земельный участок с изменением размера долей.

Указывает также на нарушения норм процессуального права, допущенные судом при рассмотрении дела и выразившиеся в том, в судебные заседания Рыбакова К.А.  не вызывалась, право на участие в деле представителя Рыбаковой К.А. не было разъяснено.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Постоевой Т.М. – Галашин В.В. просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что решением народного суда Сталинского района г.Ульяновска от 31 июля 1958 года   *** признана собственником 1/2 части домовладения (передней части), находящегося по ***. *** признаны собственниками другой части того же домовладения, приусадебный участок в размере 1/2 части передан в пользование ***.

Определением Засвияжского районного народного суда г.Ульяновска от 15 мая 1973 года утверждено заключенное между между *** и Рыбаковой К.А. мировое соглашение о разделе домовладения №*** в г.Ульяновске, закреплено на праве личной собственности за Рыбаковой К.А.: деревянный пристрой, площадью 20,44 кв.м, что соответствует  2/10 от 1/2 части дома, за *** – каркасно-засыпной пристрой, площадью 11,1 кв.м, что соответствует 1/10 от 1/2 части дома.

Наследником по закону после смерти ***., умершей *** года,  являлась Постоева Т.М., принявшая наследственное имущество, состоящее, в том числе, из 5/10 долей жилого смешанного дома, находящегося в г.Ульяновске, ***, 4 сараев, 3 уборных, погреба, ограждения, расположенных на земельном участке размером 564 кв.м.

После смерти ***, умершей *** года, наследником по завещанию являлся Рыбаков С.Н., унаследовавший 17/100 долей жилого дома, находящегося в г.Ульяновске, ***.

После смерти ***., умершего *** года, в порядке наследования по закону в равных долях 17/100 долей жилого дома унаследовали: дочь Гурьева Т.М., дочь Махальникова О.Н., сын Рыбаков С.Н.

По договору дарения от 05 ноября 1988 года *** подарила 17/300 долей жилого дома, находящегося в г.Ульяновске, ***, Рыбаковой К.А.

Постановлением мэра города Ульяновска №15 от 12 января 1993 года подтверждены факт нахождения земельного участка, площадью 564 кв.м, расположенного в г.Ульяновске, ***, в пожизненном наследуемом владении сособственников жилого дома и фактические площади земельных участков:  за Рыбаковой К.А. - 89/300 долей (167,3 кв.м), Рыбаковым С.Н. - 68/300 долей (127,8 кв.м), Гурьевой Т.Н. - 17/300 долей  (32  кв.м), *** - 21/300 долей (9,5 кв.м), Постоевой Т.М. - 105/300 долей (197,4 кв.м).

По данным Единого государственного реестра недвижимости за Рыбаковой К.А. зарегистрировано право общей долевой собственности на земельный участок (195/300) и жилой дом (195/300), расположенные по адресу: г.Ульяновск, ***

Из технического паспорта на жилой дом по адресу г.Ульяновск, ***, видно, что истицей самовольно возведены: пристрой лит. А4, а также произведена самовольная перепланировка в пристрое лит. А1.

Разрешая требование о признании права собственности на самовольно возведенный пристрой и о сохранении перепланировки, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и заключением проведенной по делу строительно-технической экспертизы и счел возможным иск Постоевой Т.М. в данной части удовлетворить.

Решение суда в данной части лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Признавая недействительным постановление мэра г.Ульяновска от 12 января 1993 года №15 и перераспределяя доли земельного участка, суд исходил из решения Сталинского районного суда г.Ульяновска от 31 июля 1958 года, которым *** была признана собственником 1/2 части жилого дома, и ей в пользование была передана 1/2 часть приусадебного участка, расположенных в г.Ульяновске, ***. При этом, судом была дана критическая оценка акту от 04 ноября 1986 года, составленному специалистами БТИ, производившими замеры фактически занимаемых владельцами площадей дома.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поэтому решение суда в этой части подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового решения.

Решением Сталинского районного суда г.Ульяновска от 31 июля 1958 года было признано право собственности за *** на 1/2 часть домовладения (передней части), расположенного в г.Ульяновске, ***, при этом, как указано в мотивировочной части решения, за сторонами оставлены те части дома, которые они фактически занимают.

Как следует из пояснений сторон и материалов дела, площадь помещений в доме, занимаемая ***., а впоследствии истицей Постоевой Т.М., была меньше площади, занимаемой другими сособственниками.

Оснований критически относиться к акту от 04 ноября 1986 года о замере площадей у суда оснований не имелось, несмотря на отсутствие в акте подписи Постоевой Т.М., площади, замеренные сотрудниками БТИ и отраженные в акте, соответствуют данным технического паспорта на домовладение.

То обстоятельство, что за *** решением суда от 31 июля 1958 года было признано право пользования 1/2 частью приусадебного участка, правового значения для Постоевой Т.М. не имеет, поскольку данное право в состав наследства не входило. Впервые вопрос о предоставлении земельного участка истице был решен путем издания мэром г.Ульяновска постановления от 12 января 1993 года №15, земля была передана Постоевой Т.М. в пожизненное наследуемое владение. При этом, доля земельного участка была определена в соответствии с фактически занимаемой долей жилого дома, что соответствовало действующим на дату предоставления участка положениям статьи 37 Земельного кодекса РСФСР, поэтому у суда не имелось оснований для признания указанного постановления недействительным.

Фактическое владение участком,  большей площадью не свидетельствует о возникновении у Постоевой Т.М. права на него.

Кроме того, прекращая право общей долевой собственности на 195/300 долей земельного участка за Рыбаковой К.А. и признавая право собственности на участок за Рыбаковой К.А. и Постоевой Т.М. в 1/2 доле за каждой, суд первой инстанции не учел, что право собственности Рыбаковой К.А. на 195/300 долей возникло также и на основании договоров купли-продажи долей земельного участка и жилого дома от 25 июня 2009 года, 09 сентября 2009 года, которые не оспаривались, и недействительными в установленном порядке не признаны.

Указанные обстоятельства не были учтены судом, поэтому решение в части признания постановления мэра города Ульяновска от 12 января 1993 года №15 недействительным, прекращения права общей долевой собственности Рыбаковой К.А. на 195/300 долей земельного участка и признания права общей долевой собственности на земельный участок за Постоевой Т.М. и Рыбаковой К.А. по 1/2 доле за каждой отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении данной части требований Постоевой Т.М.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 06 апреля 2017 года  в части признания постановления мэра города Ульяновска от 12 января 1993 года №15 недействительным, прекращения права общей долевой собственности Рыбаковой Клавдии Андреевны на 195/300 долей земельного участка, площадью 564 кв.м, расположенного по адресу: г.Ульяновск, ***, признания права общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью 564 кв.м, расположенный по адресу: г.Ульяновск, ***, за Постоевой Татьяной Михайловны и Рыбаковой Клавдией Андреевной по 1/2 доле за каждой отменить.

Принять в этой части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Постоевой Татьяны Михайловны к Рыбаковой Клавдии Андреевне, администрации города Ульяновска, управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска о признании постановления мэра города Ульяновска от 12 января 1993 года №15 недействительным, прекращении права собственности и признании права общей долевой собственности на земельный участок отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

 

Председательствующий

 

Судьи