Судебный акт
Решение
Документ от 15.06.2017, опубликован на сайте 17.07.2017 под номером 67312, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

Дело № 3а-24/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

15 июня 2017 года                                                                         город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Нефёдова О.Н.,

при секретаре Берхеевой Г.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Стифатова Вячеслава Павловича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Ульяновской области, Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

 

У С Т А Н О В И Л :

 

Стифатов В.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»), Правительству Ульяновской области, Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Димитровград, ***.

Требования мотивированы тем, что он является собственником указанного земельного участка. Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» кадастровая стоимость участка составляет 11 467 925,67 руб.

При проведении государственной кадастровой оценки изначально участок был отнесен к 13-й группе видов разрешенного использования, и его кадастровая стоимость была рассчитана из удельного показателя 327,74 руб. за кв.м, составила 1 452 217,27 руб.

В последующем кадастровая стоимость была пересчитана с применением удельного показателя для 5-й группы видов разрешенного использования –
2588,11 руб. Соответствующее изменение утверждено постановлением Правительства Ульяновской области от 23 мая 2014 г. № 193-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 18 января
2012 г. № 21-П».

Ссылаясь на статью 2418 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с учетом уточнения требований административный истец просил: устранить в сведениях Единого государственного реестра недвижимости реестровую ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, категории земель – земли населенных пунктов, общей площадью 4431 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область,
г. Димитровград, ***, путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки,
утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области», кадастровой стоимости земельного участка исходя из удельного показателя для 3-й группы видов разрешенного использования в размере, равном 609,73 руб. за кв.м; указать, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения органом государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр недвижимости изменений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, определенной на 1 января 2011 г., отметив что данная кадастровая стоимость подлежит применению с 27 июня 2014 г.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (Управление Росреестра по Ульяновской области), администрация города Димитровграда, общество с ограниченной ответственностью «КО-ИНВЕСТ».

Стифатов В.П., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Его представители Панкрашкина А.И. и Кучембаев А.Н. в судебных заседаниях административный иск поддержали, дав аналогичные изложенным в нем пояснения. Дополнительно указали, что их доверитель в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирован, принадлежащий ему спорный земельный участок используется в качестве автостоянки без взимания платы.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» Тазетдинова Э.Р. иск не признала, ссылаясь на то, что ФГБУ «ФКП Росреестра» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку сведения об оспариваемой кадастровой стоимости земельного участка административного истца были внесены на основании акта органа государственной власти – постановления Правительства Ульяновской области
от 23 мая 2014 г. №193-П. Орган кадастрового учета участия в проведении и утверждении результатов государственной кадастровой оценки участка не принимал, полномочиями по вопросам методологии определения кадастровой стоимости не обладает, прав и законных интересов административного истца не нарушал.

Представитель Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Рафикова Г.Ш. также не признала требования административного истца. В обоснование возражений пояснила, что у Агентства не имелось оснований ставить под сомнение определенную оценщиком
ООО «КО-ИНВЕСТ» величину кадастровой стоимости земельного участка. Агентство не компетентно в вопросах принятия решения об определении реестровых ошибок.

Представитель Управления Росреестра по Ульяновской области
Логинова А.М. полагала административный иск не подлежащим удовлетворению, поддержав пояснения представителя ФГБУ «ФКП Росреестра».

Представители Правительства Ульяновской области, администрации города Димитровграда и ООО «КО-ИНВЕСТ» возражения в письменной форме не представили, заявления о рассмотрении дела в их отсутствие не поступали.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание Стифатова В.П. и представителей Правительства Ульяновской области, администрации города Димитровграда и ООО «КО-ИНВЕСТ», извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее –
НК РФ) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Материалами дела установлено, что Стифатов В.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью
4431 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, город Димитровград, ***. Право собственности административного истца на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке.

В кадастровой выписке и в свидетельстве о государственной регистрации права вид разрешенного использования земельного участка поименован: для платной автостоянки. Сведения об изменении вида разрешенного использования земельного участка в материалах дела отсутствуют.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области
от 18 января 2012 г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2011 г. была определена в размере 1 452 217,27 руб. исходя из удельного показателя 13-й группы видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов, на основании отчета № 429/11 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, составленного оценщиком ООО «КО-ИНВЕСТ».

8 августа 2013 г. органом кадастрового учета было принято решение о необходимости исправления кадастровой ошибки в кадастровых сведениях, в том числе в отношении указанного земельного участка.

ООО «КО-ИНВЕСТ» в рамках исполнения гарантийных обязательств произвело перерасчет и определило кадастровую стоимость указанного земельного участка – 11 467 925,67 руб. исходя из удельного показателя 5-й группы видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 23 мая 2014 г. №193-П соответствующие изменения в части кадастровой стоимости спорного земельного участка были внесены в постановление Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. №21-П.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Ульяновской области
от 23 мая 2014 г. №193-П оно распространяется на правоотношения, возникшие
с 28 января 2012 г., то есть с даты вступления в силу постановления Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. №21-П.

Обращаясь с административным исковым заявлением, Стифатов В.П. указал, что при перерасчете кадастровой стоимости земельный участок был ошибочно отнесен к 5-й группе видов разрешенного использования, что повлекло неправильное определение его кадастровой стоимости из расчета удельного показателя 5-й группы разрешенного использования в размере 2588,11 руб. за кв.м, вместо определения кадастровой стоимости из удельного показателя 3-й группы видов разрешенного использования.

В силу статьи 2418 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

В соответствии с частью 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном данным Федеральным законом (реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 (далее – Правила), и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития Российской Федерации
от 15 февраля 2007 г. № 39 (далее – Методические указания), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

Пунктом 1.2 Методических указаний установлены, в том числе следующие группы разрешенного использования земельных участков: «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» (подпункт 1.2.3) и «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (подпункт 1.2.5).

Как следует из материалов дела, при проведении государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ульяновской области определялась в разрезе видов разрешенного использования земельных участков, установленных в пункте 1.2 Методических указаний.

Согласно данным кадастрового паспорта вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером *** определен – для платной автостоянки.

Поскольку земельный участок представляет собой самостоятельный объект недвижимости с разрешенным использованием для платной автостоянки, то вывод оценщика ООО «КО-ИНВЕСТ» об отнесении этого земельного участка к 5-й группе видов разрешенного использования ошибочен. Земельный участок не используется для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Установление кадастровой стоимости земельного участка в размере 11 467 925,67 руб. исходя из 5-й группы видов разрешенного использования повлекло нарушение прав и законных интересов Стифатова В.П. как плательщика земельного налога.

При таких обстоятельствах суд считает, что требование административного истца об устранении реестровой ошибки является правомерным и подлежащим удовлетворению.

Допущенная ошибка подлежит исправлению в порядке статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л :

 

Административное исковое заявление Стифатова Вячеслава Павловича удовлетворить.

Устранить в сведениях Единого государственного реестра недвижимости реестровую ошибку путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области», кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2011 г. земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 4431 кв.м, расположенного по адресу: Ульяновская область, город Димитровград, ***, исходя из удельного показателя для 3-й группы видов разрешенного использования.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих изменений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ульяновского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                                     Нефёдов О.Н.