УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Карабанов А.С. Дело № 33-2762/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
11 июля 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Полуэктовой С.К.,
судей Чурбановой
Е.В., Фоминой В.А.
с участием прокурора
Федечко Ф.И.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской
области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 апреля 2017 года, по
которому постановлено:
Исковые
требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска в интересах
Богатырева А*** А*** удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области обеспечивать Богатырева А*** А***
препаратом «***» в соответствии с медицинскими показаниями и выписанными
рецептами.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Железнодорожного района города
Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Богатырева А.А. к Министерству
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о
возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.
В обоснование иска
указано, что при проведении прокурорской проверки были выявлены нарушения
закона о льготном обеспечении Богатырева А.А. лекарственным препаратом «***»
согласно выписанным рецептам.
Богатырев А.А., ***
года рождения, наблюдается в ГУЗ «Городская больница № ***» с
диагнозом: ***.
14.10.2016,
15.11.2016, 15.12.2016 Богатыреву А.А. были выписаны рецепты на получение лекарственных
средств - ***, каждый рецепт на получение 1 упаковки такого лекарственного
средства.
Указанными
лекарственными средствами Богатырев А.А. до настоящего времени не обеспечен в
связи с их отсутствием в аптеке АО «УльяновскФармация». Таким образом, его
права на льготное получение лекарственного препарата *** были нарушены.
Просил суд обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечить Богатырева А.А. лекарственным препаратом *** согласно выписанным
рецептам.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело по
существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не
соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение,
отказав в удовлетворении исковых требований к Министерству.
Министерством здравоохранения, семь и
социального благополучия Ульяновской области закупался лекарственный препарат «***» согласно государственному контракту об оказании услуг по
обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами для
медицинского применения в аптечных организациях, расположенных на территории
Ульяновской области от 28.04.2016 № ***. Полагает, что не обеспечение
Богатырева А.А. лекарственным препаратом возникло по вине АО
«УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению
наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в
рамках заключенного с Министерством контракта.
Кроме того, указывает, что согласно сведениям
Региональной информационной системы Богатырев А.А. в настоящее время
обеспечивается выписанным ему лекарственным препаратом.
Обращает внимание, что у выписанных льготных
рецептов от 14.10.2016, 15.11.2016, 15.12.2016 истек срок годности, в связи с
чем возможность для обеспечения Богатырева А.А. лекарственными препаратами по
ним отсутствует. Кроме того, считает, что обеспечение лекарственными
препаратами и медицинскими изделиями по льготным рецептам должно производится в
рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному
решению.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон,
извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим
образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Богатырев
А.А., *** года рождения, является инвалидом и имеет право на
льготы в части лекарственного обеспечения за счет средств федерального и
регионального бюджета.
В соответствии со
ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной
социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг.
При этом, в состав
предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1
Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в
соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными
препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты,
медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов
Правительство
Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для
медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского
применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций,
перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного
питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии
с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
В соответствии с
Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для
медицинского применения на 2016 год, утвержденным распоряжением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 2724-р, лекарственный препарат «***»
внесен в указанный перечень, и Богатырев А.А. на основании ст. ст. 6.1, 6.2,
6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав
которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами
для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, а также
медицинскими изделиями.
В целях реализации Постановления
Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной
поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения
и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского
назначения» и положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Ульяновской
области Правительством Ульяновской области принято постановление от 15.11.2010
N 387-П, пунктом 1 которого постановлено определить Министерство
здравоохранения и социального развития Ульяновской области (в настоящее время
Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области) исполнительным органом государственной власти Ульяновской области,
уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными
препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими
изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц,
относящихся к группам населения, предусмотренным Постановлением Правительства Российской
Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской
промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения
лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также по
обеспечению граждан Российской Федерации, зарегистрированных на территории Ульяновской
области, лекарственными препаратами, зарегистрированными в установленном
порядке на территории Российской Федерации, для лечения заболеваний, включенных
в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных)
заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их
инвалидности (далее - граждане, имеющие право на льготу).
В соответствии с п. 4 Постановления
финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами,
специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при
амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет
средств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития
Ульяновской области (в настоящее время Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области) в областном бюджете Ульяновской
области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели.
В связи с имеющимся
заболеванием Богатыреву А.А. лечащим врачом ГУЗ «Городская больница № 3» 14.10.2016, 15.11.2016, 15.12.2016 были выписаны рецепты
на бесплатное получение лекарственного препарата «***».
На дату рассмотрения
настоящего дела указанный препарат и изделия медицинского назначения по данным рецептам истцом получены не были. Причиной необеспечения Богатырева А.А. указанным препаратом явилось его отсутствие в аптечной сети АО
«УльяновскФармация» (аптека № 66 города Ульяновска). Доказательство иного суду
не представлено.
Исходя из
вышеизложенного, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Министерство здравоохранения, семьи и социального
благополучия Ульяновской области не предприняло надлежащих мер к обеспечению
наличия указанного лекарственного препарата в достаточном количестве в сети
аптек АО «УльяновскФармация» соответственно и к обеспечению истца необходимым
лекарственным препаратом, возложив на ответчика обязанность обеспечить
Богатырева А.А. лекарственным препаратом «***» по рецептам от 14.10.2016,
15.11.2016, 15.12.2016 в соответствии с медицинскими показаниями и в
количестве, указанном в рецептах.
Пунктом 4 Постановления Правительства
Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 прямо предусмотрена обязанность
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры
по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности
лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий
медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При
отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и
диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный
ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно
обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения,
отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или
со скидкой.
Доводы апелляционной
жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к
обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и инвалидов, заключив контракты, соответственно со стороны
ответчика отсутствует бездействие и ответственность за не обеспечение
Богатырева А.А. указанным лекарственным препаратом должно нести АО
«УльяновскФармация» несостоятельны.
Как указывалось
выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность
контролировать наличие в аптечной сети АО «УльяновскФармация» необходимых
лекарственных препаратов, медицинских изделий.
При этом, ответчик
не представил суду доказательства того, что по указанному им контракту
обеспечение льготной категории граждан, в том числе инвалидов, страдающих
заболеванием «бронхиальная астма»
лекарственным препаратом «***» было полным и невыдача указанного
лекарства Богатыреву А.А. по предъявленным рецептам произошло по вине АО
«Ульяновск Фармация».
Поскольку необходимость
обеспечения инвалида лекарственным
препаратом «***» носит постоянный характер, соответственно обеспечение указанным препаратом по рецептам от 14.10.2016,
15.11.2016, 15.12.2016 в текущем году не приведет к тому, что истец будет им
обеспечен свыше необходимого.
Исходя из этого, доводы апелляционной жалобы в части того, что
обеспечение Богатырева А.А. лекарственным препаратом по судебному решению не
соответствует рекомендациям врача, являются несостоятельными.
В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции
ответчика при рассмотрении дела по существу, им судом дана надлежащая правовая
оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно
определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований
прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные
Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П
Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от
13 апреля 2017 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской
области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: