Судебный акт
Об оспаривании решения призывной комиссии
Документ от 20.06.2017, опубликован на сайте 29.06.2017 под номером 66968, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Вериялова Н.В.                                                           Дело № 33а-2266/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                20 июня  2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Смирновой Ю.В. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Оленина И*** С*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 07 марта 2017 года, по которому постановлено:

 

Отказать в удовлетворении исковых требований Оленина И*** С*** к  Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», призывной комиссии муниципального образования город Ульяновск о признании решения призывной комиссии незаконным,  признании права на получение военного билета, обязании выдать военный билет.   

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Оленина И.С. и его представителя – адвоката Николаева Ю.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Оленин И.С. обратился в суд с иском к  ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области»,  призывной комиссии МО город Ульяновск о признании решения призывной комиссии незаконным,  признании права на получение военного билета, возложении обязанности  выдать военный билет.

Требования мотивированы тем, что он родился в г.Ульяновске 11.01.1987 года,  в установленном порядке прошел мероприятия, связанные с допризывной подготовкой. В связи с обучением в Ульяновском государственном педагогическом университете с 2004 по 2009 годы ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на время обучения. В августе 2009 года ему была предоставлена отсрочка от призыва по состоянию здоровья в связи с переломом ноги. В январе 2010 года он (Оленин И.С.) устроился на работу, а в октябре 2010 года поступил в очную аспирантуру Ульяновского государственного технического университета, в связи с чем, ему была предоставлена отсрочка от призыва. Осенью 2011 года ему была предоставлена комната в общежитии Ульяновского государственного технического университета, о чем он установленным порядком уведомил военный комиссариат. Срок обучения в аспирантуре закончился в октябре 2013 года, после чего он продолжил работу над диссертацией, но в последующий год защитить ее не смог. При этом он работал старшим преподавателем УлГТУ, место жительства не менял, продолжая проживать в предоставленном общежитии.  11.01.2014 истцу исполнилось 27 лет. До этого момента каких-либо повесток из военного комиссариата он не получал, какой-либо информации от работодателя о вызове в военный комиссариат по месту воинского учета ему не поступало.

В 2016 году с целью предоставления по месту работы документов воинского учета он прошел медицинскую комиссию, по результатам медицинского освидетельствования был признан призывной комиссией ограниченно годным к военной службе и зачислен в запас. Полагает, что зачисление в запас должно было быть произведено на основании пп. «а» п. 2 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанность и военной службе». Однако призывная комиссия  09.11.2016  приняла решение о том, что истец не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, о чем ему была выдана справка.

Полагает действия призывной комиссии МО «город Ульяновск» и Военного комиссариата Ульяновской области незаконными, нарушающими его права на прохождение государственной гражданской службы.

В соответствии с заключением призывной комиссии от 09.11.2014 он, как ограниченно годный к военной службе, не подлежит призыву на военную службу и не может ее проходить по состоянию здоровья, поэтому отнесение его к категории лиц, не прошедших военную службу, не имея на то законных оснований, является незаконным.

Кроме того, из анализа положений п. 1.1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», п. 34 Положения о призыве на военную службу, следует, что заключение призывной комиссии выносится в отношении граждан, которые не проходили военную службу, не имея на то законных оснований, после вступления изменений закона в силу, то есть после 01.01.2014,  в установленные для призыва сроки не были призваны на военную службу. Не прохождение истцом военной службы в период, предшествующий 01.01.2014, не имеет юридического значения и не может повлечь признание его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований.

Просил суд признать решение призывной комиссии МО «город Ульяновск» (Железнодорожный и Ленинский районы) от 09.11.2016 в части «признания            Оленина И.С. не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований» незаконным, признать его право на получение установленным порядком военного билета, обязать призывную комиссию МО «город Ульяновск» (Железнодорожный и Ленинский районы) устранить в полном объеме допущенное нарушение его прав и свобод, обязать ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» выдать военный билет.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечен отдел  ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» по Железнодорожному и Ленинскому районам города Ульяновска Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Оленин И.С. просит отменить решение суда, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что суд неправильно определил юридически значимые обстоятельства для дела, сослался на события, связанные с его призывом, существовавшие до 01.01.2014, которые не имеют юридического значения, поскольку Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006    № 663, вступило в законную силу с 01.01.2014.

Суд должен был исследовать юридически значимые обстоятельства, связанные с его призывом и существовавшие только в период с 1 по 11 января 2014 года, то есть до достижения истцом возраста  27 лет. Суд не учел то, что согласно Указу Президента РФ № 189 от 31.03.2014 призыв на военную службу с момента начала действия Постановления Правительства РФ № 663 от 11.11.2006 начинался только с 01.04.2014, а он, как достигший 27-летнего возраста, уже не подлежал призыву на военную службу, а потому с ним не проводились какие-либо призывные мероприятия. Следовательно, он не был призван на военную службу в весеннюю компанию в 2014 году в силу закона, в связи с тем, что достиг 27-летнего возраста и не подлежал призыву. Суд неправильно истолковал п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, а также не дал оценку отсутствию в деле (в документах воинского учета, личном деле призывника, учетно-алфавитной книге) доказательств, свидетельствующих о его уклонении от призыва на военную службу с 01.01.2014. Кроме того, суд не дал должной оценки тому обстоятельству, что в соответствии с заключением призывной комиссии он (Оленин И.С.) не годен к военной службе по призыву по состоянию здоровья. При этом заболевание существует как минимум с 2009 года.

В возражениях на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит решение оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Представители ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», призывной комиссии муниципального образования город Ульяновск, отдела  ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» по Железнодорожному и Ленинскому районам города Ульяновска Ульяновской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о рассмотрении дела.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53 -ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан РФ предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу: прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии с требованиями части 1.1 статьи 28 названного Закона при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта РФ решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Согласно п. 5 ст. 28 ФЗ от 28.03.1998 года № 53-ФЗ призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи, на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Оленин И.С., 11.01.2014 года рождения, был принят на воинский учет в отдел военного комиссариата  Железнодорожного района города Ульяновска Ульяновской области  03.02.2004.

Решением призывной комиссии  МО «город Ульяновск» Железнодорожного и Ленинского районов г.Ульяновска  от 09.11.2016 Оленин И.С. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислен в запас.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в период с 03.05.2005 до 14.10.2013  Оленину И.С. неоднократно предоставлялись отсрочки от призыва на военную службу, возраста 27 лет истец достиг лишь 11.01.2014, то есть в период с 14.10.2013 по 11.01.2014 оснований для отсрочки от призыва не имелось, в связи с чем пришел к выводу о законности принятия решения призывной комиссии в отношении административного истца.

С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.

Так, в  соответствии с Указом Президента РФ от 26 сентября 2013 года № 732 «О призыве в октябре - декабре 2013 года граждан РФ на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу, осуществлялся с 01 октября по 31 декабря 2013 года.

Согласно п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Из материалов дела усматривается, что решением призывной комиссии от 03.05.2005 Оленину И.С. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до июня 2009 года в связи с обучением в Ульяновском государственном педагогическом университете имени И.Н.Ульянова.

Решением призывной комиссии от 02.10.2009 Оленину И.С. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до 01.04.2010 по состоянию здоровья.

Решением призывной комиссии от 07.12.2010 Оленину И.С. предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на время учебы в аспирантуре (до 14.10.2013 согласно приказу УлГТУ  *** от 13.10.2010).

Оленин И.С. отчислен из аспирантуры в связи с окончанием аспирантской подготовки приказом от ***-а от 14.10.2013.

Согласно абз. 5 п. 1 статьи 10 Закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны: сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

Оленин И.С. сведений об отчислении из аспирантуры в установленном законом порядке не сообщил. С момента отчисления из аспирантуры до достижения им возраста 27 лет, он был обязан к военной службе в силу прямого указания закона.

С 01 октября по 31 декабря 2013 года (время осеннего призыва) и после 01 января 2014 года он не проходил военную службу, в то время как подлежал призыву и состоял на воинском учете.

Приложением № 32 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации № 400 от 02.10.2007 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 № 663, установлено, что для подтверждения права гражданина на отсрочку от призыва на военную службу в призывную комиссию представляются подлинники следующих документов:

диплом о высшем профессиональном образовании;

справка, согласно приложению № 2 к настоящему Перечню, подписанная руководителем или заместителем руководителя образовательного или научного учреждения, в которой указываются дата и номер приказа о зачислении лица в аспирантуру (адъюнктуру, интернатуру) образовательного или научного учреждения и дата окончания программы обучения и защиты квалификационной работы. Справка заверяется печатью образовательного или научного учреждения;

копия лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования - для научных учреждений (Приложение № 32 Инструкции).

В данном случае обязанность по представлению в призывную комиссию справки образовательного учреждения с указанием даты защиты квалификационной работы Олениным И.С. исполнена не была, доказательств, подтверждающих, что после окончания аспирантуры им была представлена к защите диссертация не представлено. Из пояснений административного истца и его представителя следует, что диссертация им в 2013 году не защищена.

При таких обстоятельствах следует вывод о том, что оснований для предоставления Оленину И.С. отсрочки от призыва после 14 октября 2013 г. у призывной комиссии не имелось, в связи с чем он подлежал призыву на военную службу до достижения 27 лет.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.

Вопреки доводам апелляционной жалобы установление истцу медицинской комиссией 09.11.2016 степени годности к военной службе «ограниченно годный» правового значения  для дела не имеет, поскольку до указанного времени истец признавался годным к военной службе.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию заявителем материального закона, в связи с чем основанием для отмены правильного решения суда служить не могут.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 07 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Оленина И*** С*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи