Судебный акт
О взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата
Документ от 19.06.2017, опубликован на сайте 26.06.2017 под номером 66896, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение ребенка-инвалида лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Андреева Н.А.                                                   Дело № 33-2373/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   19 июня 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 20 марта 2017 года с учетом определения того же суда от 12 мая 2017 года об исправлении описки, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области  в интересах Р*** В*** А*** удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в пользу Штромберг А***и!% А*** денежные средства в размере 3182 (три тысячи сто восемьдесят два) рубля 70 копеек, затраченные на приобретение лекарственного препарата «***».  

В удовлетворении иска к федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г. Димитровграда Ульяновской области в интересах несовершеннолетнего Р*** В.А. обратился в суд с иском к Министерству  здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области,  ФГБУЗ КБ  № 172 ФМБА России о взыскании денежных средств. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой г.Димитровграда проверки выявлены нарушения норм законодательства и прав несовершеннолетнего ребенка-инвалида Р*** В.А., *** года рождения. 09 января 2017 года Р*** В.А. лечащим врачом  выписан рецепт для получения  лекарственного препарата «***» (***). При обращении законного представителя несовершеннолетнего Р*** В.А. - Штромберг А.А. в аптечные пункты АО «УльяновскФармация», осуществляющие льготный отпуск лекарственных препаратов на территории г.Димитровграда, в выдаче медицинского препарата было отказано по причине отсутствия его в наличии, в связи с чем необходимый ребенку лекарственный препарат стоимостью 3182 руб. 70 коп. был приобретен его законным представителем за счет собственных средств. Просил обязать ответчиков возместить Штромберг А.А. денежные средства в размере 3182 руб. 70 коп., затраченные на приобретение лекарственного препарата.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области полагает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы ссылается на отсутствие бездействия со стороны Министерства по вопросу бесплатного обеспечения определенных категорий граждан лекарственными препаратами, поскольку Министерством на основании государственного контракта производилась закупка препарата «***». Просит учесть, что срок действия рецепта от 09 января 2017 года истек, а возможность возмещения денежных средств у Министерства отсутствует. Считает, что надлежащим ответчиком по делу должно выступать АО «УльяновскФармация», не исполнившее обязательств, принятых на себя в рамках государственного контракта. Обращает внимание, что дальнейшее обеспечение ребенка-инвалида лекарственным препаратом «***» осуществляется.

В возражениях на жалобу старший помощник прокурора г. Димитровграда Ульяновской области Душкова К.Б., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя несовершеннолетнего Р*** В.А., представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что  Р*** В.А., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, нуждается в постоянном приеме лекарственного препарата ***). Инвалидность установлена на срок до *** года. 

09 января 2017 года лечащим врачом Р*** В.А. был выписан рецепт на приобретение лекарственного препарата ***), который обеспечен не был в связи с отсутствием препарата в аптечной сети.

28 января 2017 года лекарственный препарат ***) стоимостью 3182 руб. 70 коп. был приобретен законным представителем несовершеннолетнего Р*** В.А. в аптеке № *** АО «Ульяновск Фармация» г.Димитровграда за счет собственных средств.

Ссылаясь на данное обстоятельство, прокурор г. Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с настоящим иском в интересах несовершеннолетнего Р*** В.А.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований, заявленных к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и нормам закона, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Правительство Российской Федерации утверждает Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с данным Перечнем правом на бесплатное получение всех лекарственных средств и изделий медицинского назначения обладают дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года №2885-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год, в который  включен лекарственный препарат ***).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что нарушенное право несовершеннолетнего Р*** В.А. на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами подлежит защите и восстановлению в данном случае путем взыскания в пользу законного представителя несовершеннолетней – Штромберг А.А. денежных средств, затраченных на приобретение лекарственного препарата.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не является в настоящем споре надлежащим ответчиком,  несостоятельны.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями определенных групп населения, к числу которых относится несовершеннолетний Р*** В.А.

Дальнейшее обеспечение несовершеннолетнего Р*** В.А. лекарственными препаратами выводы суда не опровергает и основанием к отмене судебного решения не является.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 20 марта 2017 года с учетом определения того же суда от 12 мая 2017 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения. 

 

Председательствующий

 

Судьи