Судебный акт
О компенсации за лекарства
Документ от 06.06.2017, опубликован на сайте 20.06.2017 под номером 66781, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Чапайкина Е.П.                                                            Дело № 33-2250/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     06 июня 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 31 марта 2017 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в интересах несовершеннолетней В*** С*** С*** удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Видяйкиной М*** Ю*** в возмещение расходов на приобретение лекарственного препарата 1168 руб. 36 коп.

В удовлетворении исковых требований прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в интересах несовершеннолетней В*** С*** С*** к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинский препарат отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение законным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд в интересах несовершеннолетней В*** С.С. с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинский препарат, взыскании денежных средств.

В обоснование исковых требований указал, что В*** С.С., *** года рождения, является ребенком, страдающим заболеванием «***». 21.12.2016 и 18.01.2017 года ребенку были выписаны рецепты на получение лекарственного препарата *** в количестве 4 упаковок (250 мг № 30). При обращении матери ребенка в аптечный пункт ей выдали по обоим рецептам по 3 упаковки вместо 4 упаковок, то есть не выдали 2 упаковки указанного препарата по причине отсутствия в наличии в аптечных учреждениях АО «УльяновскФармация». В связи с этим указанный препарат был приобретен матерью ребенка в аптеке за свой счет на сумму 1168,36 руб. в количестве 1 упаковки дозировкой 500 мг № 30.

Просил обязать ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России обеспечить своевременное оформление рецептов В*** С.С. на лекарственный препарат ***) в соответствии с медицинскими показаниями, взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Видяйкиной М.Ю. денежные средства в сумме 1168,36 руб., затраченные на приобретение указанного лекарственного препарата для ребенка.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение.

Указывает, что Министерство не бездействовало по обеспечению В*** С.С. лекарственным препаратом, так как Министерством заключен соответствующий государственный контракт №*** от 27.12.2016 на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан.

Полагает, что назначение и выписывание лекарственных препаратов, в соответствии с приказом Минздрава России от 20.12.2015 №1175н, осуществляется лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания. Обеспечение лекарственными средствами должно производиться в рекомендованном врачом количестве и не может быть назначено по судебному решению.

Считает, что не обеспечение В*** С.С. лекарственным препаратом в надлежащем объеме возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор г.Димитровграда просит решение суда оставить без изменения, а жалобу ответчика - без удовлетворения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст. 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.

Статьей 6.1 названного Федерального закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе дети-инвалиды.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств больным - инвалидам I и II групп, а также больным шизофренией и эпилепсией.

Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Материалами дела установлено, что В*** С*** С***а, *** года рождения, является ребенком, страдающим заболеванием «***», что подтверждается копией выписного эпикриза, выданного ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Из указанного выписного эпикриза следует, что по жизненным показаниям Ви*** С.С. рекомендован постоянный прием лекарственного препарата ***).

*** и *** ребенку лечащим врачом были выписаны рецепты серии *** № *** и серии *** № *** на получение лекарственного препарата ***) в количестве 4 упаковок (250 мг № 30) по каждому из рецептов.

Однако, при обращении матери ребенка в аптечный пункт ей выдали по каждому из рецептов по 3 упаковки указанного лекарственного препарата, то есть не выдали 2 упаковки препарата по причине отсутствия в наличии в аптечных учреждениях АО «УльяновскФармация», что подтверждается сведениями Региональной информационной системы.

В силу пункта 2.13 приказа Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2005 года №785 «О порядке отпуска лекарственных средств» рецепты на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), и не вошедшие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию). Рецепты на лекарственные средства, назначаемые по решению врачебной комиссии, утвержденной главным врачом лечебно-профилактического учреждения, обслуживаются в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).

Учитывая изложенное, районный суд пришел к обоснованному выводу о том, что лекарственный препарат ***) был назначен ребенку, страдающему ***, при прохождении лечения лечащим врачом в лечебном учреждении и рекомендован ему для постоянного применения в определенной дозировке, однако бесплатно указанный лекарственный препарат в полном объеме предоставлен не был.

14.02.2017 указанный препарат в количестве 1 упаковки дозировкой 500 мг № 30 мать ребенка приобрела в аптеке, оплатив денежную сумму в размере 1168 руб. 36 коп.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не выполнены обязательства по обеспечению лекарственным препаратом лица, имеющего право на его получение бесплатно, указанная сумма правомерно взыскана с ответчика в пользу истца.

Доказательств того, что ребенок был обеспечен лекарственными препаратами в объеме, рекомендованном врачом, ответчиком в суд первой инстанции не представлено.

Доводы жалобы ответчика о том, что в настоящее время Министерством заключен соответствующий государственный контракт на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, не могут быть приняты во внимание, поскольку ненадлежащее исполнение условий контракта не должно ограничивать право Видяйкиной С.С. на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе, на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Более того, не предоставление В*** С.С. лекарственных препаратов, в рекомендованных лечащим врачом дозировках, влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения В*** С.С. бесплатно на период лечения лекарственными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Иные доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 31 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий                                               

 

Судьи: