Судебный акт
О выселении из общежития
Документ от 06.06.2017, опубликован на сайте 23.06.2017 под номером 66779, 2-я гражданская, о выселении, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Таранова А.О.                                                                       Дело № 33-2317/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          06 июня 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой О.Б.,

судей Гурьяновой О.В. и Парфеновой И.А.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 07 апреля 2017 года, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» к областному государственному бюджетному учреждению «Центр образования и системных инноваций Ульяновской области», Фалюшиной Л*** И***, Готовка Н*** А***, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Г*** А*** М***, о выселении с предоставлением иного жилого помещения, обязании областного государственного бюджетного учреждения «Центр образования и системных инноваций Ульяновской области» предоставить иное жилое помещение, предоставлении отсрочки исполнения решения суда в части выселения до получения иного жилого помещения отказать.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., пояснения представителя истца Титова С.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения ответчицы Фалюшиной Л.И. и её представителя Мустафиной Ю.А., не согласившихся с доводами апелляционной жалобы, представителя Областного государственного автономного учреждения «Институт развития образования» Мустафина М.А., представителя Министерства образования и науки Ульяновской области Лыжова Ф.С., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:     

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (далее - ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») обратилось в суд с иском к ОГБУ «Центр образования и системных инноваций Ульяновской области» (далее - ОГБУ «Центр ОСИ»), Фалюшиной Л.И., Готовка Н.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Г*** А.М., о выселении с предоставлением иного жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что в 1994 году в связи с трудовыми отношениями на основании служебного ордера Фалюшиной Л.И. на состав семьи из двух человека, в том числе её дочь Готовку Н.А., была предоставлена комната № *** в общежитии, расположенном по адресу: г. У***, ул. ***, д. ***. Решением ректората ОГБОУ ДПО Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования (далее - ОГБОУ ДПО УИПКПРО) от 26.06.2009 Фалюшиной Л.И. дополнительно была выделена комната № ***.

Решением суда за Фалюшиной Л.И. и её дочерью закреплено право пользования комнатами №№ ***.

Общежитие передано на праве оперативного управления ОГБОУ ДПО УИПКПРО, которое в 2015 году переименовано в ОГБУ «Центр ОСИ».

Распоряжением ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области  от 01.03.2016 право оперативного управления общежитием, расположенным по адресу: г. У***, ул. ***, д. ***, передано ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова».

В настоящее время в указанных комнатах проживают Фалюшина Л.И., её дочь Готовка Н.А. и внук Г*** А.М.

Истец просил выселить ответчиков из комнат №№ *** общежития, расположенного по адресу: г. У***, ул. ***, д. ***, обязать ОГБУ «Центр ОСИ» предоставить ответчикам иное жилое помещение, предоставить ответчикам отсрочку исполнения решения суда в части их выселения из вышеуказанных комнат  до получения иного жилого помещения.

Судом к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, УОГУП БТИ, Агентство государственного имущество и земельных отношений Ульяновской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Департамент Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по г.Ульяновску, администрация г. Ульяновска, администрация Железнодорожного района г. Ульяновска, Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска, Министерство образования и науки Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.

Указывает, что в силу ч. 2 ст. 102 Жилищного кодекса Российской Федерации переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения. В соответствии с ч. 4 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающим соответствующие жилые помещения. Однако суд первой инстанции не применил к правоотношениям сторон вышеуказанные нормы закона и не удовлетворил иск в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство образования и науки Ульяновской области просит отказать в её удовлетворении.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства и фактическими обстоятельствами по делу.

Из материалов дела следует, что здание по адресу: г. У***, ул. ***, д. ***, имеет статус общежития, является собственностью Российской Федерации.

Распоряжением №*** в январе 2001 года указанное общежитие  передано в оперативное управление ГОУ «Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» (ГОУ «УИПКПРО»), которое впоследствии 23.01.2015 было переименовано в областное государственное бюджетное учреждение «Центр образования и системных инноваций Ульяновской области».

На основании распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 01.03.2016 данное общежитие передано на праве оперативного ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова».

Право оперативного управления общежитием подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.03.2016.

По сведениям трудовой книжки Фалюшина Л.И. с ***.1993 по ***.2012 работала в ОГБУ «Центр ОСИ» (ранее ГОУ «УИПКПРО»).

Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 13.11.2009, вступившим в законную силу 22.12.2009, было установлено, что в 1994 году Фалюшиной Л.Г. в связи с трудовыми отношениями с ГОУ «УИПКПРО» на основании ордера была предоставлена комната № *** в общежитии по адресу: г. У***, ул. *** д.***, на состав семьи 2 человека, в том числе её дочь Готовка (К***) Н.А. Решением ректората УИПКПРО в 2009 году Фалюшиной Л.Г.  дополнительно была выделена комната № ***.

В силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Факт предоставления Фалюшиной Л.Г. и её дочери жилых помещений на законном основании сторонами не оспаривался.

Поскольку в настоящее время право оперативного управления общежитием принадлежит ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», истец просил выселить  ответчиков из занимаемых ими комнат с предоставлением иного помещения, возложив обязанность по предоставлению жилья на ОГБУ «Центр ОСИ».

Разрешая возникший спор по существу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» удовлетворению не подлежат исходя из того, что ответчикам не предоставлено иное жилое помещение для их выселения из общежития.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.

Право на жилище закреплено в пункте 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации, в которой содержится ряд гарантий реализации этого права, в частности принцип невозможности произвольного лишения кого-либо принадлежащего ему жилья. Конституцией Российской Федерации установлено, что никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда. Гражданин может быть выселен из жилого помещения в судебном порядке лишь при наличии оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, соответствующим договором.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом.

В соответствии с частью 1 статьи 109 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития. Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилищным помещениям специализированного жилищного фонда. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (часть 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения (часть 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 названного Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения (часть 4 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из смысла указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что в случае прекращения договора найма служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии в связи с переходом права собственности на такое жилое помещение либо передачей такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу выселение граждан из указанных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений законом не предусмотрено.

Безусловный характер обязанности по предоставлению других жилых помещений гражданам, выселяемым из жилых помещений в общежитиях в связи с передачей этих жилых помещений в оперативное управление другому юридическому лицу, обусловлен необходимостью защиты прав и законных интересов гражданина - нанимателя специализированного жилого помещения, поскольку указанное основание прекращения договора, в отличие от расторжения договора, не зависит от волеизъявления или поведения такого гражданина и, следовательно, не должно влечь умаления его субъективных гражданских прав.

Согласно статье 13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР, действующей до введения Жилищного кодекса Российской Федерации, без предоставления другого жилого помещения не могли быть выселены, в числе прочих, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет, а также пенсионеры.

Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты жилищного законодательства применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии со статьей 5 Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Из вышеизложенного следует, что в том случае, если у лица возникло право на льготу по основаниям, предусмотренным статьей 108 Жилищного кодекса Российской Федерации, то оно сохраняется и после введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации.

Поскольку из установленных по делу обстоятельств следует, что ответчики Фалюшина Л.И. и Готовка Н.А. были вселены и проживали в жилом помещении до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01 марта 2005 года), ответчица Фалюшина Л.И. проработала в учреждении (ГОУ «УИПКПРО»), предоставившем ей в пользование комнаты в общежитии, более 10 лет (с ***1993 по ***2012), в настоящее время Фалюшина Л.И. является пенсионером по старости,  ответчики состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2004 года, какого – либо иного жилого помещения  не имеют, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что они не могут быть выселены из общежития без предоставления другого жилого помещения.

В связи с тем, что на момент рассмотрения спора другое жилое помещение ответчикам предоставлено не было, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что обязанность по предоставлению ответчикам другого жилого помещения в данном случае должна быть возложена на  ОГБУ «Центр ОСИ», не основаны на законе, поскольку указанное учреждение с требованиями к Фалюшиной Л.И. и Готовка Н.А. о выселении их из общежития не обращалось. Обязанность указать в исковом заявлении конкретное жилое помещение, в которое подлежат выселению ответчики, лежит на лице, заявившем требование о выселении граждан из общежития с предоставлением им другого жилого помещения, то есть на истце.

Кроме того, в ходе судебного разбирательства было установлено, что у ОГБУ «Центр ОСИ» отсутствуют жилые помещения для переселения ответчиков.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца при рассмотрении дела, являлись предметом исследования суда, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и направлены на переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены решения.

Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют требованиям закона. Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, судом допущено не было.

Учитывая то обстоятельство, что принятое по делу решение никоим образом не нарушает прав ответчика ОГУБ «Центр ОСИ», поскольку в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, судебная коллегия  на стадии апелляционного рассмотрения не усматривает оснований для замены ОГБУ «Центр ОСИ» на правопреемника - Областное государственное автономное учреждение «Институт развития образования».

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 07 апреля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: