Судебный акт
Сохранение памятника
Документ от 30.05.2017, опубликован на сайте 19.06.2017 под номером 66775, 2-я гражданская, об обязании провести работы по сохранению объекта культурного наследия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                               Дело № 33-2164/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          30 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей   Кинчаровой О.Е.  и  Старостиной И.М.,

при секретаре  Кондаковой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска на решение Ленинского  районного суда г.Ульяновска от 6 марта 2017 года, по которому постановлено:

Исковые требования Правительства Ульяновской области  удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска и Управление муниципальной собственности администрации города Ульяновска в течение 9 месяцев организовать и провести работы по разработке и согласованию проектно-сметной документации,  а также  ремонтно-восстановительные работы  в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны, умерших от ранений в госпиталях г.Ульяновска» (ул. К.Маркса, 54, городское кладбище).

 

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., объяснения представителя Управления муниципальной собственности администрации города Ульяновска Киреева С.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г.Ульяновска – Золотаревой Ю.И., согласившейся с апелляционной жалобой, представителя Правительства Ульяновской области – Симонова  Ю.Д., полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Правительство Ульяновской области  обратилось в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации г.Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска о проведении на объекте культурного наследия реставрационных работ.

Требования мотивированы тем, что согласно государственным спискам недвижимых памятников истории и культуры на территории г. Ульяновска находится объект культурного наследия регионального значения - «Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны, умерших от ранений в госпиталях г. Ульяновска» (г.Ульяновск, ул. Карла Маркса, 54), поставленный на государственную охрану Решением Исполнительного комитета Ульяновского областного совета депутатов трудящихся от 17.10.1969 № 836/22 .

Объект культурного наследия находится в муниципальной собственности.

Согласно ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объктах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» лицо, которому принадлежит на праве собственности или ином вещном праве объект культурного наследия, обязано выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

Управлением по охране объектов  культурного наследия  администрации Губернатора Ульяновской области произведён осмотр объекта культурного наследия -«Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны, умерших от ранений в госпиталях г.Ульяновска» по адресу: г.Ульяновск, ул. Карла Маркса, 54, по результатам которого было установлено, что он нуждается в проведении ремонтно-реставрационных работ, а именно: в восстановлении облицовки площадки и всего братского захоронения, ремонте скульптурной группы, восстановлении надписей на плитах и стелах.

Ранее Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области в адрес администрации муниципального образования «город Ульяновск» в лице комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектурой и градостроительством администрации города Ульяновска направлялось письмо о необходимости проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. Однако соответствующие работы  администрацией города Ульяновска не проведены.

Истец просил в судебном порядке обязать администрацию города Ульяновска и Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в течение шести месяцев разработать проектно-сметную документацию по ремонту объекта культурного наследия и согласовать ее с региональным органом охраны  объектов культурного наследия  «Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны, умерших от ранений в госпиталях г.Ульяновска»,   провести ремонтно-реставрационные работы  на объекте культурного наследия  в соответствии с проектно-сметной документацией.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска просит решение суда отменить, принять по делу решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

Ссылаясь на ст.33 Федерального закона от 25.06.20032 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, указало, что судом не установлено, включен ли объект «Братское захоронение воинов Великой Отечественной воны, умерших от ранений в госпиталях г.Ульяновска» в реестр объекта культурного наследия.

В материалах дела отсутствуют доказательства внесения  данного объекта  в реестр объектов культурного наследия, в собственности муниципального образования «город Ульяновск» объект не числится.

Право собственности муниципального образования «город Ульяновск» на спорный объект не зарегистрировано, до момента определения соответствующего собственника указанного объекта он относится к федеральной собственности.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в возражениях на жалобу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорным объектом культурного наследия является объект культурного наследия регионального значения «Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны умерших от ранений в госпиталях г.Ульяновска» (братская могила советских воинов Великой Отечественной войны, умерших от ран в госпиталях в годы  Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.), находящийся по адресу: г.Ульяновск, ул.Карла Маркса, 54 (ранее - ул.Карла Маркса, 52).

Указанный объект культурного наследия Решением Исполнительного комитета Ульяновского областного совета депутатов трудящихся от 17.10.1969 № 836/22 «О дополнительном списке памятников истории и культуры г.Ульяновска, подлежащих охране как памятники государственного и местного значения», утвержден как памятник местного значения.

На совещании комиссии Департамента по культурному наследию Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области от 11.12.2015  по вопросу  технического состояния объекта культурного наследия  регионального значения «Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны, умерших от ранений в госпиталях г.Ульяновска», расположенного по адресу: г. Ульяновск, ул. К.Маркса, 54, от 11.12.2015 признано, что указанный объект культурного наследия  требует проведения работ по его сохранению в виде приспособления для современного пользования, необходимо разработать проектно-сметную документацию на данный вид работ и получить на неё положительное заключение государственной историко-культурной  экспертизы.

По заказу Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска (в настоящее время – Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска) было разработано задание № 1 от 12.02.2016 на проведение работ по сохранению  объекта культурного наследия, согласованное с заместителем главы администрации города – председателем  КУГИГ, утвержденное заместителем министра – директора Департамента по культурному наследию  Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области. Согласно заданию проведение работ по сохранению объекта культурного наследия заключается в восстановлении облицовки площадки и всего братского захоронения, ремонте скульптурной группы, восстановлении бетонных оснований пьедесталов, восстановлении облицовки постамента памятника, восстановлении надписей на плитах и стелах.

Проведение работ по реставрации памятника намечено в период с июня по сентябрь 2016 года.

То обстоятельство, что объект культурного наследия  «Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны, умерших от ранений в госпиталях г.Ульяновска» требует реставрационных работ и что такие работы проведены не были сторонами по делу не оспаривалось.

Удовлетворяя требования истца по существу, суд обоснованно исходил из положений ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в силу которой объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с положениями статьи 40 вышеуказанного Федерального закона сохранение объекта культурного наследия – это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Частью 1 ст. 48 названного Федерального закона предусмотрено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

В силу части 3 ст. 48 вышеуказанного Федерального закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Возлагая на администрацию города Ульяновска и Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска обязанность по приведению объекта культурного наследия в надлежащее состояние, суд правильно указал на  п. 11 ст. 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск», где закреплено, что в полномочия администрации г.Ульяновска в области культуры входит сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа (пп. 2),  содержание зданий, сооружений, иного имущества муниципальных учреждений культуры и финансирование их деятельности (пп.6).

В соответствии с Положением об Управлении муниципальной собственностью администрации города Ульяновска от имени муниципального образования «город Ульяновск» полномочия собственника в отношении  движимого и недвижимого имущества, составляющего казну муниципального образования «город Ульяновск», имущества муниципальных унитарных  предприятий, муниципальных учреждений осуществляет Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска, к числу основных функций которого относится сохранение и использование объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования «город Ульяновск».

Доводы апелляционной жалобы ответчиков о том, что собственник спорного объекта культурного наследия не определен, основанием для отмены решения суда служить не могут, поскольку собранными по делу доказательствами было подтверждено, что объект культурного наследия «Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны, умерших от ранений в госпиталях г.Ульяновска» не числится в реестре муниципального имущества, опровергаются представленным в дело письмом комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска от 01.08.2014, из которого следует, что братская могила советских воинов, умерших от ран в госпиталях в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. постановлением администрации г.Ульяновска от 28.07.2014 №3745  включена в реестр муниципального имущества и учтена в муниципальной казне (л.д. 71).

Письмом за № 04-04/671 от 14.04.2016 и.о. заместителя Главы администрации города – председателя комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска Черкасс Е.Е.  сообщалось в Департамент министерства искусства и культурной политики Ульяновской области о необходимости  обследования  объекта культурного наследия  «Братское захоронение воинов Великой Отечественной войны, умерших от ранений в госпиталях г.Ульяновска», по результатам которого изготовить проектно-сметную документацию на  ремонтно-реставрационные работы (л.д. 36).

Как указывалось выше, по заказу Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска (в настоящее время – Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска) уже было разработано задание на проведение работ по сохранению  объекта культурного наследия № 1 от 12.02.2016, согласованное с заместителем главы администрации города.

Приведенные выше доказательства свидетельствовали о том, что Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска с 2015 года признавалось нахождение спорного объекта культурного наследия в собственности города Ульяновска.

То обстоятельство, что  право собственности на объект культурного наследия администрацией города Ульяновска не зарегистрировано в установленном законом порядке, основанием для освобождения администрации города Ульяновска от обязанности по его надлежащему содержанию и сохранению являться не может.

Судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку выводов суда, сделанных в решении, с чем судебная коллегия согласиться не может.

Нарушений норм материального и процессуального права, в силу которых решение подлежало признанию незаконным, допущено не было.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского  районного суда г.Ульяновска от 6 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи