Судебный акт
Об организации медицинского обслуживания в дошкольном учреждении
Документ от 06.06.2017, опубликован на сайте 15.06.2017 под номером 66671, 2-я гражданская, о понуждении к обеспечению несовершеннолетних, посещающих дошкольное учреждение, медицинским обслуживанием, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                               Дело № 33-2227/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                06 июня 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Димитровграда Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 марта 2017 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора г.Димитровграда удовлетворить.

Обязать администрацию города Димитровграда Ульяновской области, Управление образования администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Золотой ключик» города Димитровграда Ульяновской области, федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» в срок до 01 сентября 2017 года  обеспечить медицинское обслуживание несовершеннолетних, посещающих муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №15 «Золотой ключик» города Димитровграда Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя администрации города Димитровграда Ульяновской области Спириной А.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор г.Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Димитровграда Ульяновской области, Управлению образования администрации города Димитровграда Ульяновской области, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 15 «Золотой ключик» города Димитровграда Ульяновской области (далее – МБДОУ «Детский сад № 15 «Золотой ключик»), федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» (далее – ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России) о понуждении к обеспечению несовершеннолетних, посещающих дошкольное учреждение, медицинским обслуживанием. В обоснование иска, ссылаясь на ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 05 ноября 2013 года № 822н (далее – Порядок), указал, что организация охраны здоровья обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинским организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана безвозмездно предоставить медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи. В случае непредоставления образовательной организацией помещений с соответствующими условиями для работы медицинских работников или отсутствия у медицинской организации лицензии на определенные работы (услуги) по месту нахождения помещений образовательной организации допускается оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в период их обучения и воспитания, в помещениях медицинской организации. В образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников предусматриваются должности в том числе медицинских работников. В МБДОУ «Детский сад № 15 «Золотой ключик» есть медицинский кабинет, в котором имеется оборудование, необходимое для предоставления воспитанникам медицинских услуг. Вместе с тем, медицинский работник в штате отсутствует, лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеется, медицинская помощь детям, посещающим данный детский сад, не оказывается. Данное обстоятельство негативно сказывается на здоровье воспитанников, нарушает их права на охрану здоровья, а ненадлежащее исполнение требований законодательства об образовании и здравоохранении создает опасность причинения вреда здоровью воспитанников в будущем. Просил обязать администрацию города Димитровграда Ульяновской области, Управление образования администрации города Димитровграда, МБДОУ «Детский сад № 15 «Золотой ключик», ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России в срок до 01 сентября 2017 года обеспечить медицинское обслуживание несовершеннолетних, посещающих МБДОУ «Детский сад № 15 «Золотой ключик». 

Рассмотрев дело по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Димитровграда Ульяновской области считает решение суда незаконным, подлежащим отмене в части удовлетворения заявленных прокурором требований к МБДОУ «Детский сад №15 «Золотой ключик», администрации города Димитровграда, Управлению образования города Димитровграда. Ссылаясь на ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании», указывает, что медицинское обслуживание в образовательном учреждении осуществляется не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательное учреждение должно предоставить для этого необходимые условия, в том числе и помещение, соответствующее необходимым требованиям для оказания указанной помощи. Обращает внимание, что постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» также не содержит требований, возлагающих на образовательное учреждение обязанность осуществлять медицинское обслуживание воспитанников дошкольного учреждения, а также вводить в штат последнего медицинских работников. Для соблюдения предусмотренных ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» требований по охране здоровья обучающихся медицинский работник не требуется. Вывод суда о том, что медицинская помощь за исключением первичной медико-санитарной помощи, должна осуществляться самим образовательным учреждением, противоречит ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Просит учесть, что для обеспечения оказания обучающимся первичной медико-санитарной помощи образовательное учреждение может заключить с медицинским работником трудовой договор, но только в случае получения соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности. Однако даже в случае получения такой лицензии законодательство не обязывает образовательное учреждение включать в штатное расписание должность медицинского работника. Для организации работы медицинского кабинета детский сад может воспользоваться услугами организаций и учреждений здравоохранения, имеющих соответствующую лицензию. Организацию оказания медико-санитарной помощи обучающимся в образовательном учреждении согласно ч. 3 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. 

В возражениях на жалобу ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционные жалобы и представление – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков Управления образования администрации города Димитровграда Ульяновской области, МБДОУ «Детский сад № 15 «Золотой ключик», ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России, третьих лиц – Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования, Управления финансов, муниципальных закупок и экономического развития администрации города Димитровграда Ульяновской области, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частями 1-3 ст. 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»  (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения (часть 1).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 данного Федерального закона (часть 2).

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием (часть 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Частью 2 ст. 41  Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В силу ч. 3 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. При оказании первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательной организации эта образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор города Димитровграда Ульяновской области указывал, что приведенные выше нормы законодательства, регламентирующие порядок оказания медицинской помощи в образовательных организациях, в МБДОУ «Детский сад № 15 «Золотой ключик» в полной мере не соблюдены, поскольку медицинское обслуживание воспитанников данного образовательного учреждения надлежащим образом не организовано.

Удовлетворяя исковые требования, и возлагая на всех ответчиков по делу обязанность обеспечить медицинское обслуживание несовершеннолетних, посещающих МБДОУ «Детский сад № 15 «Золотой ключик», суд первой инстанции правильно исходил из того, что для надлежащей организации медицинского обслуживания несовершеннолетних воспитанников данного учреждения необходимы совместные действия как самого образовательного учреждения и его собственников (учредителей), так и учреждения, оказывающего населению медицинскую помощь, которым на территории города Димитровграда выступает ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России.

Данный вывод суда основан на фактических обстоятельствах дела, согласно которым в МБДОУ «Детский сад № 15 «Золотой ключик» отсутствует лицензия на осуществление медицинской деятельности, денежные средства на оплату государственной пошлины для получения лицензии на организацию медицинской деятельности собственником образовательного учреждения не выделены.

С 01 февраля 2017 года в штат сотрудников МБДОУ «Детский сад № 15 «Золотой ключик» введена должность медицинской сестры на 0,25 ставки, основным местом работы которой является родильный дом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России.

Договор безвозмездного пользования нежилыми помещениями между МБДОУ «Детский сад № 15 «Золотой ключик» и ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России не заключен, помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников образовательным учреждением не предоставлены.

Доводы апелляционной жалобы о том, что администрация города Димитровграда Ульяновской области, Управление образования администрации города Димитровграда Ульяновской области, МБДОУ «Детский сад № 15 «Золотой ключик» являются ненадлежащими ответчиками по делу, несостоятельны, поскольку организационные действия, необходимые для обеспечения медицинского обслуживания воспитанников данного образовательного учреждения, взаимосвязаны и для их реализации необходимы совместные действия ответчиков.

При этом суд не возложил на кого-либо из ответчиков какой-либо конкретной обязанности, а лишь обязал обеспечить медицинское обслуживание, вопрос с формой организации которого в учреждении до настоящего времени в полной мере не разрешен, что очевидно свидетельствует о нарушении прав несовершеннолетних.

Согласно п. 1.8 устава МБДОУ «Детский сад № 15 «Золотой ключик» лицом, исполняющим функции и полномочия учредителя детского сада, является администрация города Димитровграда Ульяновской области в лице Управления образования администрации города Димитровграда Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.14 устава МБДОУ «Детский сад № 15 «Золотой ключик» организация оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам осуществляют органы здравоохранения. Детский сад предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников в безвозмездное пользование. Организация охраны здоровья воспитанников (за исключением прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в детском саду осуществляется детским садом.

Согласно п. 1 ст. 1 Положения об Управлении образования администрации города Димитровгралда Ульяновской области Управление образования является отраслевым (функциональным) органом администрации города Димитровграда Ульяновской области.

Учредителем Управления образования является муниципальное образование «Город Димитровград» Ульяновской области в лице администрации города (п. 2 ст.1 Положения об Управлении образования).

Приведенные положения Устава и Положения прямо указывают, что осуществление организационных действий, направленных на обеспечение медицинского обслуживания в муниципальном образовательном учреждении, возможно только при участии всех заинтересованных в этом лиц: образовательного учреждения и его учредителей.

Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными и основанием к отмене судебного решения служить не могут.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применен судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным, отмене, а равно изменению в какой-либо части не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 марта 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Димитровграда Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи