Судебный акт
Об обязании оборудовать системой видеонаблюдения
Документ от 06.06.2017, опубликован на сайте 09.06.2017 под номером 66628, 2-я гражданская, об обязании оборудовать здание образовательной организации системой видеонаблюдения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Тудиярова С.В.                                                                        Дело № 33-2230/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        06 июня  2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Димитровграда Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 марта 2017 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора города Димитровграда, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Ёлочка» города Димитровграда Ульяновской области» в срок до 31.12.2017 оборудовать здание учреждения системой видеонаблюдения. 

Обязать управление образования администрации города Димитровграда, администрацию города Димитровграда в срок до 31.12.2017 обеспечить финансирование на оборудование здания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №10 «Ёлочка» города Димитровграда Ульяновской области» системой видеонаблюдения.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора            Колгановой Е.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор города Димитровграда Ульяновской области, действуя в  защиту прав и законных интересов  неопределенного круга лиц,  обратился в суд с исковым заявлением  к администрации г.Димитровграда, Управлению образования администрации г.Димитровграда, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №10 «Ёлочка» г.Димитровграда Ульяновской области»  (далее МБДОУ «Детский сад № 10 «Ёлочка») о понуждении к оборудованию здания системой видеонаблюдения.

В обоснование иска указал, что  в ходе проведенной  прокуратурой проверки  состояния  антитеррористической защищенности МБДОУ «Детский сад № 10 «Ёлочка» было установлено отсутствие в здании детского сада системы видеонаблюдения, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в нем, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций.

Прокуратурой г.Димитровграда было внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений закона, которые не устранены до настоящего времени.

В связи с  этим  прокурор  просил обязать администрацию г.Димитровграда, управление образования администрации г.Димитровграда, МБДОУ «Детский сад      № 10 «Ёлочка»   в срок до 31.12.2017 оборудовать здание  детского сада системой видеонаблюдения.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял  приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе  администрация города Димитровграда Ульяновской области не соглашается с решением, просит его отменить, принять  новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что администрация  г.Димитровграда является ненадлежащим ответчиком по делу. Управление образования выполняет полномочия главного распорядителя бюджетных средств для подведомственных образовательных организаций в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и  обеспечивает реализацию полномочий администрации города (видов деятельности) в сфере образования, обеспечение содержания зданий и сооружений подведомственных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

МБДОУ «Детский сад № 10 «Ёлочка»  находится в ведомственном подчинении Управления образования.

В возражениях на апелляционную жалобу  Управление   образования Администрации города Ульяновска считает решение суда  законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Апелляционное представление  старшего помощника  прокурора  города Димитровграда Ульяновской области отозвано до начала  судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,   возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

То есть, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае, по обеспечению мер по противодействию терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.

В соответствии с п. 1 и п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Судом первой инстанции установлено, что МБДОУ «Детский сад № 10 «Ёлочка» является образовательным учреждением  города с массовым пребыванием граждан, в  котором  отсутствует система видеонаблюдения, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала детского образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение.

Правительством Российской Федерации 23.12.2005 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, 23.05.2015  утверждена Федеральная  целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы, а  также изданы распоряжение от 07.02.2011 № 163-р «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»,  от  29.12.2014 № 2765-р  «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы», которыми  предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.

В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки Российской Федерации издан ряд приказов.

Так, приказом № 2013 от 11.11.2009 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).

Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, Министерством образования и науки РФ разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.

Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования установки систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и образовательные учреждения.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного Федерального закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Отсутствие системы видеонаблюдения  в МБДОУ «Детский сад № 10 «Ёлочка»  установлено в ходе прокурорской проверки и не оспаривается ответчиками.

Судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствие системы видеонаблюдения в данном образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечивать постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.

Учитывая, что установка системы видеонаблюдения в образовательной организации является обязательной в силу закона, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора, возложив обязанность  на администрацию города Димитровграда Ульяновской области,  Управление образования администрации  города Димитровграда обеспечить  финансирование мероприятий по оборудованию здания  детского сада системой  видеонаблюдения.

В указанной части доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут послужить основанием для отмены решения суда в полном объеме.

То обстоятельство, что  администрация города не является  учредителем    МБДОУ «Детский сад № 10 «Ёлочка» не освобождает административного ответчика от возложенной на него законом обязанности по решению вопросов обеспечения безопасности  и антитеррористической защищенности  учреждений образования и их воспитанников.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 27 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Димитровграда Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи: