Судебный акт
Свалка
Документ от 23.05.2017, опубликован на сайте 07.06.2017 под номером 66574, 2-я гражданская, об обязании устранить несанкционированной свалки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                     Дело № 33а-1922/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            23 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Зуевой Н.В. и Смирновой Э.Е.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Управления по благоустройству администрации города Ульяновска, Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 декабря 2016 года, по которому постановлено:

Административные исковые требования Прокурора Ленинского района
г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Управление по благоустройству администрации города Ульяновска очистить несанкционированную свалку отходов производства и потребления, расположенную на земельных  участках на территории Ленинского района г. Ульяновска юго-восточнее выдела 50 квартала 62 Ульяновского участкового лесничества и в юго-восточной части выдела 50 квартала 62 Ульяновского участкового лесничества длиной 650 метров и шириной от 5 до 55 метров.

Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В., пояснения представителей Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Фомина А.С., Управления по благоустройству администрации города Ульяновска Клинк М.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц  обратился в суд с административным иском  к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.

В обоснование административного иска указал, что 11.11.2016 выездной проверкой, проведенной с привлечением специалистов Управления по благоустройству администрации г.Ульяновска, Управления по охране окружающей среды администрации г.Ульяновска, установлено, что на земельном участке на территории Ленинского района г.Ульяновска на протяжении всей дороги от поворота с Сельдинского шоссе ориентировочные координаты: 54.335437, 48.296573; 54.336000, 48.297871; 336783. 48.298997; 54.337608, 48.299931, наблюдается захламление твердыми строительными отходами, строительным и бытовым мусором, мебелью, обрезками ветвей деревьев, что подтверждается соответствующим актом фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды и фотоматериалами.

Решением Ленинского районного суда г.Ульяновска (гражданское дело № 2-8502/2014) от 31.10.2014 установлено, что земельный участок на котором располагается несанкционированная свалка находится в федеральной собственности, а не в муниципальной. Никакие меры по очистке загрязненной территории Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области не приняты. Данные нарушения ставят под угрозу права жителей                     г. Ульяновска на благоприятную окружающую среду, охраняемые гарантированные Конституцией РФ.

В настоящее время несанкционированная свалка не устранена, что может привести к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

Просил возложить на Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области обязанность устранить нарушения путем очистки несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной на земельном участке на территории Ленинского района г. Ульяновска на протяжении всей дороги от поворота с Сельдинского шоссе (ориентировочные координаты: 54.335437, 48.296573; 54.336000, 48.297871; 54.336783, 48.298997; 54.337608, 48. 299931).

 

По ходатайству истца судом в качестве второго ответчика было привлечено Управление по благоустройству администрации горда Ульяновска и требования были уточнены следующим образом -  обязать надлежащего ответчика устранить нарушения путем очистки несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной на земельном участке на территории Ленинского района г.Ульяновска юго-восточнее выдела 50 квартала 62 длиной 650 м. и шириной от 5 до 55 м.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Управление по благоустройства администрации города Ульяновска просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении предъявленных к нему исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что решение является незаконным, необоснованным, нарушены нормы материального права, не доказаны установленные судом обстоятельства, имеющие значение для административного дела.

Полагает, что суд незаконно возложил на Управление по благоустройству администрации города Ульяновска обязанности по организации и проведению работы по ликвидации несанкционированного размещения (сброса) строительных и бытовых отходов, поскольку полномочия отраслевого (функционального) органа администрации города Ульяновска не могут превышать полномочия администрации города Ульяновска, а она полномочием по организации сбора и вывоза бытовых отходов и строительного мусора не наделена.

Указывает, что лица, разместившие отходы, мусор в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории. При этом установить лиц, несанкционированно разместивших отходы и допустивших указанные в иске нарушения, силами Управления по благоустройству администрации города Ульяновска и администрации города Ульяновска не представляется возможным ввиду отсутствия у них полномочий по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

 

В апелляционной жалобе Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении предъявленных к нему исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что Министерство как контрольно-надзорный орган в области обращения с отходами лишь участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Ссылается на то, что при проведении проверки не были привлечены специалисты Министерства и координаты расположения свалки были определены приблизительно с помощью несертифицированных приборов с отклонениями. Учитывая, что несанкционированная свалка расположена на участке, граничащим с землями государственного лесного фонда, судом не выяснено точное расположение свалки. Из представленных фотоматериалов видно, что свалка расположена на проезжей части дороги, а не на землях государственного лесного фонда.

Полагает, что организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований. В связи с тем, что подлежащая ликвидации свалка образовалась в результате ненадлежащего исполнения ответчиком - администрацией муниципального образования г.Ульяновск обязанности по организации сбора и вывоза мусора и бытовых отходов на территории муниципального образования, решение суда об удовлетворении исковых требований к Министерству является незаконным и необоснованным.

 

В возражениях на апелляционную жалобу Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Анастасин О.А. считает решение законным и обоснованным.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

 

Судом установлено, что на земельном участке на территории Ленинского района г.Ульяновска на протяжении всей дороги от поворота с Сельдинского шоссе ориентировочные координаты: 54.335437, 48.296573; 54.336000, 48.297871; 336783. 48.298997; 54.337608, 48.299931, наблюдается захламление твердыми строительными отходами, строительным и бытовым мусором, мебелью, обрезками ветвей деревьев, что подтверждается соответствующими актами фиксации признаков нарушения законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды и фотоматериалами. Свалка расположена на земельных  участках на территории Ленинского района г. Ульяновска юго-восточнее выдела 50 квартала 62 Ульяновского участкового лесничества и в юго-восточной части выдела 50 квартала 62 Ульяновского участкового лесничества длиной 650 метров и шириной от 5 до 55 метров.

 

Также судом установлено, что свалка расположена как на территории, принадлежащей государственному лесному фонду, находящемуся в федеральной собственности, так и на землях, находящихся в пределах МО «Город Ульяновск» и относящихся к муниципальной собственности. Доказательств обратному административными ответчиками не представлено.

 

Руководствуясь нормами Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», суд первой инстанции обоснованно указал, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 27 статьи 3 Устава муниципального образования «город Ульяновск», принятого решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119 к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 90 «Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска» утверждено  Положение об Управлении по благоустройству администрации города Ульяновска (далее Положение об Управлении по благоустройству).

Согласно п.п. 1.1, 1.3, 1.5, 1.6 указанного Положения Управление по благоустройству администрации города Ульяновска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке органам местного самоуправления в области организации благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск». Управление является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием, а также необходимые для осуществления деятельности Управления штампы и бланки, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Управление от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации. В области бюджетных отношений Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 

Пунктом 4.2.8 Положения об Управлении по благоустройству непосредственно предусмотрено, что Управление по благоустройству администрации города Ульяновска организует проведение работ по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных в границах муниципального образования «город Ульяновск».

 

Таким образом, администрация г. Ульяновска, реализуя закрепленные за ней законом соответствующие властные полномочия в области организации благоустройства, определила ответственного за решение данного вопроса - Управление по благоустройству администрации города Ульяновска.

 

В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В п. 1 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях

Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 № 452-П утверждено Положение о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее Положения о Министерстве).

В силу п.п. 1.1, 1.4 указанного Положения Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий, в том числе, в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды. Министерство является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, печать с изображением герба Ульяновской области, а также соответствующие бланки и штампы установленного образца, лицевые и иные счета, предусмотренные и открываемые в соответствии с законодательством. Министерство осуществляет установленные бюджетным законодательством функции главного распорядителя средств областного бюджета Ульяновской области в соответствии с ведомственной классификацией расходов областного бюджета Ульяновской области, в том числе средств областного бюджета Ульяновской области, источником которых являются субвенции из федерального бюджета, а также установленные бюджетным законодательством Российской Федерации функции главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, областного бюджета Ульяновской области и местных бюджетов муниципальных образований Ульяновской области.

Согласно п. 2.2, 2.10 Положения о Министерстве (в редакции, действующей на момент вынесения решения судом первой инстанции) Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства обеспечивает в пределах предоставленных полномочий охрану, защиту и воспроизводство лесов на землях лесного фонда; в области обращения с отходами принимает участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

 

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств по делу, а также анализа приведенного законодательства суд обоснованно возложил обязанности по ликвидации несанкционированной свалки как на Управление по благоустройству администрации города Ульяновска, так и на Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.

 

Доводы представителей ответчиков о том, что на них в соответствии с Положениями возложены обязанности только по организации деятельности по ликвидации несанкционированной свалки, не свидетельствуют о незаконности решения суда, так как непосредственно ликвидация свалки является составляющей частью процесса по организации такой деятельности.

 

Доводы представителей ответчиков о том, что решение незаконное, поскольку не установлено лицо, виновное в образования несанкционированной свалки, необоснован, поскольку доказательства вины конкретных юридических либо физических лиц в образовании несанкционированной свалки ответчиком суду не представлено, иск к ним не предъявлялся.

 

Довод представителя Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области о том, что судом не выяснено точное расположение несанкционированной свалки, а соответственно нет данных о том, что свалка располагается на землях лесного фонда, опровергается материалами дела, а именно актом обследования территории от 11.11.2016, приложенными к нему фотоматериалами, ответом от 13.12.2016 Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области с приложенной схемой на запрос суда.

 

Иные доводы апелляционных жалоб также не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.

 

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, постановлено при полной и объективной оценке представленных доказательств, верном применении норм материального и процессуального права. Оснований для вмешательства в оспариваемое решение не имеется.

 

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 декабря
2016 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Управления по благоустройству администрации города Ульяновска, Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи