Судебный акт
Взыскание материального ущерба
Документ от 23.05.2017, опубликован на сайте 05.06.2017 под номером 66442, 2-я гражданская, о взыскании излишне выплаченных денежных средств из средств бюджета МО, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

 

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Рыбаков И.А.                                                    Дело № 33-1710/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          02 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 08 февраля 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителя МО «Новоселкинское сельское поселение» - Персияновой О.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, Ларионовой О.Н.,  возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Администрация муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области (далее – администрация МО «Новоселкинское сельское поселение») обратилась в суд с иском к Ларионовой О.Н. о взыскании излишне выплаченных денежных средств из бюджета муниципального образования. В обоснование иска указала, что начальник финансового отдела администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» Ларионова О.Н. в период с 22 июля по 11 декабря 2015 года периодически исполняла обязанности Главы администрации МО «Новоселкинское сельское поселение». За период совмещения должностей из средств местного бюджета Ларионовой О.Н. было выплачено 132 189 руб. 88 коп., исходя из денежного содержания Главы администрации МО  «Новоселкинское сельское поселение» в размере 33 000 руб. ежемесячно. Между тем, выплате подлежала разница в окладах по должности начальника финансового отдела и Главы администрации МО  «Новоселкинское сельское поселение», которая составляла 2000 руб. Таким образом, за период замещения должности Главы администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» Ларионовой О.Н. излишне выплачено из средств местного бюджета 124 166 руб. 17 коп. Просила взыскать с Ларионовой О.Н. в пользу администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» указную денежную сумму. 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Считает, что судом первой инстанции не были приняты во внимание требования статьи 22 Федерального закона «О муниципальной службе», согласно которой размер должностного оклада и иных дополнительных выплат устанавливается муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования. Во исполнение данного закона решением Совета депутатов МО  «Новоселкинское сельское поселение» от 08.04.2013 принято Положение о муниципальной службе, которым регулируются вопросы установления денежного содержания муниципального служащего, согласно которому основанием для оплаты труда муниципального служащего является решение работодателя. По отношению к начальнику финансового отдела работодателем является администрация поселения, которая не принимала решение о выплате Ларионовой О.Н. дополнительного вознаграждения. С учетом данных обстоятельств суд не дал оценку распоряжениям Главы муниципального образования «О возложении обязанностей» от 22.07.2015 № 3, от 23.09.2015 № 6, от 16.10.2015 №7, от 07.12.2015 № 8, на основании которых производились выплаты ответчице. В частности, не учел, что Глава муниципального образования принял решение в отношении неподчиненного ему лица, а также незаконно, то есть в отсутствие муниципального нормативного акта, установил размер оплаты Ларионовой О.Н. в полном объеме денежного вознаграждения Главы администрации муниципального образования. В Положении о муниципальной службе отсутствует норма, позволяющая производить доплату на период отсутствия основного работника в полном объеме. Указывает, что назначению на должность главы местной администрации предшествует конкурс, после проведения которого Совет депутатов поселения поручает главе муниципального образования поселения заключить контракт с главой местной администрации. Однако       Ларионова О.Н. не назначалась на должность главы местной администрации, в связи с чем, возложение на нее обязанностей с установлением ей доплаты в полном объеме не входило в круг полномочий главы поселения Соколова Л.Н. Также считает, что судом не принято во внимание разъяснение Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 29.12.1965 №30/39 «О порядке оплаты временного заместительства», позиция Верховного Суда Российской Федерации, изложенная в определении от 11.03.2003 № КАС 03-25, согласно которым замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки).

В возражениях на апелляционную жалобу Ларионова О.Н. просит решение суда оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Ларионова О.Н. занимает должность начальника финансового отдела администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» с 15.02.2010.

Распоряжением главы  МО «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области №3 от 22.07.2015 на Ларионову О.Н. было возложено исполнение обязанностей Главы администрации без освобождения от работы, определенной трудовым договором, на время отсутствия основного работника с 22.07.2015 по 31.08.2015,  установлено  и выплачено денежное содержание в размере 44 410,88 руб.  

За период исполнения обязанностей с 23.09.2015 по 15.10.2015 Ларионовой О.Н. на основании распоряжения Главы МО «Новоселкинское сельское поселение» от 23.09.2015 № 6  выплачено денежное содержание в сумме 25 461  руб.

За период исполнения обязанностей с 16.10.2015 по 04.12.2015 Ларионовой О.Н. на основании распоряжения Главы МО «Новоселкинское сельское поселение» от 16.10.2015 №7 выплачено денежное содержание в сумме 55 155  руб.

За период исполнения обязанностей с 07.12.2015 по 11.12.2015 Ларионовой О.Н. на основании распоряжения Главы МО «Новоселкинское сельское поселение» от 07.12.2015 № 8 выплачено денежное содержание в сумме 7163 руб.

Таким образом, за период работы ответчика в должности Главы администрации из средств местного бюджета ей было выплачено 132 189, 88 руб.

Ссылаясь на незаконное установление и выплату Ларионовой О.Н. денежных сумм за совмещение должностей в размере полного денежного содержания по должности Главы администрации муниципального образования, администрация МО ««Новоселкинское сельское поселение»» обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции указал на неправильное применение истцом трудового законодательства при начислении и выплате Ларионовой О.Н. доплаты за совмещение должностей, но посчитал, что отсутствие в данном случае счетной ошибки или виновных действий со стороны ответчицы, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда неверным по следующим основаниям.

В силу положений ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 настоящего Кодекса). Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Таким образом, указанная статья устанавливает три вида выполнения работником дополнительной работы в свое основное рабочее время по поручению работодателя. В зависимости от того, какая работа выполняется, выделяют совмещение должностей (профессий) и увеличение объема работ (расширение зон обслуживания), а также исполнение обязанностей отсутствующего работника.

На основании ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

В силу ст. 423 ТК РФ ранее принятые законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1965 № 820/39 утверждено разъяснение Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 29.12.1965 № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства» (в ред. Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 11.12.1986 № 521/30-18).

В соответствии с пунктом 1 Разъяснения временным заместительством считается исполнение служебных обязанностей по должности временно отсутствующего работника, когда это вызвано производственной необходимостью. В этом случае замещающему работнику выплачивается разница между его фактическим окладом (должностным, персональным) и должностным окладом замещаемого работника (без персональной надбавки). Пунктом 2 Разъяснения установлено, что назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности не допускается. Это  возможно только по должности, назначение на которую производится вышестоящим органом управления. При назначении работника исполняющим обязанности по вакантной должности оплата труда производится по этой должности.

Согласно п.1 ст. 40 Устава МО «Новоселкинское сельское поселение» Глава администрации поселения назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение должности Главы администрации поселения, на срок полномочий Совета депутатов поселения, принявшего решение о назначении лица на должность Главы администрации поселения.

Судом установлено, что должность Главы администрации МО «Новоселкинское сельское поселение» на период его замещения Ларионовой О.Н. была вакантной, следовательно,  при установлении спорных выплат подлежал применению пункт 2 вышеуказанных Разъяснений, предусматривающий оплату труда работника по замещаемой им должности.

Между тем, Ларионова О.Н. в период с июля по декабрь 2015 года получала денежное содержание по двум должностям: начальника финансового отдела в размере 18450 руб. и по должности Главы администрации в размере 32 950 руб.

В соответствии со статьей 137 ТК РФ, заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе, при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое; если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Согласно Положению о финансовом отделе администрации МО «Новоселкинского сельского поселения», утвержденного решением Совета депутатов от 23.12.2005, финансовый отдел является органом исполнительной власти администрации поселения, осуществляющий проведение единой государственной финансовой, бюджетной политики на территории поселения.

Из должностной инструкции начальника финансового отдела следует, что в его обязанности входит, в том числе, разработка предложений по совершенствованию организационно-штатной структуры аппарата администрации поселения, размеров ассигнований на содержание этих органов, совершенствование структуры муниципальных расходов, составление отчетов об исполнении бюджета поселения. С учетом указанных документов выводы суда о том, что излишнее начисление и получение Ларионовой О.Н. денежных средств из бюджета поселения нельзя вменить ей в вину, не могут быть признаны обоснованными, поскольку именно в ее обязанности вменен контроль за оптимизацией местного бюджета.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе в иске не может быть признано правильным, оно подлежит отмене, а исковые требования – частичному удовлетворению.

С учетом вышеуказанных норм действующего законодательства и фактически выплаченных ответчице сумм, расчет подлежащей взысканию денежной суммы является следующим:

июль 2015 г. – 23 рабочих дня -

начислено и выплачено: 10 дней - начальник финотдела – 8022 руб.

8 дней – глава администрации – 11 460 руб., итого:19 482 руб.

подлежало выплате:  2 дня –  начальник финотдела – 1604 руб.

8 дней – Глава администрации – 11460 руб., итого 13064 руб.

излишне выплачено 6418 руб.

август 2015 г. – 21 рабочий день –

начислено и выплачено:  21 день - начальник финотдела – 18 450 руб.

21 день – глава администрации – 32 950 руб., итого: 51 400 руб.

излишне выплачено 18 450 руб.

сентябрь 2015 г. – 22 дня

начислено и выплачено: 15 дней - начальник финотдела – 12585 руб.

6 дней – глава администрации – 8986 руб., итого: 21 571 руб.

подлежало выплате:  9 дня –  начальник финотдела – 7548 руб.

6 дней – Глава администрации – 8986 руб., итого 16 534 руб.

излишне выплачено 5037 руб.

октябрь 2015 г. – 22 рабочих дня

начислено и выплачено:  21 день - начальник финотдела – 18 450 руб.

21 день – глава администрации – 32 950 руб., итого: 51 400 руб.

излишне выплачено 18 450 руб.

ноябрь 2015 г. – 22 рабочих дня

начислено и выплачено:  21 день - начальник финотдела – 18 450 руб.

21 день – глава администрации – 32 950 руб., итого: 51 400 руб.

излишне выплачено 18 450 руб.

декабрь 2015 г. – 23 рабочих дня

начислено и выплачено: 23 дня - начальник финотдела – 18 450 руб.

9 дней – глава администрации – 12 893 руб., итого: 31 343 руб.

подлежало выплате:  14 дней –  начальник финотдела – 11 230 руб.

9 дней – Глава администрации – 12 893 руб., итого 24 123 руб.

излишне выплачено 7219 руб.

Итого излишне выплаченная сумма составляет 74 024 руб., которая и подлежит взысканию с Ларионовой О.Н. в пользу истца. Кроме того, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с Ларионовой О.Н. подлежит взысканию в пользу местного бюджета государственная пошлина в сумме 2420,72 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 08 февраля 2017 года отменить, постановить по делу новое решение.

Взыскать с Ларионовой О*** Н***  в пользу администрации муниципального образования «Новоселкинское сельское поселение» Мелекесского района Ульяновской области 74 024 руб., а также госпошлину в доход местного бюджета в сумме 2420,72 руб.

 

Председательствующий

 

Судьи: