Судебный акт
Бездействие администрации
Документ от 23.05.2017, опубликован на сайте 26.05.2017 под номером 66326, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Петрова И.И.                                                                                 Дело № 33а-2004/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                 23 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей Смирновой Ю.В., Зуевой Н.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска и Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 01 марта 2017 года, по которому постановлено:

 

Административный иск прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации Муниципального образования «город Ульяновск» и Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, выразившихся в непринятии надлежащих мер, направленных на содержание автомобильной дороги по ул.Нагорная в г.Ульяновска в районе дома № 6.

Обязать администрацию Муниципального образования «город Ульяновск» и Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск ул.Нагорная в районе дома №16 и на повороте дороги по ул.Нагорная, находящемся ниже д.16.

В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора             Колгановой Е.А.,  полагавшей  решение суда оставить без изменения, судебная  коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Железнодорожного района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с  административным исковым заявлением к администрации МО «город Ульяновск». В обоснование иска указал, что в процессе проведенной проверки установлено, что вопреки требованиям ст.ст. 12, 21 Федерального закона   от  10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»,  п.п. 3, 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», на проезжей части в районе д.16 по ул.Нагорная в г.Ульяновске  имеются просадки проезжей части, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения РФ скоростью: длиной 210 см, шириной 130 см, глубиной 14 см; длиной 140 см, шириной 105 см, глубиной 10 см; длиной 160 см, шириной 95 см, глубиной 15см; длиной       105 см, шириной 100 см,  глубиной 14 см; длиной 650 см, шириной 200 см, глубиной 15 см. Кроме того, имеются частичные повреждения дорожной одежды и армобетонных плит в виде выступающих элементов арматуры.

Ненадлежащее состояние дорог создает угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся указанными дорогами, поскольку может привести к дорожно-транспортным происшествиям.

В связи с этим прокурор просил признать незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении возложенных обязанностей по содержанию муниципальной автомобильной дороги по ул.Нагорная, возложить  обязанность привести в соответствие с эксплуатационными требованиями участок муниципальной дороги по ул.Нагорная в г.Ульяновске.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, в качестве заинтересованного лица УГИБДД УМВД России по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска и  Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска не соглашаются с решением суда. Указывают на то, что исковое заявление первоначально  было подано к ответчику – администрации г.Ульяновска, которую  истец считал виновной, а не  к Управлению.

Управление осуществляет свою дорожную деятельность в МО «город Ульяновск» согласно Положению утвержденному решением Ульяновской Городской думы от 25.02.2016 № 19 «О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 24.05 2006 № 90 «Об утверждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска». Управление является бюджетным учреждением, все денежные средства используются в соответствии с «Ведомственной структурой расходов бюджета МО «город Ульяновск» на 2016 год», утверждённой Решением Ульяновской Городской Думы Ульяновской области от 02.12.2015 № 151 «Об утверждении бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов».

На основании ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации,  Постановления администрации города Ульяновска от 18.12.2015 № 6478 «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений МО «город Ульяновск» и финансового обеспечения выполнения муниципального задания», распоряжением Комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Ульяновска от 30.12.2015 № 39 МБУ «Дорремстрой» было выдано муниципальное задание на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов, которым предусмотрено содержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них на территории МО «город Ульяновск» в соответствии с перечнем объектов  (Приложения к муниципальному заданию). Приложением №1 к муниципальному заданию на 2016 и на плановый период  2017-2018 годов для                     МБУ «Дорремстрой» предусмотрено содержание автомобильной дороги по               ул. Нагорная в г. Ульяновске. Указывает на то, что по ул. Нагорная повреждения устранены, по данной дороге проходят большегрузные транспортные средства, которые перевозят с Речного порта груз и повреждают дорогу. Администрация г.Ульяновска не имеет возможности расходовать денежные средства, предусмотренные на ремонт других дорог. Считает, что суд не принял во внимание ходатайство представителя администрации г.Ульяновска и Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, который просила об отсрочке исполнении решения до 30.09.2017.

В судебное заседание не явились представители администрации г.Ульяновска, Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, УГИБДД УМВД России по г.Ульяновску. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

По делу установлено, что техническое состояние дорожного покрытия на  автомобильной дороге по ул. Нагорная в районе д.16 г.Ульяновск не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» ввиду наличия  просадки  покрытия  проезжей части. Кроме того, имеются частичные повреждения дорожной одежды и армобетонных плит в виде выступающих элементов арматуры. Данный факт подтверждается актом проверки от 30.12.2016, составленным  государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по г. Ульяновску и помощником прокурора Железнодорожного района. В соответствии с повторным актом осмотра проезжей части ул.Нагорная в районе д.16, составленным  22.02.2017 совместно прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска и специалистом Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации г.Ульяновска, на ул.Нагорная имеется просадка дорожного покрытия напротив д.16 длиной 210 см, шириной 15 см, глубиной от 3 см до 6 см; повреждение дорожной одежды в виде выступающей асфальтобетонной плиты на повороте, находящемся ниже д.16 по ул.Нагорная, создающей просадку дорожного покрытия 10-15 см, длиной 100 см, шириной 100 см.

Автомобильная дорога по улице Нагорная находится в муниципальной собственности. 

Согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к вопросам местного значения городского округа.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 4 статьи 6 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с вышеприведенными положениями законодательства обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения возлагается на уполномоченные органы местного самоуправления.

Исходя из содержания пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007          № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,  дорожная деятельность включает в себя проведение работ по содержанию автомобильных дорог.

Под содержанием автомобильной дороги местного значения понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), финансирование которых в силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» является расходным обязательством муниципального образования.

В силу п. 3 части 6 ст. 38 Устава МО «город Ульяновск, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 23.09.2014 № 119 (ред. от 25.01.2017)  дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа относятся к полномочиям администрации города Ульяновска по решению вопросов местного значения.

Решением Ульяновской Городской Думы от 27.01.2016 № 2 в целях эффективного управления процессом, связанным с исполнением администрацией города Ульяновска полномочий по решению вопросов местного значения городского округа, утверждена структура администрации города Ульяновска.

Из пункта 1.1 Положения об Управлении дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, утвержденного Решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 № 90 (в ред. от 25.05.2016), следует, что данное Управление является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ульяновской области в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Пунктом 4.1 названного Положения установлено, что Управление осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя, главного администратора и получателя средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск» в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в области дорожной деятельности.

Установив факт ненадлежащего состояния автомобильной дороги на улице Нагорная в районе д.16 в г.Ульяновске, суд первой инстанции возложил обязанность по устранению повреждений дорожного покрытия проезжей части указанных автомобильных дорог на администрацию Муниципального образования «город Ульяновск» и Управление дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска, как на отраслевой (функциональный) орган администрации г.Ульяновска.

С учетом вышеприведенных положений законодательства данный вывод суда является верным, поскольку, как было указано выше, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, в том числе и финансирование указанной деятельности, относится непосредственно к полномочиям администрации г.Ульяновска.

То обстоятельство, что полномочия по содержанию дорог переданы администрацией муниципального образования специально созданному предприятию МБУ «Дорремстрой», не освобождает административного ответчика от возложенной на него законом обязанности по решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения.

Ссылка  ответчиков в апелляционной жалобе на то, что МБУ «Дорремстрой»  выдано муниципальное задание на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, в соответствии с которым на данное учреждение возложена обязанность по  содержанию автомобильной дороги по ул. Нагорная  к г.Ульяновске,  не опровергает установленные судом обстоятельства и не влечет отмену принятого по делу решения.

Администрация  г.Ульяновска и Управление  дорожного хозяйства  и транспорта администрации г.Ульяновска  при необходимости не лишены возможности в соответствии со ст. 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнение решения суда, изменении способа и порядка его исполнения.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска области от 01 марта 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска и Управления дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: