Судебный акт
Взыскание денежных средств за приобретенные лекарства
Документ от 23.05.2017, опубликован на сайте 30.05.2017 под номером 66311, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Андреева Н.А.                                                   Дело № 33-1943/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             23 мая 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Казаковой М.В.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 01 марта 2017 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области  в интересах Аряпова А*** Р*** удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области в пользу Аряповой А*** И*** денежные средства в размере 9006 (девять тысяч шесть) рублей, затраченные на приобретение лекарственных препаратов ***.  

В удовлетворении иска к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения прокурора Сальникова А.А.,   возражавшего против доводов жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор города Димитровграда обратился в суд с иском в интересах А*** А.Р. к Министерству  здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных средств.

В обоснование иска указано, что А*** А.Р. *** года рождения, является ребенком-инвалидом и имеет право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по назначению врача.  23.11.2016  А*** А.Р. лечащим врачом  выписан рецепт для получения  лекарственного препарата *** в количестве 8 упаковок, 28.12.2016  – рецепт на получения лекарственного препарата ***

При обращении матери несовершеннолетнего в аптечные пункты АО «УльяновскФармация» осуществляющие  льготный отпуск лекарственных препаратов на территории города Димитровграда, в выдаче Аряповой А.И. указанных лекарственных препаратов было отказано по причине отсутствия их в наличии, в связи с чем, они приобретались Аряповой А.И. за собственные деньги. На приобретение лекарственного препарата было потрачено 9006 руб.

Просил возместить Аряповой А.И. денежные средства в размере 9006 руб., затраченные на приобретение лекарственных препаратов ***.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований.

Указывает, что Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области  заключен государственный контракт №0168200002416001145-0029238-02 от 28.04.2016 на закупку лекарственных препаратов для отдельных категорий граждан, соответственно ответчик предпринял исчерпывающие меры по обеспечению льготной категории граждан необходимыми лекарственными препаратами.

Обращает внимание, что согласно сведениям АО «УльяновскФармация» стоимость лекарственного препарата *** 250 мг № 30 составляет 718 руб., стоимость лекарственного препарата *** - 305,10 руб., а общая стоимость лекарственных препаратов по рецепту от 28.12.2016 составляет 6 354 руб. 20 коп., в связи с чем, считает необоснованным взыскание возмещения денежных средств, связанных с приобретением Аряповой А.И. лекарственных препаратов  в размере 9006 рублей.

Также обращает внимание на тот факт, что Аряпову А.Р. был выписан лекарственный препарат *** 250 мг № 30, а приобретен им был лекарственный препарат *** - раствор для приема внутрь.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор города Димитровграда просит решение суда оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что А*** А*** Р***, *** года рождения,  является «ребенком-инвалидом». Инвалидность установлена на срок до 18.06.2027.  

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

При этом, в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 2724-р, лекарственные  ***    внесены в указанный перечень, и Аряпов А.Р.  на основании ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3 ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и положений Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» на территории Ульяновской области Правительством Ульяновской области принято постановление от 15.11.2010 N 387-П, пунктом 1 которого постановлено определить Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области (в настоящее время Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области) исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным на реализацию мероприятий по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также по обеспечению граждан Российской Федерации, зарегистрированных на территории Ульяновской области, лекарственными препаратами, зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации, для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности (далее - граждане, имеющие право на льготу).

В соответствии с п. 4 Постановления финансирование расходов на обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении граждан, имеющих право на льготу, осуществлять за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития Ульяновской области (в настоящее время Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области) в областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период на данные цели.

А*** А.Р. лечащим врачом были выписаны рецепты:   серии 731611 № 1000063676 от 28.12.2016  на лекарственное средство *** в количестве 3 упаковок,  серии  731611 № 1000057435 от 23.11.2016 на лекарственное средство *** в количестве 8 упаковок.

В связи с тем, что на обращение Аряповой А.И. в аптеку ООО «УльяновскФармация» города Димитровграда было отказано  в предоставлении лекарственных препаратов *** по рецептам: серии 731611 № 1000063676 от 28.12.2016, серии  731611 № 1000057435 от 23.11.2016, Аряпова А.И. (мама ребенка-инвалида А*** А.Р.) вынуждена была приобрести их за счет собственных средств, затратив 9006 руб., что подтверждено представленными товарными и кассовыми чеками.

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Поскольку необеспечение  А*** А.Р. лекарственными препаратами  ***  по рецептам от 28.12.2016 и 23.11.2016 произошло вследствие бездействия ответчика – Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, понесенные  Аряповой А.И. (матерью несовершеннолетнего) расходы на их приобретение в силу ст. 15 ГК РФ относятся к убыткам, вывод суда о том, что указанные убытки подлежат возмещению ответчиком является верным. Соответственно решение суда в части взыскания с Министерства  здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в пользу Аряповой А.И., законного представителя ребенка-инвалида А*** А.Р.,  стоимости  лекарственных препаратов  «***  в размере 9006 руб. является правильным.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Министерство предприняло исчерпывающие меры к обеспечению лекарственными препаратами, в том числе и детей-инвалидов, заключив 28.04.2016 контракт, соответственно со стороны ответчика отсутствует бездействие и ответственность за необеспечение А*** А.Р. указанными лекарственными препаратами должно нести АО «УльяновскФармация» несостоятельны.

Как указывалось выше, законодательно именно на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложена обязанность контролировать  наличие в аптечной сети АО «УльяновскФармация» необходимых лекарственных препаратов.

При этом, ответчик не представил  суду доказательства того, что по указанному им контракту обеспечение льготной категории граждан, в том числе и детей-инвалидов,  лекарственными препаратами  ***  было полным и невыдача указанных лекарств Аряповой А.И. по предъявленным ею рецептам произошло по вине АО «Ульяновск Фармация».

Доводы апелляционной жалобы в части того, что подлежащая возмещению стоимость приобретенных Аряповой А.И. лекарств  составляет 6 354,2 руб., а не 9006 руб., поскольку  по сведениям АО «УльяновскФармация» стоимость   препарата *** в аптеках социального формата составляет 718 руб., а стоимость лекарственного препарата  *** - 305,10 руб., не состоятельны и на правильность принятого решения не влияют.

Так, указанная ответчиком в апелляционной жалобе  стоимость данных лекарственных препаратов документально не подтверждена.

Согласно же представленным товарным и кассовым чекам, Аряпова А.И. приобретала лекарства *** и *** именно в аптеке АО «УльяновскФармация» по цене  735 руб. руб. и 1800 руб. за упаковку соответственно. Таким образом, Аряпова А.И. приобретала лекарственные препараты в той же сети аптек, которая в силу контракта обязана обеспечивать льготную категорию граждан лекарствами бесплатно (аптека социального формата, как это указано в апелляционной жалобе).

Исходя из вышеизложенного, учитывая то, что понесенные истицей расходы документально подтверждены, оснований для их снижения до  указанной в апелляционной жалобе суммы не имеется.

Не ставит под сомнение правильность принятого судом решения и довод апелляционной жалобы в части того, что  А*** А.Р. было выписано лекарство ***, а приобретен ***, поскольку это различные наименования одного и того же препарата, при этом  *** это международное непатентованное наименование.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 01 марта 2017 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: