Судебный акт
Ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ
Документ от 18.05.2017, опубликован на сайте 26.05.2017 под номером 66253, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 11.15.1 ч.1, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зарипов Р.Р.                                                                   Дело № 7-174/2017                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 18 мая 2017 года                                                                       

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

при секретаре Лавренюк О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе заместителя начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов (г. Ульяновск) - начальника железнодорожного вокзала Ульяновск-Центральный (1 класса) структурного подразделения Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» Логинова Д*** Н*** на решение судьи Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 30 марта 2017 года,

 

установил:

 

постановлением государственного транспортного инспектора Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 17.02.2017 заместитель начальника Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов (г. Ульяновск) - начальник железнодорожного вокзала Ульяновск-Центральный (1 класса) структурного подразделения Куйбышевской региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО «РЖД» (далее начальник железнодорожного вокзала Ульяновск-Центральный) Логинов Д.Н. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

 

Решением судьи Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 30.03.2017 указанное постановление оставлено без изменения.

 

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, Логинов Д.Н. не соглашается с вынесенными решениями, просит их отменить, производство по делу – прекратить. 

Полагает, что при проведении проверки допущены существенные нарушения Федерального закона РФ №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а при рассмотрении дела допущены существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ.

Государственный инспектор Ространснадзора Шепелев Ю.А. проводил проверку Железнодорожного вокзала Ульяновск-Центральный, осуществлял административное расследование по делу, составлял протокол об административном правонарушении и выносил постановление о привлечении к административной ответственности в связи с чем грубо нарушил процессуальный порядок производства по делу, поскольку постановление вынесено лицом, являющимся непосредственным участником проводимой проверки и заинтересованным в исходе дела.

Полагает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, которые после утверждения компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности, реализуются поэтапно. Это относится к исполнению п.п. 5.23, 5.25, 5.25.1, 5.25.2, 5.25.3, 5.25.4, 5.25.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности.

Планы обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала Ульяновск-Центральный неоднократно направлялись в компетентный орган на утверждение, однако возвращались в нарушение закона без заключения.

14.10.2016 в Приволжское территориальное управление Федерального агентства Железнодорожного транспорта вновь направлены план обеспечения транспортной безопасности и приложение к нему, которые были возвращены с заключением об отказе в предоставлении государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта. На момент проведения проверки указанный план и приложение к нему перерабатывались с учетом замечаний, указанных в заключении.

Во исполнение п.п. 5.6, 5.6.7, 5.6.8 Требований разработаны соответствующие документы. Вместе с тем исполнение указанных организационно-распорядительных документов напрямую зависит от исполнения п.5.5 требований, то есть от привлечения к обеспечению транспортной безопасности на железнодорожном вокзале Ульяновск-Центральный подразделений сил транспортной безопасности.

Однако обеспечить функционирование подразделений сил транспортной безопасности он не мог, поскольку подразделением транспортной безопасности является федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», в котором на момент проверки отсутствуют аттестованные сотрудники и осуществление деятельности как подразделения сил транспортной безопасности невозможно.

На момент проведения проверки и по настоящее время на железнодорожном вокзале проводится модернизация. Поскольку указанные работы не подразумевают изменение конструктивных или технических элементов, технологических процессов на ОТИ, а также порядка их эксплуатации, влияющих на необходимость изменения значения присвоенной категории, проведения дополнительной оценки уязвимости и внесения дополнений в план обеспечения транспортной безопасности, поэтому п.п. 5.16, 5.17 Требований не нарушены.

Также отсутствует нарушение п.п. 5.30, 5.30.1, 5.30.15, 5.30.16, 5.3.20, поскольку сотрудниками железнодорожного вокзала Ульяновск-Центральный и иными лицами получены пропуска установленной формы и обеспечено ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС на видном месте поверх одежды. Подробно позиция Логинова Д.Н. изложена в жалобе.

 

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы в порядке ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав Логинова Д.Н., поддержавшего и дополнившего доводы жалобы, должностное лицо административного органа  Шепелева Ю.А., возражавшего относительно доводов жалобы, прихожу к следующему.

 

Частью 1 статьи 11.15.1 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Вопросы обеспечения транспортной безопасности регламентированы Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Федеральный закон № 16-ФЗ) и утвержденными Приказом Министерства транспорта РФ от 08.02.2011 N 43 Требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее – Требования).

 

Принимая решение о наличии в действиях начальника железнодорожного вокзала Ульяновск-Центральный Логинова Д.Н. нарушений требований в области транспортной безопасности, должностное лицо административного органа и судья исходили из доказанности обстоятельств инкриминируемого правонарушения.

 

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

 

В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, наличие вины в совершении того или иного правонарушения.

 

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ обязанность доказывания указанных обстоятельств возложена, в том числе и на судью, рассматривающего дело об административном правонарушении.

 

Вместе с тем по рассматриваемому делу не учтено следующее.

 

Из постановления административного органа и решения судьи следует, что Логиновым Д.Н. допущены нарушения ряда пунктов Требований по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожном вокзале Ульяновск-Центральный.

 

В то же время, при описании инкриминируемых Логинову Д.Н. нарушений не указано, какие конкретно из этих пунктов нарушены следующими действиями (бездействием) Логинова Д.Н., с оценкой объективной возможности недопущения каждого из выявленных нарушений:

 

- на объекте не организован пропускной и внутриобъектовый режим, не введена в действие пропускная система, не организовано согласование выдачи постоянных пропусков с ФСБ и МВД, не осуществляется уведомление ФСБ и МВД о выдаче разовых пропусков, не обеспечивается проверка документов, выявление лиц и материальных объектов, подготавливающих или совершающих АНВ, не обеспечивается ношение поверх одежды пропусков установленного образца;

 

- на объекте отсутствуют утвержденные документы устанавливающие конфигурацию и границы зон транспортной безопасности с целью защиты ОТИ от угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) и недопущения (предотвращения) возникновения последствий реализации потенциальных угроз совершения АНВ, данные документы должны быть разработаны, а границы зон установлены не позднее 30 дней с момента утверждения оценки уязвимости ОТИ.

 

- на объекте ОАО «РЖД» не исполняются разработанные и утвержденные документы:

Порядок выявления и распознавания на контрольно-пропускных пунктах (постах) физических лиц, не имеющих правовых оснований на проход и/или проезд в зону транспортной безопасности и/или проезд в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ, а также предметов и веществ которые запрещены или ограничены для перемещения в зону транспортной безопасности;

Порядок проверки документов, наблюдения, собеседования с физическими лицами и оценки данных инженерно-технических систем и средств обеспечения транспортной безопасности, осуществляемые для выявления подготовки к совершению актов незаконного вмешательства (далее - АНВ) или совершения АНВ в отношении ОТИ;

 

- имеющиеся на железнодорожном вокзале Ульяновск-Центральный инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности, в том числе досмотра, видеонаблюдения, взрывозащитное оборудование не обеспечены обученным обслуживающим и эксплуатирующим персоналом прошедшим специальную профессиональную подготовку;

 

- на момент проверки из 36 видеокамер системы видеонаблюдения, в рабочем состоянии только 19;

 

- по состоянию на день проверки, договор по техническому обслуживанию и ремонту технических систем обеспечения транспортной безопасности не заключен;

 

- на объекте ведется модернизация вокзала, проводятся строительно-ремонтные работы, в ходе чего демонтировано 10 камер видеонаблюдения, самовольно перенесено досмотровое оборудование, изменены технологические процессы, в том числе пассажиропотоки и порядок эксплуатации пригородного зала, изменены пути эвакуации пассажиров, однако о проведении модернизации и о проводимых работах не информирован компетентный орган Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

 

- по состоянию на 09.02.2017 отсутствует разработанный и утвержденный план обеспечения транспортной безопасности, хотя оценка уязвимости ОТИ утверждена компетентным органом 23.12.2013, а категория присвоена 30.05.2011  реестровый номер ЖВД 205132. При этом  судом указано, что документов, подтверждающих действия начальника объекта, направленных на разработку и утверждение Плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала Ульяновск-Центральный не представлено.

 

В то же время в решении суда имеется ссылка на необходимость соблюдения п. 5.5 Требований, согласно которому субъект транспортной инфраструктуры обязан образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности или на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, а также на нарушения внутри объектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности.

 

Вместе с тем, нарушение данного пункта Требований административным органом Логинову Д.Н. не вменялось.

При этом судом не проверены надлежащим образом доводы Логинова Д.Н. о том, что исполнение предусмотренных п.п. 5.6, 5.6.7, 5.6.8 Требований организационно-распорядительных документов зависит от возможности исполнения п.5.5 Требований, то есть от возможности привлечения к обеспечению транспортной безопасности подразделений сил транспортной безопасности, которым является федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ», у которого отсутствуют аттестованные сотрудники, что исключает осуществление предприятием деятельности как подразделения сил транспортной безопасности, т.е. исключает его вину, как должностного лица.

 

Кроме того, в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 16-ФЗ субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.

Указанные планы утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

 

Как следует из материалов дела, Логинову Д.Н. вменяется то, что по состоянию на 09.02.2017 отсутствует разработанный и утвержденный план обеспечения транспортной безопасности, и что документов, подтверждающих действия начальника объекта, направленных на разработку и утверждение Плана обеспечения транспортной безопасности железнодорожного вокзала Ульяновск-Центральный не представлено.

Однако судом не проверены доводы Логинова  Д.Н. о том, что на указанной должности он находится с 2016 года и данный План с этого времени был разработан, а 14.10.2016 направлен в Приволжское территориальное управление Федерального агентства Железнодорожного транспорта, которое возвратило его на доработку.

Кроме того, не дана судом должная оценка доводам Логинова Д.Н. о том, что реализация отдельных пунктов Требований должна производиться поэтапно.

Не дана надлежащая оценка утверждению Логинова Д.Н. о том, что им  не нарушены п.п. 5.16, 5.17 Требований, поскольку проводимые на вокзале работы не подразумевают изменение конструктивных или технических элементов, технологических процессов на ОТИ, а также порядка их эксплуатации, влияющих на необходимость изменения значения присвоенной категории, проведения дополнительной оценки уязвимости и внесения дополнений в плане обеспечения транспортной безопасности. Доказательств тому, что проводятся работы, требующие соблюдения п.п. 5.16, 5.17 Требований п.п. 5.16, 5.17 Требований суду не представлены.

Проверке и правовой оценке подлежат доводы жалобы об отсутствии в действиях Логинова Д.Н. нарушений п.п. 5.30, 5.30.1, 5.30.15, 5.30.16, 5.3.20, поскольку согласно данным доводам и представленным материалам, сотрудниками получены пропуска установленной формы и обеспечено ношение пропусков установленного образца при нахождении в зоне транспортной безопасности и на критических элементах ОТИ или ТС на видном месте поверх одежды.

Таким образом, при рассмотрении дела судьей были допущены нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах, с учетом положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, постановление судьи подлежит отмене с возвращением дела в тот же суд на новое рассмотрение, при котором следует устранить данные недостатки.

 

Руководствуясь ст. ст. 30.3 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

решение судьи Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 30 марта 2017 года отменить, дело возвратить в тот  же суд на новое рассмотрение.

 

Судья                                                                                     В.Г. Буделеев