Дело № 4А - 156/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ульяновск
04 мая 2017 г.
Заместитель
председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу
директора общества с ограниченной ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная
служба» Егорова Д*** А*** на вступившие в законную силу постановление мирового
судьи судебного участка № 4 Заволжского судебного района г. Ульяновска от 24
ноября 2016 года и решение судьи Заволжского районного суда г. Ульяновска от 10
февраля 2017 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной
ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» по делу об административном
правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,
у с т а н о в и л а:
постановлением
мирового судьи судебного участка № 4 Заволжского судебного района г. Ульяновска
от 24 ноября 2016 года общество с ограниченной ответственностью
«Ремонтно-эксплуатационная служба» (далее – ООО «РЭС») привлечено к
административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и подвергнуто
административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000
рублей.
Решением судьи
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 10 февраля 2017 года постановление
мирового судьи оставлено без изменения.
В настоящей жалобе,
поданной в Ульяновский областной суд, директор ООО «РЭС» Егоров Д.А. не
соглашается с вынесенными по делу судебными постановлениями, просит их
отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы
указано на нарушение порядка проведения проверки деятельности ООО «РЭС»,
поскольку внеплановая проверка проведена без согласования с органами прокуратуры.
Считает, что
утвержденные приказом Минэкономразвития Ульяновской области от 19 декабря 2014
года № 06-903 нормативы потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения,
определяющие расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения
на территории Ульяновской области, установлены в нарушение требований Правил
установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и
нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего
имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ
от 23 мая 2006 года № 306, в связи с чем не подлежали применению при расчете
стоимости горячего водоснабжения.
Полагает, что
обязательства ООО «РЭС» перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть
больше, чем обязательства собственников и пользователей помещений
многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за
поставленный ресурс.
Считает, что в
действиях управляющей компании отсутствует состав административного
правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Обращает внимание
суда на то обстоятельство, что ООО «РЭС» является непосредственным исполнителем
коммунальных услуг, закупая у *** коммунальные ресурсы, такие как компонент на
теплоноситель и компонент на тепловую энергию, самостоятельно производит
горячую воду внутри дома.
Утверждает, что в
доме № 26 по бульвару Фестивальному г. Ульяновска отсутствует централизованное
горячее водоснабжение, в связи с чем размер платы потребителя за коммунальную
услугу по горячему водоснабжению определяется в соответствии с формулами 20 и
20(1) приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам
и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утв.
Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354.
Ссылается на решение
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 26 сентября 2013 года по делу №
2-3291/2013.
Дело об
административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд,
законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном
правонарушении проверена.
В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по
жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об
административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб,
протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и
возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.
Изучив материалы
дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к
следующему.
Согласно п. 51 части 1 ст. 12 Федерального
закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов
деятельности» (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов
деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными
домами подлежит лицензированию.
Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ установлена
административная ответственность за осуществление предпринимательской
деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных
требований.
Согласно ч. 1 ст. 8
Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензионные
требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов
деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Лицензионные
требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах
деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с
ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на
обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования,
предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.
Положение о
лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными
домами утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28
октября 2014 года № 1110 (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с
пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату,
устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О
лицензировании отдельных видов деятельности», являются:
а) соблюдение
требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;
б) исполнение
обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2
ст. 162 ЖК РФ;
в) соблюдение требований,
предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК.РФ.
В силу ч. 2.3 ст.
161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она
несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за
оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее
содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно
соответствовать требованиям технических регламентов и установленных
Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном
доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня
благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать
требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил
предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 2 ст.
162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона
(управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников
помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату
обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению
многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему
содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные
услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом
доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления
многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта
3 Положения о лицензировании во взаимосвязи с приведенными нормами ЖК РФ к
числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в
соответствующей сфере деятельности, в том числе Правил предоставления
коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных
домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая
2011 года № 354.
Материалами дела
установлено, что сотрудниками Главной государственной инспекции регионального
надзора Ульяновской области 20 сентября 2016 года в ходе проведения внеплановой
документарной проверки ООО «РЭС» (лицензия № *** г.) выявлены нарушения при
управлении многоквартирным домом 26 по бульвару Фестивальному г. Ульяновска.
Согласно акту
проверки № *** от 20 сентября 2016 года в нарушение требований п.п. «б» п. 3
Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению
многоквартирными домами, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября
2014 года №1100, п. 26 Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных
услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и
жилых домах, утв. Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354,
управляющая компания осуществляла расчет платы за коммунальную услугу за
октябрь 2015 года, май 2016 года и август 2016 года по ГВС в отношении
собственников квартиры № *** дома 26 по бульвару Фестивальному г. Ульяновска
без учета установленного норматива расхода тепловой энергии, используемой на
подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему
водоснабжению (л.д. 10-12, том 1).
По данному факту 20
сентября 2016 года консультантом отдела надзора и лицензионного контроля за
содержанием, использованием жилищного фонда Управления регионального
государственного жилищного надзора Главной государственной инспекции
регионального надзора Ульяновской области составлен протокол в отношении ООО
«РЭС» об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП
РФ (л.д. 1-4, том 1).
Привлекая ООО «РЭС»
к административной ответственности, мировой судья правомерно исключил из объема
обвинения осуществление расчета платы за коммунальную услугу за октябрь 2015
года, май 2016 года в связи с истечением срока давности привлечения к
административной ответственности.
Факт нарушения ООО
«РЭС» лицензионных требований при осуществлении предпринимательской
деятельности по управлению многоквартирным домом 26 по бульвару Фестивальному
г. Ульяновска, наличия в его действиях состава административного
правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в связи с
осуществлением расчета платы за коммунальную услугу за август 2016 года по ГВС
в отношении собственников квартиры № *** дома 26 по бульвару Фестивальному
г.Ульяновска без учета установленного норматива расхода тепловой энергии,
используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по
горячему водоснабжению, подтверждается совокупностью исследованных в
соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ доказательств, отвечающих
требованиям об их достоверности, достаточности и допустимости.
В соответствии с
требованиями ст. 24.1 КоАП РФ мировым судьей при рассмотрении дела об
административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа
собранных по делу доказательств установлены все фактические и юридически
значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения
дела по существу, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Выводы о наличии
события правонарушения и виновности ООО «РЭС» в совершении правонарушения,
предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, являются правильными и обоснованными.
При рассмотрении
жалобы на постановление мирового судьи судьей районного суда дело проверено в
полном объеме, в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, и в решении судьи
районного суда дана полная и объективная правовая оценка всем доводам жалобы на
постановление мирового судьи, приведены мотивы, по которым судья пришел к
выводу о законности и обоснованности привлечения ООО «РЭС» к административной
ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и отсутствии оснований для отмены
или изменения постановления мирового судьи.
Административное
наказание определено в соответствии с положениями ч. ч. 3.2., 3.3 ст. 4.1 КоАП
РФ с учетом наличия смягчающих административную ответственность обстоятельств,
отсутствия отягчающих обстоятельств, имущественного положения юридического лица,
позволяющих назначить наказание в размере менее минимального размера
административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том,
что Главной государственной инспекцией регионального надзора Ульяновской
области нарушен порядок проведения внеплановой проверки в отношении управляющей
компании, поскольку проведение проверки не согласовано с прокуратурой, не могут
быть приняты во внимание.
Согласно ч. 1 ст. 196 ЖК РФ, к отношениям,
связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения
Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля» и положения Федерального закона
от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с
учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной частью 3 этой
статьи, введенной в действие Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ.
Как следует из ч. 3 ст. 196 ЖК РФ,
внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пп. 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19
Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных
видов деятельности», а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного
надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных
предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной
власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о
фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без
согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления
лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Как усматривается из материалов дела,
основаниями для вынесения приказа о проведении внеплановой проверки в отношении
ООО «РЭС» явилось обращение гражданина Х*** Г.П. от 28 июля 2016 года (л.д.
22-23) о факте нарушения лицензиатом лицензионных требований, в связи с чем
внеплановая документарная проверка в отношении управляющей компании была
проведена без согласования с органами прокуратуры в соответствии с положениями
ч. 3 ст.196 ЖК РФ.
Ссылка в жалобе на нарушение положений ч. 12.
ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является неуместной,
поскольку указанная норма регулирует отдельные случаи порядка проведения
внеплановых выездных проверок. В данном же случае в отношении ООО «РЭС»
проводилась внеплановая документарная проверка.
Кроме того, в рассматриваемой ситуации
необходимо руководствоваться специальной нормой, каковой является ст. 196 ЖК
РФ. Указанная правовая позиция согласуется с положениями п. 2 ч. 4 ст. 1
Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля».
Доводы жалобы
директора ООО «РЭС» Егорова Д.А. о том, что утвержденные приказом
Минэкономразвития Ульяновской области от 19 декабря 2014 года № 06-903
нормативы потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, определяющие
расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения на
территории Ульяновской области, установлены в нарушение требований Правил
установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и
нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего
имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ
от 23 мая 2006 года № 306, в связи с чем не подлежали применению при расчете
стоимости горячего водоснабжения, несостоятельны.
Приказом Минэкономразвития Ульяновской
области от 19 декабря 2014 года № 06-903 «Об установлении нормативов
потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, определяющих расход
тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения на территории
Ульяновской области» установлены нормативы потребления коммунальной услуги
горячего водоснабжения, определяющие расход тепловой энергии на подогрев воды в
целях горячего водоснабжения на территории Ульяновской области, которые
подлежали применению с 01 января 2015 года.
Приказ
Минэкономразвития Ульяновской области от 19 декабря 2014 года № 06-903 утратил
силу в связи с изданием приказа Минконкуренции Ульяновской области от 18 ноября
2016 № 06-224, с 22 ноября 2016 года.
Таким образом, в
период с 01 января 2015 года по 22 ноября 2016 года установленные приказом
Минэкономразвития Ульяновской области от 19 декабря 2014 года № 06-903
нормативы подлежали применению на территории Ульяновской области.
При этом следует
учесть, что в установленном законом порядке приказ Минэкономразвития
Ульяновской области от 19 декабря 2014 года № 06-903 «Об установлении
нормативов потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, определяющих
расход тепловой энергии на подогрев воды в целях горячего водоснабжения на
территории Ульяновской области» не соответствующим либо противоречащим Правилам
установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и
нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего
имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ
от 23 мая 2006 года № 306, не признавался.
Несостоятельной
является ссылка директора ООО «РЭС» Егорова Д.А. на решение Заволжского
районного суда г. Ульяновска от 26 сентября 2013 года по делу № 2-3291/2013,
поскольку данным решением устанавливались обстоятельства на момент рассмотрения
дела, с учетом действующего на тот период законодательства.
Каких-либо иных
юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций, в
настоящей жалобе не приведено.
С учетом изложенного
жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь
статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л а:
постановление
мирового судьи судебного участка № 4 Заволжского судебного района г. Ульяновска
от 24 ноября 2016 года и решение судьи Заволжского районного суда г. Ульяновска
от 10 февраля 2017 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной
ответственностью «Ремонтно-эксплуатационная служба» по делу об административном
правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, оставить без
изменения, а жалобу директора общества с ограниченной ответственностью
«Ремонтно-эксплуатационная служба» Егорова Д*** А*** – без удовлетворения.
Заместитель
председателя
Ульяновского областного
суда Л.В.
Болбина