У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Сергеева
О.Н. Дело № 33а-1690/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 02 мая 2017 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Королёвой А.В.,
судей Трифоновой
Т.П. и Смирновой Ю.В.,
при секретаре
Воронковой И.А.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления
Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда
г.Ульяновска от 07 февраля
2017 года, по которому постановлено:
административные
исковые требования администрации города Ульяновска удовлетворить.
Освободить
администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере
50 000 руб. по исполнительному производству № ***.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя администрации г.Ульяновска
Телешевой О.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Администрация г.Ульяновска обратилась в суд с административным иском к
Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области
об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование требований указала, что решением Железнодорожного
районного суда г.Ульяновска от 04 августа 2016 года по делу
№ *** на администрацию г.Ульяновска была возложена обязанность принять решение
о предварительном согласовании предоставления земельного участка,
расположенного по адресу: г. ***, Шестаковой Т.В. и направить его заявителю.
27 сентября 2016 года судебным приставом - исполнителем межрайонного
отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств
Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области
Мосиной М.Е. возбуждено исполнительное производство ***. В администрацию
г.Ульяновска поступило постановление о взыскании исполнительского сбора в
размере 50 000 руб. В качестве причины
указано неисполнение требований исполнительского документа в срок,
установленный для добровольного исполнения. Кроме того, судебный пристав -
исполнитель указал на то, что ему не были предоставлены доказательства
уважительности причин неисполнения решения суда, а также того, что нарушение установленных
сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно
непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствия,
находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и
осмотрительности, какая требовалась в целях ненадлежащего исполнения решения
суда.
Вместе с тем решение суда администрацией г.Ульяновска было исполнено –
издано постановление от 21 ноября 2016 года № *** «О предварительном
согласовании Шестаковой Т.В. предоставления земельного участка по улице ***». Данное постановление получено
заявительницей 19 декабря 2016 года на руки под роспись. В связи с этим вывод судебного пристава – исполнителя о
том, что должником не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности,
какая требуется в целях надлежащего исполнения решения суда, не соответствует
действительности.
В связи с этим администрация
г.Ульяновска просила освободить её от взыскания исполнительского сбора по
постановлению судебного пристава - исполнителя от 07 октября 2016 года по
исполнительному производству №***
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика
привлечен судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных
производств УФССП России по Ульяновской
области
Мосина М.Е.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе УФССП России по Ульяновской области просит
решение отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что судом дано неверное
толкование норм гражданского законодательства. Оснований для применения ст. 401
ГК РФ в данном случае не имелось. При объективной невозможности исполнить
решение суда администрация города Ульяновска
не лишена была возможности обратиться в суд за предоставлением отсрочки
исполнения решения суда, заключить соглашение с взыскателем по исполнительному
листу, однако этого сделано не было.
Отсутствие у должника необходимых финансовых средств для исполнения
решения суда не может служить безусловным основанием для освобождения от уплаты
исполнительского сбора.
В сложившейся ситуации администрация города Ульяновска в рамках
правовых мер, предусмотренных законом, не проявила ту степень осмотрительности,
какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения решения суда.
В подтверждение доводов ссылается на п. 75 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации № 50 от 17 ноября 2015 года «О применении
судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе
исполнительного производства».
В судебное заседание не явились судебный пристав-исполнитель МОСП по
исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Мосина М.Е.,
представитель УФССП России по Ульяновской области. О дате и времени
рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает
возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная
коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
В
ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что решением
Железнодорожного районного суда г.
Ульяновска от 04 августа 2016 года, вступившим в законную силу 13 сентября 2016
года, на администрацию г.Ульяновска возложена обязанность принять решение о
предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного
по адресу: ***, Шестаковой Т.В. и направить его заявителю.
На
основании вступившего в законную силу решения суда выдан исполнительный лист серии ***, который был предъявлен в отдел
судебных приставов для принудительного исполнения.
Постановлением
судебного пристава-исполнителя МОСП от 27 сентября 2016 года возбуждено исполнительное производство ***. Должнику установлен 5-дневный срок для
добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с
момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в
случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для
добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
07
октября 2016 года судебным приставом –
исполнителем составлен акт о совершении исполнительных действий, которым
установлено, что решение суда не исполнено. В связи с этим судебным приставом –
исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения до 03
ноября 2016 года.
Ввиду
неисполнения администрацией г.Ульяновска требования исполнительного документа в
установленный законом срок, 07 октября 2016 года судебным
приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с администрации г.Ульяновска исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
21
ноября 2016 года администрацией
г.Ульяновска вынесено постановление *** «О предварительном согласовании
Шестаковой Т.В. предоставления земельного участка по улице *** ***», копия постановления получена
заявителем Шестаковой Т.В.
20
декабря 2016 года исполнительное производство *** окончено в связи с
фактическим исполнением исполнительного документа.
В
силу ч. 11 статьи 30 Федерального
закона «Об исполнительном производстве»
если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то
судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного
производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником
содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о
принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для
добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов
по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116
настоящего Федерального закона.
Согласно
ч. 1 статьи 105 названного закона, в
случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном
документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный
пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и
устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей
112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на
должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок,
установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в
случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному
исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного
пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным
приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи,
если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того,
что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть
чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора
утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в
размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости
взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина
или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с
должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа
неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или
должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч
рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Частью 7 ст. 112 Федерального закона «Об
исполнительном производстве» предусмотрено право суда при отсутствии
установленных Гражданским кодексом Российской
Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства освободить
должника от взыскания исполнительского сбора.
В пункте 75 Постановления Пленума Верховного
Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при
рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного
производства» разъяснено, что при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона
об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания
исполнительского сбора судам следует исходить из того, что иные лица (не
относящиеся к субъектам предпринимательской деятельности) могут быть
освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ,
если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в
исполнительном документе требования.
Администрация города Ульяновска является
исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «город
Ульяновск» и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов
местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных
полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и
законами Ульяновской области (ст. 36 Устава МО «город Ульяновск»). К субъектам
предпринимательской деятельности не относится.
Согласно
Постановлению Конституционного
Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П исполнительский сбор представляет собой
санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об
исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской
Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и
дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера
причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения
и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты
этого сбора в полном размере.
Для
применения такой меры ответственности
как взыскание исполнительского сбора
должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в
установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно
или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности,
необходимые действия не совершил.
Решение
о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается в
форме постановления. Для принятия указанного постановления требуется проведения
ряда процедур. Пунктом 7 ст. 39.15 Земельного Кодекса РФ предусмотрено, что
решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка принимается в срок не более чем тридцать дней
со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления
земельного участка. Таким образом, в установленный судебным
приставом-исполнителем 5-дневный срок для добровольного исполнения требований
исполнительного документа администрация
г.Ульяновска объективно была лишена возможности исполнитель решение
суда. При таких обстоятельствах суд
первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об освобождении администрации
г.Ульяновска от взыскания исполнительского сбора.
Учитывая, что решение суда первой инстанции
соответствует положениям действующего законодательства, принято при полной и объективной оценке
представленных доказательств, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Засвияжского
районного суда г. Ульяновска от 07 февраля
2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных
приставов по Ульяновской области
–
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: