Судебный акт
Постановка на учет как бесхозяйных памятников культуры
Документ от 25.04.2017, опубликован на сайте 05.05.2017 под номером 65956, 2-я гражданская, о возложении обязанности принять меры к постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Мартышев П.В.                                                        Дело № 33а-1395/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                             25 апреля 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе

 

председательствующего судьи Трифоновой Т.П.,

судей Лифановой З.А., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Скала П.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 08 февраля 2017 года, которым постановлено:

 

Административный иск Правительства Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области о возложении обязанности принять меры к постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения:

Церковь Покрова Богородицы, 1867 г., адрес нахождения: Ульяновская область, Сурский район, с. Астрадамовка, ул. Карла Маркса, 5;

Николаевский храм, 1891 г. (Храм во имя Николая Чудотворца), адрес нахождения: Ульяновская область, Сурский район, с. Барышская Слобода, ул. Колхозная, 1;

Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской однопрестольный храм), 1810 г., адрес нахождения: Ульяновская область, Сурский район, с. Ждамирово, ул. Красная Площадь, 12;

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1827 г., адрес нахождения: Ульяновская область, Сурский район, с. Кезьмино, ул. Советская, 5 Д;

Церковь православная приходская одпопрестольная Архангела Михаила, 1820 г., адрес нахождения: Ульяновская область, Сурский район, с. Никитино, ул. Жидовка, 1А.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя администрации МО «Сурский район» Ульяновской области Патрикеевой Ю.В., подержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Правительство Ульяновской области обратилось в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области о возложении обязанности принять меры к постановке на учет бесхозяйных вещей - объектов культурного наследия.

В обоснование требований указало, что согласно государственным спискам недвижимых памятников истории и культуры (народов Российской Федерации) на территории муниципального района «Сурский район» Ульяновской области находятся объекты культурного наследия регионального значения:

Церковь Покрова Богородицы, 1867 г., (Сурский район, с. Астрадамовка, ул. Карла Маркса, 5), поставленный на государственную охрану постановлением Правительства Ульяновской области от 26.08.2013 № 386-П;

Николаевский храм, 1891 г., (Храм во имя Николая Чудотворца), (Сурский район, с. Барышская Слобода, ул. Колхозная, 1), поставленный на государственную охрану постановлением Правительства Ульяновской области от 26.08.2013 № 386-П;

Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской однопрестольный храм), 1810 г., (Сурский район, с. Ждамирово, ул. Красная Площадь, 12), поставленный на государственную охрану постановлением Правительства Ульяновской области от 25.06.2014 № 253-П;

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1827 г., (Сурский район, с. Кезьмино, ул. Советская, 5 Д), поставленный на государственную охрану постановлением Правительства Ульяновской области от 26.08.2013 № 386-П;

Церковь православная приходская одпопрестольная Архангела Михаила, 1820 г., (Сурский район, с. Никитино, ул. Жидовка, 1А), поставленный на государственную охрану постановлением Правительства Ульяновской области от 25.06.2014 № 253-П.

В силу ст.ст. 3, 10, 33 Федерального закона № 73-Ф3, ст. 225 ГК РФ администрация муниципального образования «Сурский район» как орган местного самоуправления наделена полномочиями по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, вышеуказанных объектов культурного наследия, как бесхозяйного имущества. 

12.04.2016 в адрес администрации муниципального образования «Сурский район» направлялось письмо о необходимости принятия в срок до 01.09.2016 мер к постановке на учет как бесхозяйного имущества вышеуказанных объектов культурного наследия. Однако никаких мер со стороны администрации МО «Сурский район» Ульяновской области предпринято не было. 

В связи с этим Правительство Ульяновской области просили суд обязать администрацию муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учет как бесхозяйного имущества объектов культурного наследия регионального значения:

Церковь Покрова Богородицы, 1867 г., (Сурский район, с. Астрадамовка, ул. Карла Маркса, 5),

Николаевский храм», 1891 г. (Храм во имя Николая Чудотворца), (Сурский район, с. Барышская Слобода, ул. Колхозная, 1),

Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской однопрестольный храм), 1810 г., (Сурский район, с. Ждамирово, ул.; Красная Площадь, 12),

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1827 г., (Сурский район, с. Кезьмино, ул. Советская, 5 Д),

Церковь православная приходская одпопрестольная Архангела Михаила, 1820 г., (Сурский район, с. Никитино, ул. Жидовка, 1А),.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Администрация МО «Сурский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда в связи с неверным применением судом норм материального права.

В обоснование жалобы указывает на то, что здания церквей являются объектами культурного наследия и не подлежат постановке на учет как бесхозные, поскольку имеют собственника в силу закона. Неоформление государственными органами соответствующих прав не свидетельствует о выбытии указанных объектов из государственной собственности и не может служить основанием для признания их бесхозяйным имуществом.

В соответствии со ст.4 ранее действовавшего Закона РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры» памятники истории и культуры, которые не имеют собственника, считались находящимися в собственности государства.

В силу п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к  настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в  государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.

Согласно п. 3 ст. 64 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Церкви, о которых идет речь в данном деле,  объявлены объектами культурного наследия регионального значения.

Из вышеприведенных положений законодательства следует, что спорные объекты подлежали передаче в государственную собственность Ульяновской области, а до оформления такой передачи являются федеральной собственностью в силу прямого указания закона. Основания полагать, что право собственности РФ на спорные памятники прекращалось, либо собственник отказался от права собственности, не имеется. Неоформление государственными органами соответствующих прав (в данном случае права собственности Ульяновской области), а также отсутствие данных о спорном имуществе в реестре федеральной собственности либо собственности субъекта РФ, внесение которых имеет заявительный порядок, не может свидетельствовать о выбытии указанных объектов из государственной собственности и служить основанием для отнесения их к бесхозяйным.

В судебное заседание не явились представители Правительства Ульяновской области, МУ КУМИ МО «Сурский район» Ульяновской области, Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ульяновской области. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статьей 33 названного Федерального закона определено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статьей 48 того же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Постановлением Председателя Правительства Ульяновской области от 26.08.2013 №386-П был утвержден перечень объектов культурного наследия, которые включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации находящихся на территории Ульяновской области, и подлежащих государственной охране, в число которых включены:

«Церковь Покрова Богородицы», 1867 г., адрес нахождения: Ульяновская область, Сурский район, с. Астрадамовка, ул. Карла Маркса, 5;

«Николаевский храм, 1891 г. (Храм во имя Николая Чудотворца)», адрес нахождения: Ульяновская область, Сурский район, с. Барышская Слобода, ул.Колхозная, 1;

«Церковь Покрова Пресвятой Богородицы», 1827 г., адрес нахождения: Ульяновская область, Сурский район, с. Кезьмино, ул. Советская, 5 Д;

Постановлением Председателя Правительства Ульяновской области от 25.06.2014 №253-П был утвержден перечень объектов культурного наследия, которые включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации находящихся на территории Ульяновской области, и подлежащих государственной охране, в число которых включены:

«Церковь Живоначальной Троицы (православный приходской однопрестольный храм), 1810 г.», адрес нахождения: Ульяновская область, Сурский район, с. Ждамирово, ул. Красная Площадь, 12;

«Церковь православная приходская одпопрестольная Архангела Михаила, 1820 г.», адрес нахождения: Ульяновская область, Сурский район, с. Никитино, ул. Жидовка, 1А.

12 апреля 2016 года Министерством искусства и культурной политики Ульяновской области в адрес администрации МО «Сурский район» Ульяновской области направлялась информация о необходимости принятия мер по определению собственников объектов культурного наследия, подготовке документов для направления в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области в целях постановки на учет как бесхозяйных объектов культурного наследия.

Из указанного письма следует, что спорные объекты культурного наследия собственника не имеют, права на объекты культурного наследия не зарегистрированы.

Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 30.12.2016 и 03.02.2017 информация о зарегистрированных правах собственности на указанные объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует.

По данным Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 30.12.2016 в реестре областного имущества отсутствуют сведения об указанных выше объектах культурного наследия.

С учетом предоставленных доказательств, суд первой инстанции пришёл к основанному выводу о том, что объекты культурного наследия, в отношении которых возник спор, в чьей-либо собственности не находятся, кто-либо притязаний на приобретение их в собственность в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не заявляет. Исходя из понятия, изложенного в ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, данные памятники культурного наследия являются бесхозяйными недвижимыми вещами.

Согласно п.5 Приказа Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Данные положения закрепляют общий порядок постановки на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

В данном случае речь идет о постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей объектов культурного наследия. В связи с этим решением данного вопроса должен заниматься орган местного самоуправления с учетом предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.

При рассмотрении дела суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопросы местного значения сельского поселения перечислены в ч.3 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона. Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, к вопросам местного значения сельского поселения не относятся. Соответственно, к вопросам местного значения сельского поселения нельзя отнести и обращение в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке объектов культурного наследия на учет как бесхозяйных вещей.

Пунктом 19.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.

Вышеприведенные объекты культурного наследия распложены на территории МО «Сурский район» Ульяновской области. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что обязанность обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по вопросу постановки спорных объектов культурного наследия на учет как бесхозяйного имущества лежит именно на администрации указанного муниципального образования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные объекты культурного наследия в силу ранее действовавшего законодательства являются федеральной собственностью, основаны на неверной трактовке действующего законодательства.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было опущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 08 февраля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: