Судебный акт
Предоставление бесплатно мед. услуги
Документ от 25.04.2017, опубликован на сайте 05.05.2017 под номером 65938, 2-я гражданская, об обязании обеспечить предоставлением мед.услуги, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                Дело № 33-1621/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              25 апреля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой  М.В.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 января 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Прокурора Ленинского района г.Ульяновска в интересах несовершеннолетней Чернухиной А*** Д***  удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области организовать и обеспечить предоставление Чернухиной А*** Д***, *** г.р. медицинской услуги по проведению исследования уровня *** в крови в порядке и сроки, предусмотренные Стандартом специализированной медицинской помощи детям при *** ***, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.11.2012 № 737н, в том числе обеспечить финансирование указанных мероприятий.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения законного представителя истца Чернухиной А.Д. Чернухиной Ю.А.,  возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ленинского района города Ульяновска обратился  в суд с иском в интересах несовершеннолетней Чернухиной А.Д. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить предоставление медицинской услуги.

В обоснование иска указано, что по обращению Чернухиной Ю.А. проведена проверка в связи с не проведением несовершеннолетней Чернухиной А.Д. *** года рождения, в октябре-ноябре 2016 года лабораторных исследований крови на содержание *** на базе ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева».  Исследование уровня *** в крови входит в перечень диагностики и лечения детей по стандарту специализированной медицинской помощи детям при ***. Наборы реагентов для диагностики *** и для беспрерывного проведения всех необходимых исследований в лаборатории ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» закончились в сентябре 2016 года, в связи с чем соответствующие исследования ребенку-инвалиду не проводились в октябре-ноябре 2016 года.

Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области организовать и обеспечить предоставление Чернухиной А*** Д***, *** года рождения, медицинской услуги по проведению исследования уровня *** в крови в порядке и сроки, предусмотренные Стандартом специализированной медицинской помощи детям при ***, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.11.2012 №737н, в том числе обеспечить финансирование указанных мероприятий.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение, отказав в удовлетворении иска.

В обоснование жалобы указывает, суд первой инстанции не учел, что на момент вынесения решения Министерство обеспечило финансирование медицинской услуги по проведению исследования уровня *** в крови.

Обязывая Министерство обеспечить предоставление Чернухиной А.Д. медицинской услуги по проведению исследования уровня *** в крови, суд не учел, что у Министерства отсутствуют полномочия по оказанию медицинских услуг, а именно проведению исследований уровня *** в крови, как и отсутствует лицензия на право осуществления данной медицинской услуги.

Считает, что суд возложил на Министерство обязанность, которая не предусмотрена действующим законодательством.

В отзыве на апелляционную жалобу ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева в связи с отсутствие финансирования закупки расходных материалов в период с 30.09.2016 по 20.12.2016 было приостановлено проведение *** в городе Ульяновске и Ульяновской области, однако с 21.12.2016 проведение *** было возобновлено.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителя ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области , представителей третьих лиц Министерства финансов Ульяновской области, ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница им.политического и общественного деятеля Ю.Ф, Горячева», извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.         

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Чернухина А.Д., *** года рождения, является ребенком – инвалидом по заболеванию ***, с рождения находится под диспансерным наблюдением в ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева».

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

В силу статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации" доступность и качество медицинской помощи обеспечивается применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказом Минздрава России от 09.11.2012 N 737н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи детям при *** утвержден стандарт специализированной медицинской помощи детям при *** .

Исследование уровня *** в крови входит в перечень диагностики и лечения детей по стандарту специализированной медицинской помощи детям при ***.

Частью 1 статьи  5 Закона № 178-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта российской Федерации, государственной социальной помощи в виде  набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской федерации на получение бесплатной медицинской помощи в Ульяновской области, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.12.2015 № 1382 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год» Правительство Ульяновской области своим Постановлением от 25.12.2015 № 710-П утвердило Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2016 год».

Согласно  данной программе за счет средств областного бюджета Ульяновской области осуществляется финансовое обеспечение на *** на 5 наследственных и врожденных заболеваний в части исследований и консультаций, осуществляемых медико-генетическими центрами (консультациями), а также медико-генетических исследований в  соответствующих структурных подразделениях медицинских организаций.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 11.09.2013 № 37\406-П «Об утверждении государственной программы Ульяновской области «Развитие здравоохранения в Ульяновской области» на 2014-2020 годы» мероприятия по проведению *** проводятся за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

Согласно разделу 4 приложения  2.2 к названной  государственной программе в систему мероприятий государственной программы Ульяновской области «Развитие здравоохранения на 2016-2020 годы» за счет областного бюджета на создание системы раннего выявления и коррекции нарушений развития ребенка (закупка реактивов и расходных материалов для проведения ***) предусмотрены средства в размере 6000,00 тыс. руб.

Согласно представленных документов Чернухиной А.Д., относящейся к категории  ребенок-инвалид по заболеванию ***, специалистами ежемесячно должен проводиться контроль уровня *** в крови для коррекции дозы специализированного питания в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.11.2004 № 250 «Об утверждении стандарта медицинской  помощи больным ***». 

Из представленных документов следует, что в октябре – ноябре 2016 года подобные исследования  Чернухиной А.Д. не производились, поскольку наборы реагентов для диагностики *** в лаборатории  ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» закончились.

На основании ст. 18 ФЗ от 18.10.2007 года за № 230-ФЗ  «О внесении  изменений в отдельные законодательные акты  РФ» полномочия по обеспечению  необходимыми  лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на получение государственной  социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с ФЗ  от 17.07.1999  года за № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» переданы органам  исполнительной власти  субъекта РФ.

Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим на территории Ульяновской области в государственной политике в сфере охраны здоровья  является Министерство  здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно возложил на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанность организовать и обеспечить предоставление Чернухиной А*** Д***, *** г.р. медицинской услуги по проведению исследования уровня *** в крови в порядке и сроки, предусмотренные Стандартом специализированной медицинской помощи детям при ***, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 09.11.2012 № 737н, в том числе обеспечить финансирование указанных мероприятий.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что данная обязанность необоснованно  была возложена на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, поскольку Министерство не является непосредственным исполнителем данной медицинской услуги, являются не состоятельными.

Так, ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» суду представлены копии заявок от 23.08.2016 за № 1503, от 24.11.2016 за № 2205, направленных в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, о необходимости  закупки  наборов реагентов и расходных материалов для проведения в том числе и *** всех новорожденных детей города Ульяновска и области на четвертый квартал 2016 года.

Установив, что   основной причиной непроведения истице  исследования для определения уровня *** в крови  явилось недостаточное финансирование и несвоевременная закупка необходимых реагентов, т.е. не исполнение ответчиком своих обязанностей по обеспечению лаборатории   ГУЗ «Ульяновска областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» необходимыми реактивами, суд правомерно удовлетворил исковые требования прокурора.

При этом, решение не содержит выводов о том, что данная медицинская услуга должна быть оказана непосредственно  Министерством. На ответчика лишь возложена обязанность по регулярному и своевременному финансированию и   обеспечению  необходимыми наборами реагентов, что предусмотрено действующим законодательством.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворения требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 января 2017 года  - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                     Судьи: