Судебный акт
Отказ в постановке на учет ребенка-сироту для обеспечения жилой площадью
Документ от 25.04.2017, опубликован на сайте 05.05.2017 под номером 65935, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, обязании включить в список детей-сирот для обеспечения специализированным жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                Дело № 33-1540/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              25 апреля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Ахмедова А*** И*** – Турдыбаевой Р*** М*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 01 февраля 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Ахмедова А*** И*** к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечением специализированны жилым помещением, возмещении судебных расходов отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Ахмедова А.И. Турдыбаевой Р.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ахмедов А.И. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечением специализированны жилым помещением.

В обоснование иска указано, что Ахмедов А.И. родился ***, его мать- Ахмедова Г.Э. умерла ***. Опекуном истца являлась его бабушка Турдибаева Р.М. Ахмедов А.И. проживал с бабушкой в коммунальной квартире по адресу ***.  Указанная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности  в размере 14/100 доли, Турдибаевой Р.М. на основании договора о приватизации. Истец своего жилья не имеет.

В настоящее время Ахмедов А.И. отбывает наказание в виде лишения свободы по приговору суда.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 11.10.2016 было отказано во включении Ахмедова А.И. в Список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. Ахмедов А.И.  считает данное решение незаконным.

Просил суд признать отказ ответчика от 11.10.2016 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечением специализированным жилым помещением незаконным, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Ахмедова А.М. – Турдыбаева Р.М. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение, удовлетворенив исковые требования.

Считает необоснованными выводы суда о том, что Ахмедов А.М. имел достаточно времени, в течении которого являлся совершеннолетним, не был под стражей и имел возможность подать заявление о включении в соответствующий Список. Указывает, что 23.10.1995 отдел образования администрации Засвияжского района города Ульяновска ходатайствовал перед МЭРией города Ульяновска  о включении Ахмедова А.И. о предоставлении  квартиры сироте Ахмедову А.И., находящемуся под опекой его бабушкой Турдибаевой Р.М.

Указывает, что судом не было принято во внимание, что орган опеки и попечительства не вправе требовать от ребенка-сироты представления документов, необходимых для включения в список, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в перечень документов, определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210- ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Если ребенок-сирота по собственной инициативе не представил в орган опеки и попечительства документы (сведения, содержащиеся в них), в таком случае орган опеки и попечительства самостоятельно запрашивает в соответствующих органах и организациях данные сведения для включения его в список.

Считает, что судом также не принято во внимание, что в 2016 году в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области повторное было  подано обращение в письменной форме о включении Ахмедова А.И. в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Однако истцу было отказано во включении в список в связи с тем, что до достижения возраста 23-летия он не обращался в орган местного самоуправления, при этом было разъяснено, что заявление и документы могли быть представлены ребенком-сиротой в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Полагает, что судом не принято во внимание, что ответчиком были нарушены нормы предоставления специализированного жилого помещения.

Также считает, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что площадь комнаты, в которой зарегистрирован истец и Турдибаева Р.М., равна 25.32 кв.м., так как согласно справке, выданной председателем комитета по управления городским имуществом от 15.07.2009 №1582 в данной коммунальной квартире жилая площадь комнаты равна 15,30 кв.м., при этом, согласно решению Ульяновской городской думы от 13.07.2005 № 136 «Об установлении учетной нормы предоставления жилого помещения» учетная норма в муниципальном образовании «город Ульяновск» установлена в размере 12 кв.м., площади жилого помещения.

Обращает внимание коллегии на то, что решение об обеспечении специализированным жилым помещение должно быть принято еще 23 ноября 1995 года по заявлению отдела образования администрации Засвияжского района города Ульяновска от 23.10.1995.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Ахмедова А.И., представителя ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Ахмедов А.И., *** года рождения, являлся ребенком-сиротой, поскольку его одинокая мать - Ахмедова Г.Э. умерла ***.

Постановлением Главы администрации Засвияжского района города Ульяновска № 177 от 24.02.1994 Ахмедов А.И. был передан под опеку  бабушке - Турдибаевой Р.М. 

Ахмедов А.И. отбывал наказание в виде лишения свободы с 2006  по 2009 годы, затем с 18.10.2010.  Окончание срока наказания – 17.09.2019. Совершеннолетнего возраста истец достиг 17.05.2009.

Истец проживал и был зарегистрирован в коммунальной квартире  по адресу ***, нанимателем которой являлась Турдибаева Р.М., с 18.08.1993 по 09.08.2006 и с 25.02.2009 по настоящее время.

На основании договора о безвозмездной  передаче жилой площади в собственность граждан от 16.10.2009 в собственность  Турдибаевой Р.М. было передано 14\100 долей, что соответствует 25,32 кв.м. общей площади, коммунальной квартиры ***. При этом, Ахмедов А.И. от приватизации занимаемого им жилого помещения отказался.

Согласно ст. ст.1, 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам имеющим право на обеспечение жильём относятся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Законом Ульяновской области от 21.12.2012 N 200-ЗО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области" на территории Ульяновской области регулируются отношения, связанные с реализацией детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.

Постановлением Правительства Ульяновской обл. от 27.12.2012 N 644-П утверждён Порядка предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений.

Порядок определяет механизм предоставления жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированные жилые помещения), по договорам найма специализированных жилых помещений.  Специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются: 1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным; 3) лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.

Поскольку  с заявлением о постановке его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым специализированным помещением из жилищного фонда Ульяновской области, истец обратился по достижении им 25 лет, т.е. на момент обращения Ахмедов А.И. утратил статус ребенка-сироты, Комиссия обоснованно отказала ему в постановке на данный учет.

Доводы истца и его представителя в части того, что ранее орган опеки и попечительства обращался администрацию города Ульяновска с просьбой постановки на учет для обеспечения жилым помещением не состоятельны.

В материалах дела  имеется ходатайство органа опеки и попечительства датированное 23.10.1995 о предоставлении Ахмедову А.И.  жилого помещения. Однако на тот момент истцу было три года, и учитывая то, что действующий в настоящее время порядок обеспечения детей-сирот жилым помещением в 1995 году отсутствовал, данное заявление не является основанием для постановки истца на учет и обеспечения его жилым помещением в соответствии с Законом Ульяновской области от 21.12.2012 N 200-ЗО "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области".

Доводы апелляционной жалобы в части того, что именно орган опеки и попечительства обязан был самостоятельно, в отсутствии личного заявления  истца своевременно поставить его на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с последующим обеспечением специализированным жилым помещением являются несостоятельными и основаны на неверном толковании закона. 

Как следует из материалов дела   15.07.2009 Управление опеки  Мэрии города Ульяновска ходатайствовало  перед Комитетом по управлению городским имуществом о приватизации комнаты в восьми комнатной квартире, расположенной по адресу *** с участием Ахмедова А.И. Ахмедовым А.И.

Однако указанное жилое помещение было приватизировано  Турдибаевой Р.М., указавшей, что Ахмедов А.И. от приватизации отказался. Таким образом, он сохраняет право пользования  данной квартирой.  Поскольку  в принадлежащем  жилом помещении общей площадью 25,32 кв.м. зарегистрированы только  Ахмедов А.И. и Турдибаева Р.М., суд правомерно указал, что они обеспечены учетной нормой жилого помещения и не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что  площадь жилой комнаты составляет 15,3 кв.м., соответственно обеспеченность истца  жилой площадью менее учетной нормы, основаны на неверном толковании закона.

Решением Ульяновской городской думы от 13.07.2005 № 136 «Об установлении учетной нормы предоставления жилого помещения» учетная норма в муниципальном образовании «город Ульяновск» установлена в размере 12 кв.м., площади жилого помещения. Таким  образом, оценка жилищных прав в части обеспечения жилой площадью производится исходя из общей площади жилого помещения. Поскольку 14\100 долей  квартиры, общая площадь которой составляет 180,9 кв.м. составляет 25,32 кв.м., соответственно в пользовании истца находится  жилая площадь 12, 66 кв.м., что более учетной нормы.

Не состоятельны и не являются основанием к отмене судебного решения и доводы апелляционной жалобы в части того, что Ахмедов А.И. устно обращался к ответчику по вопросу постановки на учет для получения специализированного жилого помещения, и ответчик, являясь государственным органом обязан был собрать все необходимые документы и поставить истца на данный учет.

Как указывалось выше, истцом не представлены доказательства надлежащего своевременного обращения в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по вопросу  включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору специализированного найма. 

Действующий порядок постановки на учет указанной категории лиц предусматривает предоставление заявителем кроме заявления также   определенного пакета документов, что является обязательным.  На орган , осуществляющий учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением законодателем не возложена обязанность сбора необходимых документов.

При этом, несогласие автора апелляционной жалобы с выводом суда в части того, что Ахмедов А.И., находясь на свободе более полугода, имел реальную возможность обратиться в установленном законом порядке с данным заявлением, не ставит под сомнение  правильность вывода суда.

Так, по достижении возраста 18 лет Ахмедов А.И. мог сам обратиться с указанным заявлением, либо оформить доверенность на представителя, который бы собрал и подал документы от его имени.        

Таким образом,  вывод суда о законности решения Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области от 11.10.2016 и отсутствии оснований для включения Ахмедова А.И. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению специализированным жилым помещением, является законным и обоснованным.  

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Ахмедова А.И., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные представителем Ахмедова А.М. в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 01 февраля 2017 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Ахмедова А*** И***а – Турдыбаевой Р*** М*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                      Судьи: