Судебный акт
О постановке в очередь на получение жилья
Документ от 25.04.2017, опубликован на сайте 05.05.2017 под номером 65934, 2-я гражданская, о признании недействительным отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                  Дело № 33-1649/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              25 апреля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Шевченко Н*** И*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 декабря 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований   Шевченко Н*** И***,  Павленко С***  Ю***,  Шевченко А***  В***, Данилова  А*** Г***  к администрации города Ульяновска     о признании незаконным  отказа в постановке на учет  в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в  жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма   -  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Шевченко Н.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Шевченко Н.И., Павленко С.Ю., Шевченко А.В., Данилов  А.Г. обратились  в суд с иском к администрации города Ульяновска   о признании незаконным  отказа в постановке на учет  в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающихся в  жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

В обоснование иска указано, что ***08.2016 Шевченко Н.И. обратилась в администрацию города Ульяновска с заявлением о постановке на учет ее и членов ее семьи в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом  по договору социального найма.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города  Ульяновска от  ***09.2016  в удовлетворении заявления  отказано  по причине того, что семья Шевченко Н.И. не может быть признана малоимущей.

С данным решением истцы не согласны, указывают, что их семья проживает  в аварийном доме по адресу: ***, подлежащем сносу. В квартире, которую занимают истцы,   нет никаких удобств: отсутствует газовое отопление, вода, практически отсутствует электрическая энергия, имеется колонка с технической водой. Общая площадь занимаемой истцами квартиры составляет 21,06 кв.м., в том числе жилая 16 кв.м., что гораздо меньше учетной нормы жилой площади.  Кроме того, в квартире  зарегистрирована и проживает Кожевникова  О.В. и ее несовершеннолетняя дочь У*** Э.Ф., 2005 года рождения. Дом, в котором проживают истцы, включен в реестр муниципальной собственности.

Просили признать незаконным отказ от ***09.2016 администрации города Ульяновска в постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, возложить на ответчика  обязанность  поставить их на учет в качестве нуждающихся в  жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Шевченко Н.И. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение, удовлетворенив исковые требования.

Не соглашается с выводами суда о том, что для постановки на учет в качестве нуждающихся в  жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма необходимо наличия одновременно двух условий, а именно нуждаемость в жилом помещении и малоимущность. Считает, что в ст.49 Жилищного кодекса РФ нет взаимосвязи двух юридических фактов, на которые указано судом первой инстанции. Полагает, что ее семья имеет право состоять на учете сразу по двум основаниям – обеспеченность жилой площадью менее учетной нормы и проживание в доме, признанном аварийным.

Дело рассмотрено в отсутствие  истцов Павленко С.Ю., Шевченко А.В., Данилова А.Г., представителя ответчика администрации города Ульяновска, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Шевченко Н.И. и ее сыновья Павленко С.Ю., *** года рождения, Шевченко А.В., *** года рождения, Данилов А.Г., *** года рождения, с 2001 года зарегистрированы и проживают по адресу: ***, общей площадью  21,06 кв.м.

Квартира   находится в муниципальной собственности.

Заключением межведомственной комиссии  от ***.08.2014 за №***  многоквартирный жилой  дом *** признан  аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации.

***.08.2016 Шевченко Н.И. обратилась в администрацию города  Ульяновска с заявлением о постановке ее и членов ее семьи -  Павленко С.Ю.,  Шевченко А.В., Данилова А.Г. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от  ***.09.2016 (протокол №*** в удовлетворении заявления  отказано,  поскольку  семья Шевченко Н.И. не может быть признана малоимущей.

Не соглашаясь с данным решением, Шевченко Н.И., Павленко  С.Ю., Шевченко А.В. и Данилов А.Г. оспорили его в судебном порядке.

Всесторонне исследовав все представленные доказательства и дав им верную правовую оценку, суд обоснованно пришел к выводу о законности решения  от ***.09.2016 года (протокол №***). При этом суд исходил из следующего.   

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. 

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе:   являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Исходя из системного толкования вышеприведенных норм жилищного законодательства, безусловным основанием для принятия граждан на учет в целях обеспечения жилым помещением по договору социального найма необходимо наличие двух условий – признание нуждающимися в предоставлении жилой площади и малоимущими, у которых средний доход на одного члена семьи не превышает 1,3 прожиточного минимума на человека.

Сторонами не оспаривается  то, что истцы являются нуждающимися в предоставлении жилой площади, поскольку  обеспечены ею менее учетной нормы, а также жилой дом, где проживают истцы в установленном судом порядке аварийным.

Однако одного этого основания для постановки и истцов в очередь на  получение жилья недостаточно.

При  рассмотрении обращения Шевченко Н.И.  о признании   ее и членов ее семьи  малоимущими и принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, установлено, что  среднедушевой доход  истцов составляет ***., что превышает 1,3 размера прожиточного минимума на человека. 

Истицей не оспаривается тот факт, что она и члены ее семьи не являются малоимущими.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводом суда в части того, что для постановки на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма достаточно наличия одного из условий, в данном случае – нуждаемости в жилом помещении, основаны на неверном толковании закона, а потому на правильность принятого судом решения не влияют и не влекут его отмену.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 декабря 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шевченко Н*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: