Судебный акт
Об обеспечении лекарственным средством по медицинским показаниям
Документ от 25.04.2017, опубликован на сайте 04.05.2017 под номером 65927, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении к своевременному оформлению рецептов на лекарственные препараты и обеспечению лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Берхеева  А.В.                                                  Дело № 33-1612/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                             25 апреля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В.,

при секретаре  Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 13 февраля 2017 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области  в интересах Герасимова И*** Е*** удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Герасимова И*** Е***, *** года рождения, лекарственным препаратом *** по рецептам серии *** от 30 ноября 2016 года, серии *** от 30 ноября 2016 года,  серии *** от 30 ноября 2016 года,   серии *** от 30 ноября 2016 года.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия  Ульяновской области обеспечить Герасимова И*** Е***, *** года рождения,  лекарственным препаратом *** в дозе 30 мг/сутки на период подготовки к ***а в соответствии с медицинскими показаниями.  

Решение в части обеспечения  Герасимова Игоря Евгеньевича лекарственным препаратом *** на период подготовки к *** в соответствии с медицинскими показаниями обратить к немедленному исполнению.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор города Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах Герасимова И.Е. к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» (далее – ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России) о понуждении к обеспечению лекарственными препаратами. В обоснование иска указал, что в ходе проверки установлено, что Герасимов И.М. является инвалидом *** группы, страдает ***. Согласно рекомендациям врачей Герасимов И.Е.  нуждается в приеме лекарственного препарата ***. 30 ноября 2016 года лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России Герасимову И.Е.  были выписаны рецепты серии *** для получения лекарственного препарата  ***. При обращении в аптечный пункт АО «УльяновскФармация» в г.Димитровграде в выдаче указанного медицинского препарата было отказано по причине отсутствия такового в наличии. Согласно консультативных заключений федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» от 26 мая и 06 декабря 2016 года Герасимову И.Е. в связи с прогрессированием заболевания, на период подготовки к *** рекомендовано по жизненным показаниям проведение терапии лекарственным препаратом *** в дозе 30 мг в сутки. В обеспечении указанным препаратом Герасимову И.М. отказано в связи с тем, что «*** не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Герасимов И.Е., страдающий социально-значимым – ***, лекарственным препаратом  ***  бесплатно не обеспечен, лечение в объеме, рекомендованном врачами, не получает, что создает условия,  реально угрожающие его жизни и здоровью. Просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Герасимова И.Е.: лекарственным препаратом *** по рецептам от 30 ноября 2016 года серии ***; лекарственным препаратом *** в дозе 30 мг/сутки на период подготовки к *** в соответствии с медицинскими показаниями; решение в части обеспечения Герасимова И.Е. лекарственным препаратом *** в дозе 30 мг/сутки на период подготовки к *** в соответствии с медицинскими показаниями просил обратить к немедленному исполнению.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная клиническая больница» (далее – ГУЗ УОКБ), федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – ФГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России) и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение.  В обоснование жалобы указывает на отсутствие бездействия со стороны Министерства, поскольку закупка лекарственного препарата ***  по государственному контракту производилась. Считает, что возможности обеспечения Герасимова И.Е. лекарственным препаратом *** по рецептам от 30 ноября 2016 года не имеется, ввиду истечения срока годности рецептов. Обращает внимание, что приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации № 110 от 12 февраля 2007 года «О порядке назначения и выписывания лекарственных средств, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания» не предусмотрена возможность выписки врачом льготных рецептов с целью восстановления недостающего пациенту количества лекарственных препаратов в соответствии с рекомендациями. Полагает, что необеспечение Герасимова И.Е. лекарственным препаратом *** возникло по вине АО «УльяновскФармация», которое не исполнило свои обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного с Министерством контракта. Также необоснованным считает решение суда в части возложения на Министерство обязанности по обеспечению Герасимова И.Е. лекарственным препаратом ***. При этом указывает, что Герасимов И.Е. страдает заболеванием ***, которое отсутствует в перечне редких (орфанных) заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2012 года № 403, в соответствии с которым на субъекты Российской Федерации возлагается обязанность по обеспечению льготными лекарственными препаратами лиц, страдающими редкими заболеваниями, за счет средств областного бюджета. Лекарственный препарат *** не входит в Перечень препаратов, отпускаемых населению по рецептам врачей бесплатно, а также в территориальные Перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденные соответствующими постановлениями Правительства Ульяновской области. В стандарты оказания медицинской помощи больным с *** лекарственный препарат *** не входит. Обращают внимание, что данный лекарственный препарат не назначался истцу ни лечащим врачом, ни врачебной комиссией медицинского учреждения по месту жительства пациента. В целях обеспечения федерального льготного больного Герасимова И.Е. за счет средств регионального бюджета лекарственным препаратом, не предусмотренным стандартами оказания медицинской помощи по данному виду заболевания, необходимо проведение стационарного медицинского обследования по месту жительства истца с последующим обоснованием назначенного лекарственного препарата лечебным учреждением, находящимся на территории Ульяновской области. По мнению автора жалобы, медицинские заключения ФГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России от 26 мая и 06 декабря 2016 года носят  рекомендательный характер. Просит учесть, что применять названный лекарственный препарат необходимо в специализированном медицинском учреждении, имеющим опыт применения данного препарата, поскольку он имеет ряд побочных эффектов.

В возражениях на жалобу старший помощник прокурора города Димитровграда Ульяновской области Душкова К.Б., полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Герасимов И.Е., *** рождения, является инвалидом *** группы. Инвалидность истцу установлена повторно в июне 2016 года на срок до *** 2017 года.

Герасимов И.Е. имеет диагноз ***, с которым наблюдается у врача по месту жительства и неоднократно находился на стационарном обследовании и лечении.

В связи с имеющимся заболеванием Герасимов И.Е. нуждается в лекарственном препарате ***.

30 ноября 2016 года лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 Герасимову И.Е. выписаны рецепты *** для получения лекарственного препарата ***. Однако лекарственный препарат по названным рецептам истцом получен не был ввиду его отсутствия в аптечной сети АО «УльяновскФармация» г. Димитровграда.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, разрешая исковые требования в части возложения на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обязанности по обеспечению Герасимова И.Е. лекарственным препаратом *** по названным выше рецептам, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для их удовлетворения.

Выводы суда мотивированы, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии с п.8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 данного Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 данной статьи, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ).

В соответствии с Перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 года № 2724-р, лекарственный  препарат Epoetinum alpha (Эпоэтин альфа)  внесен в указанный перечень, соответственно, Герасимов И.Е.  на основании ст. ст. 6.1, 6.2, 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которых входят социальные услуги по обеспечению лекарственными препаратами по рецептам.

Учитывая, что Федеральным законом № 178-ФЗ не предусмотрено положение о предоставлении социальной услуги только при ее наличии, отказ в предоставлении указанной социальной услуги является незаконным.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, удовлетворяя иск, суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Герасимова И.Е. бесплатно на период лечения лекарственным препаратом лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Довод жалобы о невозможности обеспечения лекарственным препаратом по рецепту, срок действия которого истек, не может служить поводом к отказу в предоставлении истцу необходимого количества медицинского препарата ***, поскольку нуждаемость в нем носит для Герасимова И.Е. постоянный характер.

Довод апелляционной жалобы относительно того, что вопрос о назначении лекарственных препаратов может решаться только лечащим врачом, а не судом, поводом для отмены решения суда также служить не может, поскольку в данном случае судом решался вопрос о ненадлежащем исполнении ответчиком возложенных на него законом обязанностей, а не о нуждаемости истца в тех или иных лекарственных препаратах. 

Утверждения Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о том, что в данном споре Министерство является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20 июня 2016 года № 14/275-П утверждено Положение о Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее – Положение).

Согласно п. 1.1 Положения Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации.

Министерство является правопреемником Министерства здравоохранения Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по всем правам и обязанностям в пределах установленных полномочий (п. 1.2 Положения).

Как указано в п. 2.2.1 Положения, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет следующие полномочия: разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения Ульяновской области;

разрабатывает, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень; при отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Из приведенных правовых положений следует, что именно на Министерство возложены в Ульяновской области обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение лекарственными препаратами определенных групп населения, к числу которых относится Герасимов И.Е.

Материалами дела также подтверждено, что с  октября 2014 года Герасимов И.Е. наблюдается врачами-гематологами ГУЗ УОКБ, проходит курсы стационарного лечения в условиях гематологического отделения ГУЗ УОКБ в связи с имеющимся у него заболеванием, диагноз ***.

В соответствии с Перечнем заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715, заболевание, которым страдает истец, относится к числу онкологических (код С92.7, злокачественные новообразования).

В 2015-2016 годах Герасимов И.Е. в связи с имеющимся заболеванием был проконсультирован в НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой, ФГБОУ ВПО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России, где ему по жизненным показаниям в связи с прогрессированием заболевания было рекомендовано проведение лечения лекарственным препаратом *** 30 мг/сутки для подготовки к ***.

В период с 30 декабря 2016 года по 09 января 2017 года истец также находился на стационарном лечении в ГУЗ УОКБ, 07 февраля 2017 года вновь госпитализирован в данное лечебное учреждение.

Согласно выписке ГУЗ УОКБ из медицинской карты больного Герасимова И.Е. последнему по жизненным показаниям назначено проведение терапии препаратом *** в дозе 30 мг/в день длительно.

Вопреки доводам жалобы, решение суда в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению Герасимова И.Е. лекарственным препаратом *** в дозе 30 мг/сутки на период подготовки к *** в соответствии с медицинскими показаниями, также является законным и обоснованным.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 19 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 323-ФЗ) определено, что каждый имеет право на медицинскую помощь; каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1 и 2).

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным Перечнем лица, страдающие онкологическими заболеваниями, в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются в том числе всеми лекарственными средствами.

Таким образом, указанным постановлением Правительства Российской Федерации закреплено право лиц, страдающих онкологическими заболеваниями, на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами бесплатно.

Согласно ч. 3 ст. 80 Федерального закона № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Частью 2 статьи 83 этого же Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).

Частью 2 ст. 5 Федерального закона № 178-ФЗ определено, что оказание (предоставление) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, предусматривающими также предоставление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 1273, предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обосновывает отказ в обеспечении Герасимова И.Е. лекарственным препаратом ***  как отсутствием самого препарата в соответствующих перечнях, так и отсутствием заключения врачебной комиссии о назначении истцу указанного препарата.

Между тем, в вышеприведенных нормативных правовых актах не содержится запрета предоставления лекарственного препарата, не предусмотренного перечнем и стандартом оказания медицинской помощи для конкретного вида заболевания, с отнесением этого вопроса на разрешение врачебной комиссии лечебного учреждения. Доводы апелляционной жалобы в этой части не основаны на законе, а потому не могут быть приняты во внимание.

Утверждения ответчика об отсутствии у истца заключения врачебной комиссии лечебного учреждения по месту жительства о нуждаемости Герасимова И.Е. в лекарственном препарате *** несостоятельны, поскольку противоречат материалам дела, где содержатся протокол врачебной комиссии ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России от 26 сентября 2016 года и рекомендации врачей ГУЗ УОКБ о назначении истцу по жизненным показаниям терапии препаратом ***.

Из материалов дела также следует, что лекарственный препарат «*** истцу не противопоказан, а напротив, необходим по жизненным показаниям.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для его отмены по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 13 февраля 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи