Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 18.04.2017, опубликован на сайте 28.04.2017 под номером 65752, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории р.п. Сурское, Сурского района Ульяновской области, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шестаева Н.И                                                   Дело № 33-1449/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              18 апреля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 03 февраля 2017 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора Сурского района, в интересах Суслина А*** А*** к Министерству промышленности,  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Суслина А*** А***, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, признать незаконным.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Суслина А*** А***, *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенным в  р.п. Сурское Сурского района Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Суслина  А.А., возражавшего против доводов жалобы,  мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд с иском, в интересах Суслина А.А. к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Управлению образования администрации МО «Сурский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Сурского района проведена проверка, в ходе которой установлено, что Суслин А.А., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет. Родители Суслина А.А. – мать С*** С.М. решением Сурского районного суда Ульяновской области от ***.2004 лишена родительских прав в отношении сына, а отец - С*** А.М. решением Сурского районного суда Ульяновской области от ***2004  признан безвестно отсутствующим.  В настоящее время Суслин А.А. проживает ***. Согласно справкам, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации», Суслин А.А. собственником объектов недвижимости на территории Ульяновской области не является.

Суслин А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области,  включен  ***.2015, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

Уточнив исковые требования, прокурор просил обязать Министерство промышленности,  строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Суслина А.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в Ульяновской области.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено истцу по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление Суслину А.А. первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков  Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, Управления образовании я администрации МО «Сурский район», третьего лица Министерства труда и социального развития Ульяновской области,  извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Суслин А.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - С*** С.М. решением Сурского районного суда Ульяновской области от ***.2004 лишена родительских прав в отношении сына, а отец - С*** А.М. решением Сурского районного суда Ульяновской области от ***.2004 признан безвестно отсутствующим.

На основании постановления главы Сурского района Ульяновской области от ***.2004 за № *** Суслин А.А. был помещен  в детское государственное учреждение.

За Суслиным А.А.  сохранено право проживания  в жилом помещении по адресу: ***.

В настоящее время Суслин А.А.  зарегистрирован и проживает по адресу *** со своей матерью, лишенной в отношении него родительских прав и братом С*** Д.А.

Решением комиссии  от ***.2015 установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении.

Согласно представленным сведениям Суслин А.А. в собственности, либо по договору социального найма жилья не имеет.  

***2015 Суслин А.А. включен в список лиц, подлежащих обеспечению специализированным  жилым помещением в р.п. Сурское Сурского района  Ульяновской области.

До настоящего времени  Суслин А.А.  жильем не обеспечен.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истец не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области, действующего в интересах Суслина А.А., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 03 февраля 2017 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: