Судебный акт
О назначении додсрочной страховой пенсии
Документ от 11.04.2017, опубликован на сайте 21.04.2017 под номером 65742, 2-я гражданская, о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выходв на пенсию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова С.А.                                                     Дело № 33-1416/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              11 апреля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Баранова С*** И*** – Чигрина В*** В*** на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 10 января 2017 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Баранова С*** И***  к государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в связи с работами с тяжелыми условиями труда; обязании назначить и производить выплату пенсии с 16 мая 2016 года отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Баранов С.И.  обратился в суд с иском к  государственному учреждению  -Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (далее – ГУ - УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска, пенсионный орган) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии. В обоснование требований указал, что 16 мая 2016 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 2 на основании п. 2 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Закона №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением комиссии ответчика от 29 июля 2016 года в назначении пенсии отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа, с чем он не согласен. Полагает, что имеет право на назначение страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста в соответствии с Законом Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости  по Списку № 2, которое наступает у него по достижению возраста 55 лет при наличии специального стажа не менее 12 лет и 6 месяцев. Пенсионный орган указал на наличие оснований для снижения пенсионного возраста на 3 года, но не учел, что он имеет право не только на снижение пенсионного возраста как проработавший (проживавший) в зоне ЧАЭС, но и как проработавший на работах с тяжелыми условиями труда. Просил признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в связи с работами с тяжелыми условиями труда; обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с 16 мая 2016 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Баранова С.И. – Чигрин В.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение. Считает ошибочными выводы суда о невозможности исчисления стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости по двум основаниям. По мнению автора жалобы, истец имеет право на снижение пенсионного возраста как за работу с вредными условиями труда, так и за проживание в зоне аварии на Чернобыльской АЭС, то есть по двум различным основаниям, которые не могут поглощать друг друга.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ - УПФ РФ в Заволжском районе города Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 16 мая 2016 года Баранов С.И., *** года рождения, обратился в ГУ – УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением комиссии ответчика от 29 июля 2016 года (протокол № 1594) Баранову С.И. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по указанным выше основаниям ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

При этом в специальный стаж работы истца были засчитаны периоды его работы общей продолжительностью 08 лет 04 месяца 19 дней:

- с 12 ноября 1984 года по 01 февраля 1992 года (07 лет 02 месяца 20 дней) – помощником составителя поездов и составителем поездов на станции ***;

- с 01 апреля 1992 года по 29 мая 1993 года (01 год 01 месяц 29 дней) – помощником машиниста тепловоза в ***.

Кроме того, пенсионный орган согласился с тем, что в период с 26 апреля 1986 года по 06 ноября 1991 года (05 лет 06 месяцев 11 дней) Баранов С.И. проживал в городе ***, который относится к зоне проживания с правом на отселение вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением пенсионного органа № 168314/16 от 29 июля 2016 года истцу рекомендовано обратиться за назначением пенсии по старости по достижении возраста 57 лет в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и в соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Полагая отказ ответчика в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, Баранов С.И. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним, судебная коллегия не усматривает.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.

Статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) установлено, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются данным Законом и другими федеральными законами.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона № 1244-1. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).

Гражданам, указанным в статье 13 Закона № 1244-1 (в том числе гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение), которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона № 1244-1, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных Законом № 1244-1. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

В соответствии со ст. 33 Закона № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 данного Закона (то есть гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

Из приведенных выше положений закона, регулирующих вопросы назначения пенсии гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, следует, что для досрочного назначения страховой пенсии по старости по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ с применением положений ст. 33 Закона № 1244-1 истцу необходим специальный стаж 12 лет 6 месяцев.

Вместе с тем из материалов дела следует и истцом не оспаривается, что на дату обращения в пенсионный орган его специальный стаж работы по п. 5 ч. 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ составлял 08 лет 04 месяца 19 дней, в связи с чем ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска обоснованно отказано в назначении досрочной страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

При этом у истца отсутствует стаж работы на должностях и производствах с вредными и тяжелыми условиями труда, указанных в Списках № 1 и № 2, а для того вида досрочной страховой пенсии, на которую претендует истец (по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ), не предусмотрено снижение пенсионного возраста с учетом продолжительности специального стажа при наличии специального стажа не менее половины от требуемого. Пропорциональное снижение пенсионного возраста при наличии специального стажа не менее половины от требуемого применимо только к стажу работы по профессиям и производствам, указанным в Списках № 1 и № 2, который у истца отсутствует.

Доводы  апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм закона, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 10 января 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Баранова С*** И*** – Чигрина В*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи