Судебный акт
Ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ
Документ от 10.04.2017, опубликован на сайте 19.04.2017 под номером 65710, Админ. надзор, КоАП: ст. 14.1.3 ч.2, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ (в том числе с отменой последующих решений)

                                                                                       Дело №  4А - 122/2017

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           10 апреля 2017 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу Домаевой И*** В***, защищающей интересы открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Ленинского района», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 25 октября 2016 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 ноября 2016 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Ленинского района» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 25 октября 2016 года открытое акционерное общество «Городская управляющая компания Ленинского района» (далее – ОАО «ГУК Ленинского района») привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 ноября 2016 года постановление мирового судьи было изменено. Наказание, назначенное ОАО «ГУК Ленинского района», снижено до 125 000 рублей. В остальной части постановление мирового судьи оставлено без изменения.

В настоящей жалобе, поданной в Ульяновский областной суд, Домаева И.В., защищающая интересы ОАО «ГУК Ленинского района»,  не соглашается с вынесенными по делу судебными постановлениями, просит их отменить.

В обоснование жалобы указано, что нарушение лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирных домах, права граждан на благоприятные условия проживания в части нарушения правил содержания общего имущества в многоквартирных домах должно квалифицироваться по ст.ст. 7.22, 7.23 КоАП РФ, а не по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Считает, что требования, указанные в ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ и ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, относятся к требованиям о соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере управления многоквартирными домами любым хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по содержанию и ремонту жилых домов.

Указывает на отсутствие в действиях ОАО «ГУК Ленинского района» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и одновременно на малозначительность совершенного правонарушения.

Просит учесть сложившуюся судебную практику.

Ссылается на суровость назначенного наказания.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

В соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.   

Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.

Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с п. 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются:

а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ;

б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ;

в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.

В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с подпунктами «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании во взаимосвязи с приведенными нормами ЖК РФ к числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности, в том числе Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме), и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).

Материалами дела установлено, что 26 июля 2016 года в ходе проведения внеплановой выездной проверки ОАО «ГУК Ленинского района» (лицензия *** от 23 апреля 2015 г.) выявлены нарушения при управлении многоквартирным домом № 17 по ул. Гагарина в г. Ульяновске.

Согласно акту проверки № *** в нарушение требований п.п. «а», «б» п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110; ст. 36, ч.2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; п. 10 раздела 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491; абз. 6 п.3.9.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 № 170; п. 2.1.1 договора управления от 01 июня 2010 года указанного многоквартирного дома, управляющей компанией не соблюдаются нормы удаленности зеленых насаждений от зданий и сооружений (л.д. 6-7).

По данному факту 27 июля 2016 года консультантом отдела надзора и лицензионного контроля за содержанием, использованием жилищного фонда Управления регионального государственного жилищного надзора Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области Постновым А.С. составлен протокол в отношении ОАО «ГУК Ленинского района» об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ (л.д. 2-3).

При этом из материалов дела не усматривается, что в ходе проведения проверки производились какие-либо замеры удаленности зеленых насаждений от указанного многоквартирного дома. К протоколу не приобщались какие-либо материалы, содержащие информацию о приборах измерения, о замерах расстояний удаленности зеленых насаждений от многоквартирного дома, тогда как указанные обстоятельства имеют существенное значение.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Признавая ОАО «ГУК Ленинского района» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2  ст. 14.1.3 КоАП РФ, предыдущие судебные инстанции исходили лишь из того факта, что кроны деревьев располагаются не в соответствии с нормами удаленности зеленых насаждений от зданий и сооружений. При этом, как уже отмечалось выше, результатов каких-либо замеров в материалах дела не имеется.

Вместе с тем в силу абзаца 6 п. 3.9.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 № 170, владельцы озелененных территорий обязаны во всех случаях вырубку и пересадку деревьев и кустарников, производимых в процессе содержания и ремонта, осуществлять в соответствии с существующими требованиями данных правил и технологическим регламентом.

При этом не указаны конкретные нормы удаленности расположения кроны деревьев от зданий и сооружений. Отсутствует в материалах дела и ссылка на конкретные зеленые насаждения, которые, по мнению надзорного органа, располагаются вблизи многоквартирного дома с нарушениями норм удаленности, что также имеет существенное значение.

Согласно п. 2.6.11 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15 декабря 1999 года № 153, деревья и кустарники следует высаживать в соответствии с существующими в строительстве правилами и нормами, в частности, регламентируются расстояния от стен здания и различных сооружений до места посадки растений (СНиП), согласно которым  ствол дерева должен располагаться от наружных стен зданий и сооружений  на расстоянии 5 метров от оси указанного дерева. При этом приведенные нормы относятся к деревьям с диаметром крон не более 5 м и должны быть увеличены для деревьев с кроной большего диаметра.

В соответствии с п. 2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10, при озеленении придомовой территории жилых зданий необходимо учитывать, что расстояние от стен жилых домов до оси стволов деревьев с кроной диаметром до 5 м должно составлять не менее 5 м. Для деревьев большего размера расстояние должно быть более 5 м.

Поскольку вопросы о том, какие именно нормы удаленности зеленых насаждений от зданий и сооружений ОАО «ГУК Ленинского района» нарушены и в чем конкретно выразилось бездействие управляющей организации, предыдущими судебными инстанциями исследованы не были, а в материалах дела таких сведений также не имеется, то дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.

В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 25 октября 2016 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 ноября 2016 года подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные постановления.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

жалобу Домаевой И*** В***, защищающей интересы открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Ленинского района» удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 25 октября 2016 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 ноября 2016 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Ленинского района» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные судебные постановления.

 

Заместитель председателя                                                                            Ульяновского областного суда                                                             Л.В. Болбина