Судебный акт
Бесхозяйный объект культурного наследия
Документ от 11.04.2017, опубликован на сайте 14.04.2017 под номером 65665, 2-я гражданская, об обязании администрации МО "Майнский район" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО "Майнский район" принять установленные законодательством РФ меры к постановке на учет бесхозяйных объектов культурного наследия регионального значения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Писарева Н.В.                                                                    Дело № 33а-1473/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        11 апреля 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Грудкиной Т.М.,

судей Зуевой Н.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области на решение Майнского районного суда Ульяновской области от 06 февраля 2017 года, по которому постановлено:

Иск Правительства Ульяновской области – Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области к администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области, муниципальному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области об обязании принять меры к постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области в лице муниципального учреждения «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учет бесхозяйного объекта культурного наследия регионального значения: Церковь, расположенная в центре с. Козловка Майнского района Ульяновской области, поставленного на государственную охрану решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 12 февраля 1990 года № 79.

 

Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В., пояснения представителя администрации МО «Майнский район» Ульяновской области Долбнина А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Правительства Ульяновской области Чернова А.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Правительство Ульяновской области – Управление по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области обратилось в суд с иском к администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области, муниципальному учреждению «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области» (далее по тексту МУ КУМИЗО МО «Майнский район») о возложении обязанности принять меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объектов культурного наследия регионального значения.

В обоснование иска указало, что согласно государственным спискам недвижимых памятников истории и культуры на территории муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области находится объект культурного наследия регионального значения: «Церковь» в с. Козловка, центр. Указанный объект культурного наследия регионального значения до настоящего времени собственника не имеет. Полномочиями по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества вышеуказанного объекта культурного наследия обладает администрация муниципального образования «Майнский район» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Майнский район» Ульяновской области, как орган местного самоуправления. Однако соответствующие действия администрацией МО «Майнский район» не производятся.

В связи с этим административный истец просил обязать администрацию муниципального образования «Майнский район» в лице МУ КУМИЗО МО «Майнский район» принять установленные законодательством Российской Федерации меры к постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта культурного наследия регионального значения: «Церковь» в с. Козловка, центр, Майнского района Ульяновской области.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области не соглашается с решением, просит его отменить, вынести новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что решая вопрос о возложении обязанностей на Администрацию МО «Майнский район» суд использовал термин «бесхозяйный объект культурного наследия», наполняя его определёнными правовыми характеристиками, что является незаконным, поскольку термин «бесхозяйный объект культурного наследия» отсутствует в системе действующего законодательства РФ. Рассматривать спорные объекты необходимо как «бесхозяйный объект недвижимости» лишь обладающие дополнительной характеристикой «объект культурного наследия».

Полагает, что судом незаконно применены ч. 5 ст. 4 ФЗ от 27.05.2014 № 136 - ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 13 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так как на основании вышеуказанных норм права органы местного самоуправления муниципальных районов исполняют обязанности по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Объект культурного наследия: «Церковь, расположенная в центре с. Козловка, Майнского района Ульяновской области», в собственности МО «Тагайское сельское поселение», МО «Майнский район» не значатся, относятся к категории регионального значения и поставлен на государственную охрану решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 12.02.1990 № 79.

Полагает, что судом не полностью исследован вопрос права собственности на данный объект культурного наследия. Считает, что в соответствии с решением исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся от 12.02.1990 № 79 церковь, расположенная в центре с. Козловка Майнского района Ульяновской области», объявлена объектом, имеющим историческую культурную и научную ценность, охраняемым памятником истории и культуры, то есть принята на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры», следовательно, подлежала передаче в государственную собственность субъекта Российской Федерации - Ульяновской области, а до оформления такой передачи является федеральной собственностью.

 

Судебная коллегия с учетом мнения представителя администрации МО «Майнский район» Ульяновской области Долбнина А.А., представителя Правительства Ульяновской области Чернова А.А. определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.

 

Согласно ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статьей 48 этого же Федерального закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1).

 

Из материалов дела следует, что решением Исполнительного комитета Ульяновского областного Совета народных депутатов от 12 февраля 1990 года № 79 был утвержден список памятников истории и культуры, подлежащих передаче на баланс управления охраны, контроля, реставрации и использования Главархитектуры облисполкома, находящихся на территории Ульяновской области, и подлежащих государственной охране, в число которых включена «Церковь» в с. Козловка Майнского района Ульяновской области.

Судом первой инстанции установлено, что объект культурного наследия «Церковь»  в   с.  Козловка    в    государственной    собственности,    в  собственности

 

Ульяновской области и муниципальной собственности не состоит, собственностью граждан или юридических лиц не является.

 

По смыслу п. 1 ст. 225 ГК РФ вышеперечисленный объект культурного наследия регионального значения являются бесхозяйным имуществом.

Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно п. 4 Приказа Минэкономразвития РФ от 22 ноября 2013 г. № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (действовал до 1 января 2017 года) принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Аналогичным образом определен порядок принятия на учет объекта недвижимого имущества действующим с 01.01.2017 Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Поскольку в данном случае речь идет о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи - объекта культурного наследия, решением данного вопроса должен заниматься орган местного самоуправления с учетом предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.

 

При рассмотрении дела суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопросы местного значения сельского поселения перечислены в ч. 3 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона. Сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, к вопросам местного значения сельского поселения не относятся. Согласно ч. 4 данной статьи указанные вопросы относятся к вопросам местного значения муниципального района.

Пунктом 19.3 ч.1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесено сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального района, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального района.

Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что обязанность по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по постановке объекта культурного наследия, расположенного в указанном селе, на учет как бесхозяйного, лежит именно на администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области.

 

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.

 

Использование судом в решении юридически неверной формулировки основанием для отмены решения суда первой инстанции не является.

 

Довод апелляционной жалобы о том, что положения ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 27 мая 2014г. № 136 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в данном деле не применимы, поскольку предусматривают обязанность органов местного самоуправления муниципальных районов исполнять обязанность по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, находящихся в собственности поселения, а не об объектах культурного наследия регионального наследия, которые не имеют собственника, и поставлены на государственную охрану решениями исполкома Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся, является несостоятельным, основан на неверной трактовке действующего законодательства.

 

Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный объект культурного наследия является федеральной собственностью, не является бесхозяйным, несостоятельны, поскольку противоречат материалам дела. Доказательств включения объекта в перечень объектов культурного наследия федерального значения не представлено.

 

Нарушений судом норм процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено.

С учетом изложенного решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения по доводам жалобы не имеется.

 

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

решение Майнского районного суда Ульяновской области от 06 февраля
2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Майнский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                              

 

Судьи