Судебный акт
Моральный вред укус собаки
Документ от 28.03.2017, опубликован на сайте 18.04.2017 под номером 65465, 2-я гражданская, о компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сергеева О.Н.                                                                          Дело № 33- 1292/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      28 марта 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефёдова О.Н.,

судей Бабойдо И.А. и  Пулькиной Н.А.,

при секретаре   Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 1 декабря 2016 года, по  которому постановлено:

Исковые требования Петровой О*** О***, действующей в интересах несовершеннолетнего сына Петрова А*** Н***, *** года рождения,  удовлетворить частично.

Взыскать с администрации г.Ульяновска в пользу Петровой О*** О***,  действующей в интересах несовершеннолетнего сына Петрова А*** Н***, *** года рождения, денежную компенсацию морального вреда 60000 рублей.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., пояснения представителя администрации Засвияжского района г.Ульяновска Костылевой О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Петрова О.О., действуя в интересах несовершеннолетнего сына Петрова А***, *** года рождения, обратилась в суд с иском к администрации              Засвияжского района г.Ульяновска о взыскании денежной компенсации морального вреда.

Требования мотивированы тем, что 18 августа 2016 года около 18 часов 30 минут ее сын Петров А***, *** года рождения, являющийся инвалидом детства,  был укушен бездомной собакой  на детской площадке во дворе домов *** в г.Ульяновске. По факту укусов истица с сыном в тот же день обратились в травмпункт Засвияжского района г.Ульяновска, где мальчику было проведено обследование и сделана инъекция  антирабической вакцины курсом из пяти болезненных уколов, предписано было дальнейшее лечение.

Истица указала, что в связи с укусами собаки и в момент оказания медицинской помощи её ребенок перенес моральные и физические страдания, от перенесенного стресса ухудшился его неврологический статус, усилились тики, нарушился сон (ребенок – инвалид в связи с ***). В настоящее время он испытывает страх при виде собаки, боится гулять и один ходить в школу.

За отлов и утилизацию бездомных собак в районе отвечает администрация Засвияжского района г.Ульяновска, однако и после обращения в администрацию района собака отловлена не была.

Просила взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.

Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчика администрация       г.Ульяновска, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, - ООО «УлГеология» и ООО «Волга-Профи». 

Рассмотрев данный спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит решение суда отменить, ссылаясь на недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Порядок отлова безнадзорных домашних животных определен постановлением Правительства Ульяновской области от 28.12.2010 №467-П «Об утверждении порядка отлова безнадзорных домашних животных на  территории Ульяновской области». Согласно п.4 названного нормативного акта мероприятия по отлову животных проводятся по заявкам граждан или  организаций.

Положением об Управлении по благоустройству администрации города Ульяновска (введено Решением Ульяновской Городской Думы от 25.02.2016 №19), Управление наделено полномочиями по осуществлению контроля за отловом безнадзорных домашних животных.

Обращение о безнадзорных животных по адресу: г.Ульяновск, *** поступило 30 августа 2016 года в Управление по благоустройству  администрации города Ульяновска, то есть после укуса безнадзорным животным ребенка истицы. Управлением по благоустройству администрации города Ульяновск был заключен контракт №18 с ООО «ВолгаПрофи» на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных на территории МО «город «Ульяновск» сроком действия с 09.08.2016 по 25.12.2016. Ранее аналогичные контракты также заключались.

Считает, что администрация г.Ульяновска  исполняла  надлежащим образом свои полномочия по организации отлова безнадзорных домашних животных на территории МО «город Ульяновск».

В решении суда первой инстанции вышеназванные обстоятельства не нашли отражения и им не дана оценка.

Суд не учел представленные администрацией города Ульяновска документы о полученных из областного бюджета субвенциях на осуществление отдельных государственных полномочий по отлову безнадзорных животных, которые были освоены в полном объеме путем заключения муниципального контракта.  Таким образом, все необходимые действия для решения проблемы защиты населения от безнадзорных домашних  животных были администрацией города Ульяновска выполнены.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривалось сторонами по делу, 18.08.2016 на детской площадке во дворе домов *** в г.Ульяновске несовершеннолетний сын истицы - Петров А***, *** года рождения, был укушен бездомной собакой.

По факту укусов истица с ребенком обратились в травмпункт Засвияжского района г.Ульяновска за оказанием медицинской помощи, где несовершеннолетнему был установлен диагноз: ***, оказана медицинская помощь, проведены ***

По делу установлено также, что несовершеннолетний Петров А***, *** года рождения, является ребенком-инвалидом.

В силу п.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред  (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие  гражданину  другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной  компенсации указанного вреда.

Факт причинения телесных повреждений  несовершеннолетнему Петрову А***, *** года рождения, на детской площадке в районе домов *** в г.Ульяновска бездомной собакой подтверждается собранными по делу доказательствами и  ответчиком не  оспаривается.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что несовершеннолетний Петров А*** в связи с  причинением ему  вреда здоровью укусом собаки претерпел физические и нравственные страдания и имеет право на компенсацию морального вреда, который подлежит возмещению органом местного самоуправления (администрацией г.Ульяновска), не принявшим достаточных мер, обеспечивающих безопасность пребывания граждан в местах общего пользования.

Выводы суда в решении подробно мотивированы со ссылкой на материалы дела и  нормы материального права.

Доводы апелляционной жалобы администрации г.Ульяновска о том, что меры по отлову безнадзорных животных  принимаются только при поступлении обращений и заявок граждан и организаций, основанием для отмены решения суда служить не могут по следующим основаниям.

Статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируются права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, что предполагает необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических заболеваний.

Согласно ч.2 ст.  2 Федерального закона  от 30.03.1999  № 52-ФЗ  «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»  органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Названный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно положениям ст. 4  Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Постановлением  Правительства  Ульяновской области от 28.12.2010 г. № 467-П утвержден Порядок отлова и содержания безнадзорных домашних животных на территории Ульяновской области.

В соответствии с п.14 ч.1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

В пункте 13  статьи 4  Устава  муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 25.07.2014 г. № 119 (в редакции от 27.07.2016 г.), предусмотрено также, что органы местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» имеют право на:  осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории городского округа.

Исполняя возложенные названными правовыми нормами  полномочия, Управление по благоустройству администрации города Ульяновска, действуя в пределах предоставленных администрацией полномочий, 09.08.2016 заключило контракт с ООО «ВолгаПрофи» на услуги по отлову и содержанию безнадзорных домашних животных на территории муниципального образования «город Ульяновск», срок действия данного контракта составил с  09.08.2016 по 25.12.2016. Положений о том, что мероприятия по отлову безнадзорных животных осуществляются на основе отдельных заявок граждан или организаций, контракт не содержит. Контроль за исполнением условий контракта возлагается на «заказчика», т.е. на структурное подразделение администрации г.Ульяновска, последняя в свою очередь несет ответственность перед  гражданами, чьи права ненадлежащим исполнением контракта были нарушены.

Кроме того, указанными выше статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации обеспечение гарантий гражданам права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, осуществление комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических заболеваний предусмотрено на постоянной основе и не ставится в зависимость от каких-либо обращений.

Таким образом, решение суда о возложении на администрацию города Ульяновска ответственности за причиненный несовершеннолетнему Петрову А*** вред здоровью, является законным и обоснованным.

Согласно п.2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера  причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а так же  степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Учитывая обстоятельства причинения вреда ребенку, являющемуся инвалидом детства по заболеванию ДЦП, его возраст, судебная коллегия находит взысканную сумму  компенсации вреда разумной и справедливой, оснований для её снижения не имеется.

Иные доводы жалобы существенными не являются, на правильность принятого по делу решения они не влияют.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 1 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

 

Председательствующий   

 

Судьи