Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 28.03.2017, опубликован на сайте 05.04.2017 под номером 65406, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействие и обязании обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мяльдзина С.Н.                                                                    Дело № 33-1167/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                28 марта  2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Штукатурове С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 17 января 2017 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Цильнинского  района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по несвоевременному обеспечению Бенцлера С***  А***, *** года рождения, специализированным благоустроенным  жилым помещением   специализированного  жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Бенцлера С*** А*** в *** районе  Ульяновской области специализированным  благоустроенным жилым помещением  специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

В  удовлетворении исковых требований к   отделу опеки и попечительства - МУ Комплексный центр социального обслуживания населения МО «Цильнинский район» Ульяновской области прокурору Цильнинского района Ульяновской области  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н.., пояснения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Цильнинского района Ульяновской области, действуя в интересах Бенцлера С.А., обратился в суд с иском к Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, муниципальному учреждению Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Бенцлер С.А. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен 13 февраля 2014 года в список  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат  обеспечению специализированными жилыми помещениями государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Просил признать незаконным бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и муниципального учреждения Комплексный центр социального обслуживания населения муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области по своевременному обеспечению Бенцлера С.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать ответчиков обеспечить истца специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в *** районе Ульяновской области.

Рассмотрев дело по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не предоставлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года №466-П истец может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  установлено судом и следует из материалов дела, Бенцлер С.А., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 27 мая 2011 года мать истца – Б*** Н.В. лишена родительских прав в отношении сына, последний передан органам опеки и попечительства.

Решением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 06 апреля 2012 года родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына лишен отец истца – Б*** А.В.

Закрепленного жилого помещения, а равно в собственности либо по договору социального найма Бенцлер С.А. не имеет.

13 февраля 2014 года Бенцлер С.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истец не обеспечен жилым помещением. При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской области, действующего в интересах Бенцлера С.А., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Установленная постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014 года № 466-П возможность получения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, ежемесячной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения не освобождает ответчика от обязанности по обеспечению истца из числа лиц указанной категории жилым  помещением  по  договору найма специализированного  жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 17 января 2017 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи