Судебный акт
Постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, об обеспечении жилым помещением
Документ от 21.03.2017, опубликован на сайте 03.04.2017 под номером 65355, 2-я гражданская, об обязании предоставить жилое помещение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                        Дело № 33-982/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       21 марта 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе законного представителя В*** Е*** И*** - Васильевой В*** Л*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 07 декабря 2016 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований прокурора Заволжского района г.Ульяновска, действующего интересах несовершеннолетнего В*** Е*** И*** к администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска о признании решения незаконным, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, об обеспечении жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Васильевой В.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района г.Ульяновска обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска, Управлению муниципальной собственностью администрации города Ульяновска о признании решения незаконным, постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, об обеспечении жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

В обоснование заявления указано, что В*** Е.И., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается документально. В*** Е.И. состоит на учете в ГУЗ «Городская детская поликлиника № 6» с диагнозами: ***, а также сопутствующими диагнозами: ***, находится на диспансерном наблюдении в ГКУЗ «Ульяновская областная ***» с 2012 года с диагнозом: ***, находился на реабилитационном лечении в ГУЗ «Детская специализированная психоневрологическая больница №1» в дневном стационаре с диагнозом: *** с 22.01.2016 по 02.02.2016, с 08.02.2016 по 17.02.2016, проживает в комнате жилой площадью 29,90 кв.м с матерью Васильевой В.Л., бабушкой К*** Л.И., братом И*** Н.М. по адресу***.

Недвижимого имущества в собственности В*** Е.И., его мать, бабушка и иные зарегистрированные в квартире лица не имеют. В*** Е.И. страдает *** в силу наличия заболеваний.

Заболевания, которые имеются у В*** Е.И. входят в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 №378. Кроме того, заболевание В*** Е.И. входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817.

Васильевой В.Л., обратившейся в интересах своего сына В*** Е.И. для выделения ему во внеочередном порядке жилого помещения в администрацию г. Ульяновска, решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г. Ульяновска от 02.06.2016(протокол №12) было отказано по причине того, что В*** Е.И. не состоит на учете как малоимущий.

Просил признать незаконным отказ администрации г.Ульяновска в предоставлении В*** Е.И. жилого помещения по договору социального найма, обязать ответчиков принять В*** Е.И. на учет как нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и предоставить ему во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма.

Рассмотрев данный спор, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Васильева В.Л. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение. Считает необоснованным вывод суда о том, что для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях необходимо наличие одновременно трех условий, а именно: в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, проживают в квартире, занятой несколькими семьями, являются малоимущими.

Указывает, что при принятии решения судом была ошибочно применена ч. 2 ст.49 Жилищного кодекса РФ, регламентирующая порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, вместо ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ, определяющей порядок предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма для отдельных категорий граждан, к которым в частности относиться Васильев Е.И.

Полагает, что если гражданин имеет право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по нескольким основаниям (как малоимущий и как страдающий тяжелой формой хронического заболевания), то он вправе по своему усмотрению выбрать основание, по которому будет поставлен на учет. Считает, что наличие у ребенка тяжелого хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, дает ему безусловное право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма.

Представитель ответчика, третьи лица, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что В*** Е.И., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена на срок до 01.05.2017.

В*** Е.И. состоит на учете *** с диагнозами: ***, а также сопутствующими диагнозами: ***.

Кроме того, В*** Е.И. находится на диспансерном наблюдении в ГКУЗ «Ульяновская областная ***» с 2012 года в связи с наличием ***, которое входит в Перечень тяжелых заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378, и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817.

В*** Е.И. зарегистрирован и проживает в двух комнатах жилой площадью 29,90 кв.м трехкомнатной квартиры общей площадью 45,9 кв.м по адресу***. На данной жилой площади также зарегистрированы его мать Васильева В.Л., бабушка К*** Л.И., а также Л*** Е.Л., С*** Я.Д., К*** Д.Е., И*** Н.М., до июля 2016 года также были зарегистрированы К*** Л.А., который умер ***, и К*** Л.Л.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации г.Ульяновска от 02 июня 2016 года(протокол № 12) Васильевой В.Л. отказано в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии со ст.ст. 49, 54 ЖК РФ, поскольку по уровню получаемого дохода семья Васильевой В.Л.(она и В*** Е.И.) не относится к числу малоимущих.

Полагая указанное решение органа местного самоуправления незаконным, прокурор, действуя в интересах несовершеннолетнего В*** Е.И., обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер взаимоотношений сторон и, руководствуясь законом, подлежащим применению, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Реализация права на жилище может быть обусловлена определенными требованиями, в том числе установленными нормами, содержащимися в частях 2 и 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, условиями реализации гражданином права на предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличие же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализацию его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 года инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.

С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.

Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).

Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущим, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Установив, что В*** Е.И. и Васильева В.Л. не относятся к числу малоимущих граждан, суд первой инстанции сделал верный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска, постановке их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма и обеспечения Васильева Е.И. жильем во внеочередном порядке.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 07 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу законного представителя В*** Е*** И*** - Васильевой В*** Л*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: