Судебный акт
Ответственность по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ
Документ от 21.03.2017, опубликован на сайте 31.03.2017 под номером 65296, Админ. надзор, КоАП: ст. 19.5 ч.24, оставлены без изменения постановление и все решения по делу

                                                                                        Дело №  4А - 90/2017

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           21 марта 2017 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу Домаевой И*** В***, защищающей интересы открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Ленинского района», на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского судебного района г. Ульяновска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска, от 12 октября 2016 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 ноября 2016 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Ленинского района» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского судебного района г. Ульяновска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска, от 12 октября 2016 года открытое акционерное общество «Городская управляющая компания Ленинского района» (далее – ОАО «ГУК Ленинского района») привлечено к административной ответственности по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ОАО «ГУК Ленинского района» через своего защитника обжаловало его в Ленинский районный суд.

Решением судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 ноября 2016 года постановление мирового судьи изменено, размер назначенного  ОАО «ГУК Ленинского района» наказания в виде штрафа снижен до 100 000 рублей, в остальной части указанное постановление оставлено без изменения.

В настоящей жалобе, поданной в Ульяновский областной суд, Домаева И.В., защищающая интересы ОАО «ГУК Ленинского района»,  не соглашается с вынесенными по делу судебными постановлениями, просит их отменить.

В обоснование жалобы указано, что неисполнение предписания надзорного органа об устранении нарушений правил содержания общего имущества в многоквартирных домах лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирных домах, должно квалифицироваться по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ, а не по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ.

Считает, что требования, указанные в ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ и ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, относятся к требованиям о соблюдении законодательства Российской Федерации в сфере управления многоквартирными домами в целом, любым хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги по содержанию и ремонту жилых домов.

Указывает на отсутствие в действиях ОАО «ГУК Ленинского района» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, и одновременно на малозначительность совершенного правонарушения и суровость назначенного наказания.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.

Частью 24 ст. 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.

Согласно ст. 8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 данной статьи.

Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с п. 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 ЖК РФ.

В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в том числе собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с подпунктами «а», «б» пункта 3 Положения о лицензировании во взаимосвязи с приведенными нормами ЖК РФ к числу лицензионных требований относится соблюдение правил, установленных в соответствующей сфере деятельности, в том числе Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).

Предписанием главного специалиста-эксперта Главной государственной инспекции  регионального надзора Ульяновской области № Н-324 от 14 марта 2016 года на управляющую компанию возложена обязанность в срок до 14 мая 2016 года устранить допущенные нарушения требований абз. 1, 3, 4, 5 п. 4.2.1.1, 4.2.1.3, п. 4.2.3.1, п. 4.2.3.16, абз. 1, 2, 3, 9 п. 4.6.1.1, абз. 1, 2 п. 4.6.1.26, п. 4.6.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 № 170, выразившиеся в ненадлежащем содержании водоотводящих устройств (отсутствуют звенья водосточной трубы по месту расположения подъезда № 1, разрешение желоба, воронки, участка водосточной трубы, имеется неплотное примыкание элементов между собой по месту расположения подъездов № 5, 6) и ненадлежащем содержании стен фасада (частичное разрушение штукатурного слоя, выветривание цементного раствора кирпичной кладки, выпадение кирпичей в выступающей кровли со стороны подъездов № 1, 2, 3, 4, 5, 6), указанного многоквартирного жилого дома (л.д. 7). В дальнейшем срок исполнения предписания был продлен до 15 июля 2016 года (л.д. 35).

Из материалов дела усматривается, что 26 августа 2016 года в 14 часов 30 минут в ходе проведения внеплановой выездной проверки ОАО «ГУК Ленинского района» (лицензия *** от 23 апреля 2015 г.) выявлено неисполнение предписания  № Н-324 от 14 марта 2016 года в предусмотренный срок до 15 июля 2016 года об устранении нарушений, допущенных при управлении многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г.Ульяновск, улица Карла Маркса, 26/16.

По данному факту 26 августа 2016 года главным специалистом-экспертом отдела надзора и лицензионного контроля за содержанием, использованием жилищного фонда Управления регионального государственного жилищного надзора Главной государственной инспекции регионального надзора Ульяновской области Ревиной О.Г. составлен протокол в отношении ОАО «ГУК Ленинского района» об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 2-3).

Факт невыполнения ОАО «ГУК Ленинского района» в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, допущенных при управлении многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: г. Ульяновск, улица Карла Маркса, 26/16, наличия в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ доказательств, отвечающих требованиям об их достоверности, достаточности и допустимости, и заявителем не оспаривается.

Доводы жалобы Домаевой И.В., защищающей интересы ОАО «ГУК Ленинского района», о том, что неисполнение предписания надзорного органа об устранении нарушений правил содержания общего имущества в многоквартирных домах лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирных домах, должно квалифицироваться по ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ, а не по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, несостоятельны.

Исходя из содержания приведенных выше требований п. 3 Положения о лицензировании, ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме является лицензионным требованием.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной нормой по отношению к общей норме, установленной ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Таким образом, деяние, совершенное ОАО «ГУК Ленинского района», в виде неисполнения предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований, допущенных при управлении многоквартирным жилым домом, правильно квалифицировано по ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, с учетом установленных обстоятельств, требований названного Кодекса и лицензионного законодательства.

Доводы жалобы о том, что совершенное обществом правонарушение является малозначительным, не могут быть приняты во внимание, так как в соответствии с разъяснением, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного ОАО «ГУК Ленинского района» правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, оснований для признания его малозначительным не усматривается, поскольку совершенное управляющей компанией правонарушение посягает на отношения, объектом которых является установленный порядок управления, свидетельствует об игнорировании обществом требований лицензионного законодательства, а также свидетельствует о грубом нарушении прав жильцов многоквартирного дома.

Административное наказание назначено ОАО «ГУК Ленинского района» с применением положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ. Оснований для изменения назначенного обществу наказания не имеется.

Каких-либо иных юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы судебных инстанций о виновности ОАО «ГУК Ленинского района» в инкриминируемом правонарушении, в настоящей жалобе не приведено.

С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

постановление мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского судебного района г. Ульяновска, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 8 Ленинского судебного района г. Ульяновска, от 12 октября 2016 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 ноября 2016 года, вынесенные в отношении открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Ленинского района» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Домаевой И*** В***, защищающей интересы открытого акционерного общества «Городская управляющая компания Ленинского района», – без удовлетворения.

 

Заместитель председателя                                                                            Ульяновского областного суда                                                             Л.В. Болбина