Судебный акт
Назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности
Документ от 21.03.2017, опубликован на сайте 03.04.2017 под номером 65274, 2-я гражданская, о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, и понуждении к назначению пенсии, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Андреева Н.А.                                                   Дело № 33-989/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              21 марта 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городе Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 декабря 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Горшкова А*** В*** удовлетворить.

 

Обязать управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить  в специальный стаж Горшкова А*** В***,  дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения период работы в должности младшего научного сотрудника и научного сотрудника  *** с 03 января 1989 года по 18 марта 1994 года, период нахождения на курсах повышения квалификации с 07 сентября 2009 года по 09 сентября 2009 года, с 21 марта 2010 года по 18 апреля 2010 года, с 29 марта 2015 года по 24 апреля 2015 года и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 27 сентября 2016 года.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Горшкова А.В.,  возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Горшков А.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении периода работы в специальный стаж и понуждении к назначению досрочной страховой пенсии по старости.

В обоснование требований указано, что *** августа 2016 года обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в  соответствии с пп.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ему было отказано в назначении данного вида пенсии в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.

При этом, в специальный стаж ему не засчитали следующие периоды: с 03.01.1989  по 18.03.1994  в качестве младшего научного сотрудника и научного сотрудника ***, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 07.09.2009  по 09.09.2009 , с 21.03.2010 по 18.04.2010, с 29.03.2015  по 24.04.2015. Полагает, что отказ в назначении пенсии не соответствует требованиям закона.

Согласно архивной справке из публичного медико-санитарного учреждения института матери и ребёнка министерства здравоохранения республики  Молдова, его работа в период с 05.05.1988  по 18.03.1994 выполнялась в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для должностей врача-педиатра заведующего инфекционным отделением, врача-педиатра младшего научного сотрудника, врача-педиатра научного сотрудника. При этом, в должности младшего научного сотрудника он фактически выполнял лечебную работу на конкретном месте -  в отделении перинатологии акушерского отделения и работал в качестве врача-педиатра. Кроме того, особенности работы научных сотрудников в Клинике заключались в том, что без участия в ежедневном лечебном процессе в качестве врача было невозможно осуществление научной деятельности.

Просил обязать ответчика включить в его специальный стаж период его работы с 03.01.1989 г. по 18.03.1994 г. в качестве младшего научного сотрудника и научного сотрудника Клиники Научно-исследовательского института охраны здоровья матери и ребенка, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 07 сентября 2009 года по 09 сентября 2009 года, с 21 марта 2010 года по 18 апреля 2010 года, с 29 марта 2015 года по 24 апреля 2015 года, а также назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с 24 сентября 2016 года.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в городе Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что спорные периоды с 03.01.1989 по 18.03.1994 работы истца в качестве младшего научного сотрудника, научного сотрудника ***, не подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, поскольку в разделе «Наименование должностей» «Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, должность «младший научный сотрудник» не предусмотрена. Таким образом, ни в одном из утвержденных Списков, а так же Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и Номенклатурой учреждений здравоохранения научные сотрудники не предусмотрены.

При этом, обращает внимание суда на тот факт, что действующее законодательство не предусматривает возможность установления соответствия выполняемой работы наименовании другой должности, нежели той, на которой работает гражданин.

Указывает, что периоды работы истца на территории Республик Молдова и Грузия должны подтверждаться справкой компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Полагает, что период работы истца с 03.01.1989 г. по 18.03.1994г. не подлежит включению в специальный стаж ввиду отсутствия в том числе и  допустимых доказательств, подтверждающих уплату работодателем в данное время страховых взносов на пенсионное обеспечение, предусмотренных Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Молдавии о гарантиях прав в области пенсионного обеспечения и пенсионным законодательством РФ

В возражении на апелляционную жалобу Горшков А.В. просит решение суда оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие  представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в городе Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области, извещенного месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Горшков А.В. 26 августа 2016 года обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области  с заявлением о назначении досрочной страховой  пенсии в связи с лечебной деятельностью по пп.20 ч.1  ст. 30  Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в городе Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области   от 29.09.2016 истцу    в назначении пенсии  отказано в связи с недостаточностью специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии. По расчету пенсионного органа   стаж  на соответствующих видах работ составил  24 года 6 месяцев 15 дней.   

При этом, Пенсионный орган отказал во включении в специальный стаж истца следующих периодов: с 03.01.1989  по 18.03.1994  в качестве младшего научного сотрудника, научного сотрудника ***, так как указанные должности не предусмотрены Списками, с 07.09.2009 по 09.09.2009, с 21.03.2010 по 18.04.2010, с 29.03.2015 по 24.04.2015 – нахождение истца на курсах повышения квалификации.

Полагая данное решение незаконным, Горшков А.В. обратился в суд с настоящим иском.

Согласно Конституции Российской федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена  на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый  имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом ( ст.ст.7, 37 ч.3, 39 ч.1 Конституции РФ).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 частью 2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). При этом, такая дифференциация должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части1 и 2 Конституции РФ), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие  различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют  объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии, лежащие в основе   установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть взаимообусловлены.

Кроме того, как отмечалось в  Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагает, по смыслу статьей 1,2, 6 (часть2), 15 (часть 4), 17 (часть1), 18, 19 и 55 (часть1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано , т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п. 20  п.1 статьи 30 Федерального закона  «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществляющим  лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктами 2, 3,  4 и 5 указанной выше статьи установлено, что списки соответствующих  работ, производств, профессий,  должностей, специальностей  и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Как следует из представленных документов – трудовой книжки Горшкова А.В., архивной справки, справок, представленных работодателем, истец в период с  03.01.1989 по  18.03.1994  работал в должностях младшего научного сотрудника и научного сотрудника  ***. Работа в указанный период выполнялась в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для должностей врача-педиатра младшего научного сотрудника, врача-педиатра научного сотрудника, отпуска без сохранения заработной платы истцу не предоставлялись.

Согласно п.6 Распоряжения Правления  Пенсионного фонда РФ от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 10.02.1995 и Соглашения от 16.05.1997, учитывается трудовой (страховой )стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу  указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31.12.1991.

Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в пункте 4 стать1  Соглашения  от 10.02.1995 и в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16.05.1997, периоды работы после 01.01.1991 (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции «О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР» от 31.05.1991 № 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.

Указанные периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия подтверждаются справкой компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное  страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Согласно пп. «е»  п.1 Положения о порядке  исчисления  стажа для назначения  пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета  Министров СССР   от 17.12.1959 № 1397, (действовавшего до 30.09.1993) учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается исследовательская работа в научно-исследовательских институтах при условии, что не менее 2\3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию (п.4)

Пункт 3.1. инструктивного письма Минсоцобеспечения РСФСР от 30.06.1986 № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» устанавливает, что в пп. «е»  п.1 Положения предусмотрена, в частности, исследовательская работа в научно-исследовательских учреждениях. К числу должностей, занятие которых определяет исследовательский характер. Могут быть  отнесены должности: научных работников всех наименований (старших, младших), в том числе и ассистентов.  

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая, что имеется  документальное подтверждение уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение с 01.01.1991 по 18.03.1994 – справки о выплате истцу заработной платы, представленные работодателем, а также дополнительно представленный истцом в суд апелляционной инстанции  ответ Национальной Кассы Социального Страхования Республики Молдова от 26.12.2016, суд правомерно зачел Горшкову А.В.  в специальный стаж период работы в должностях младшего научного сотрудника и научного сотрудника  *** с 03.01.1989 по 30.09.1993.

Доводы апелляционной  жалобы в части того, что занимаемые истцом в указанный период должности не были предусмотрены ни Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, ни  Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066, не являются основанием к отмене судебного решения в данной части, поскольку  указанные Списки до 01.10.1993 не действовали. А, как указывалось выше, действовавшее на тот период  пенсионное законодательство позволяло засчитывать в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, исследовательскую работу в научно-исследовательских институтах.

Поскольку с 01.10.1993 стал действовать Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, а в дальнейшем Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 №1066 которыми  должности младшего научного сотрудника и научного сотрудника  не предусмотрены, соответственно период работы истца с 01.10.1993 по 18.03.1994 не подлежит включению в специальный стаж.

Соответственно решение суда в данной части подлежит отмене и в удовлетворении исковых требований Горшкова о  включении периода  работы  в должности научного сотрудника  *** с 01.10.1993 по 18.03.1994 отказать.

Из представленных документов следует, что  Горшков А.В. в периоды: с 07.09.2009  по 09.09.2009, с 21.03.2010  по 18.04.2010, с 29.03.2015  по 24.04.2015 находился на курсах повышения квалификации, что подтверждается приказами о направлении работника в командировку №1510к от 04.09.2009 г., №386к от 19.03.2010 г., 146-а от 18.03.2015 г., свидетельствами  о прохождении повышения квалификации.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

В указанные периоды истец работал в медицинском учреждении и в должностях, работа в которых включена ответчиком в специальный стаж.

В периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации за ним сохранялась средняя заработная плата, были произведены необходимые удержания налоговых сборов, в том числе отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, на курсы он был направлен по распоряжению работодателя.

Исходя из вышеизложенного, суд правомерно пришел к выводу о том. что указанные периода нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Решение суда в данной части не оспаривается.

Статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено,  что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

С учетом периодов работы, которые были засчитаны в специальный стаж Горшкова А.В. ответчиком во внесудебном порядке, а также периодов, которые подлежат включению в специальный стаж по судебному решению  специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения как на дату обращения за назначением пенсии, так и на 24.09.2016 )(в решении суда указана дата 27.09.2016) – дату, которую истец указал в исковом заявлении, составит менее 30 лет.

Соответственно правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 24.09.2016 не имеется.

Решение суда в части назначения Горшкову А.В. досрочной страховой пенсии по старости с 27 сентября 2016 года подлежит отмене, а исковые требования Горшкова А.В. данной части удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 декабря 2016 года в части  включения в специальный стаж Горшкова Александра Владимировича периода работы  в должности научного сотрудника  *** с 01.10.1993 по18.03.1994, назначении Горшкову  А*** В*** досрочной страховой пенсии по старости с 27 сентября 2016 года отменить.

Принять в данной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Горшкова А*** В*** о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периода работы  в должности научного сотрудника  *** с 01.10.1993 по18.03.1994, назначении Горшкову  А*** В*** досрочной страховой пенсии по старости с 24 сентября 2016 года отказать.

В остальной части решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 22 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: