Судебный акт
Ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ
Документ от 10.03.2017, опубликован на сайте 23.03.2017 под номером 65178, Админ. надзор, КоАП: ст. 8.2, ИЗМЕНЕНО РЕШЕНИЕ суда на постановление БЕЗ ОТМЕНЫ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

                                                                                        Дело №  4А - 81/2017

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           10 марта 2017 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу Каштанова К*** Ф***, защищающего интересы общества с ограниченной ответственностью «Тимирязевское», на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране окружающей природы по Ульяновской области – начальника отдела государственного экологического надзора от 08 августа 2016 года, решение судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 октября 2016 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 24 ноября 2016 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тимирязевское» делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране природы по Ульяновской области – начальника отдела государственного экологического надзора от 08 августа 2016 года ООО «Тимирязевское» привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения ООО «Тимирязевское»,  с применением положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Тимирязевское»  через своего защитника обжаловало его в районный суд.

Решением судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 октября 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи районного суда, ООО «Тимирязевское»  через своего защитника обжаловало его в областной суд.

Решением судьи Ульяновского областного суда от 24 ноября 2016 года решение судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 октября 2016 года изменено, из него исключены выводы о нарушении ООО «Тимирязевское» санитарных норм и правил при хранении отходов. В остальной части решение судьи районного суда оставлено без изменения.

В своей жалобе на вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные решения Каштанов К.Ф., защищающий интересы ООО «Тимирязевское», просит их отменить, производство по делу прекратить. 

В обоснование жалобы указывает, что постановление должностного лица и решения судей районного и областного судов постановлены с существенным нарушением норм материального и процессуального права.

Полагает, что проверка деятельности ООО «Тимирязевское» проведена незаконно. Ссылка судьи Ульяновского районного суда на п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» неуместна, поскольку в вину обществу нарушение права потребителей не вменялось.

Считает, что выездная внеплановая проверка ООО «Тимирязевское» могла быть проведена лишь после согласования с органами прокуратуры.

Обращает внимание на то, что решением судьи Ульяновского областного суда из объема обвинения исключено указание о нарушении ООО «Тимирязевское» санитарных норм и правил при хранении отходов. По мнению автора жалобы, это обстоятельство свидетельствует о том, что в материалах данного дела отсутствуют доказательства того, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Полагает, что в постановлении должностного лица и судебных решениях не указаны конкретные действия или бездействие ООО «Тимирязевское», в результате которых была загрязнена окружающая среда.

Просит учесть, что ООО «Тимирязевское» свои обязательства по сбору и вывозу твердых бытовых отходов исполняет в сроки и в объемах, которые определены соответствующими договорами.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере  от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Установлено, что в ходе рейдового мероприятия, проведенного с 29 июня 2016 года по 04 июля 2016 года, сотрудниками Управления Росприроднадзора по Ульяновской области выявлены нарушения требований ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», абз. 3 ст. 1, абз. 2 ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», п. 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением № 170 от 27.09.2003, которые выразились в том, что вокруг находящегося в ведении ООО «Тимирязевское» бетонированного участка, где размещены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, расположенного в западной части земельного участка с кадастровым номером  ***, в 27 метрах восточнее дома ***, в радиусе 10 м прилегающая территория захламлена собираемыми отходами.

Факт несоблюдения ООО «Тимирязевское» приведенных выше нормативных требований и факт совершения правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, был подтвержден в суде актом рейдового мероприятия по вопросу несанкционированного размещения отходов на земельном участке от 04 июля 2016 года (л.д. 42), фотоматериалами (л.д. 43-46, 49- 51, 133 - 135), приказом о проведении рейдового мероприятия от 27 июня 2016 года (л.д. 47),  протоколом об административном правонарушении  от 25 июля 2016 года (л.д. 23-26) объяснениями директора ООО «Тимирязевское» Петрова А.Г. от 27 июля 2016 года (л.д. 27-28) и другими собранными по делу доказательствами, оцененными по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Установив, что указанный бетонированный земельный участок, где размещены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов находится в ведении ООО «Тимирязевское», должностным лицом и судьями предыдущих судебных инстанций сделан обоснованный вывод о наличии в действиях (бездействии) ООО «Тимирязевское» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Доказательств, подтверждающих принятие ООО «Тимирязевское»  всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, обществом не представлено.

Доводы жалобы о незаконности проведения проверки несостоятельны по следующим основаниям.

Проведение рейдовых проверок является одной из форм контрольно-надзорной деятельности Управления Росприроднадзора по Ульяновской области на основании писем Федеральной службы но надзору в сфере природопользования от 13 августа 2010 года № ВК-01-04-31/5656, от 19 февраля 2010 года № ВК-01-04-31/720, от 06 мая 2010 года № КТ-01-04-31/2882, а также письма Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 ноября 2009 года № 73/3-201-09, согласно которым проведение рейдовых проверок не подпадает под действие Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В случае выявления нарушений природоохранного законодательства в ходе рейдовой проверки применяются положения, предусмотренные КоАП РФ.

Рейдовая проверка предполагает выезд государственных инспекторов Российской Федерации по охране природы на проверку по заранее определенному маршруту с целью проверки соблюдения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а также установления юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющимися возможными нарушителями природоохранного законодательства.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения рейдовой проверки, с целью выявления и пресечения нарушений требований действующего законодательства, установления нарушителя, государственным инспектором Бакировым Р.И. проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером ***, в 27 метрах восточнее дома ***. При этом установлено, что на момент проверки вокруг находящегося в ведении ООО «Тимирязевское» бетонированного участка, где размещены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, в радиусе 10 м прилегающая территория захламлена отходами, что отражено в акте от 04 июля 2016 года, составленном по результатам рейдовой проверки (л.д. 42 - 46).

Следует также учесть, что в силу п. 1 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции, действовавшей на момент проведения рейдового мероприятия) положения данного закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применялись к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, рейдовая проверка, проведенная сотрудниками Управления Росприроднадзора по Ульяновской области на основании приказа руководителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области № 594 от 27 июня 2016 года, не нарушает законных прав и интересов ООО «Тимирязевское», поскольку она проводилась в установленном законом порядке в плановом режиме.

С учетом вышеизложенного полагаю необходимым исключить из решения судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 октября 2016 года выводы о том, что проверка, проведенная сотрудниками Управления Росприроднадзора по Ульяновской области осуществлялась на основании п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Указанное обстоятельство не является основанием для удовлетворения жалобы.

Доводы жалобы об отсутствии в постановлении должностного лица и судебных решениях указания на конкретные действия или бездействие ООО «Тимирязевское», в результате которых была загрязнена окружающая среда, а также ссылка автора жалобы на выполнение ООО «Тимирязевское» своих обязательств по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, в рамках заключенных договоров, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы судов не опровергают.

Несогласие автора жалобы с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Вопреки доводам жалобы исключение судьей областного суда из объема обвинения указания о нарушении правил хранения отходов не влечет освобождение ООО «Тимирязевское» от административной ответственности, поскольку в любом случае требования санитарных норм и правил при осуществлении сбора и накоплении отходов были бесспорно нарушены, что образует состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Уменьшение объема обвинения не влечет изменение назначенного наказания, так как наказание в виде штрафа ООО «Тимирязевское» назначено с применением положений ч. 3.2 и ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения предыдущими инстанциями, и оценка этим доводам дана правильная.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

Решение судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 октября 2016 года изменить, исключив из него выводы о проведении проверки сотрудниками Управления Росприроднадзора по Ульяновской области на основании п.п. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В остальной части решение судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 14 октября 2016 года, а также постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации по охране окружающей природы по Ульяновской области – начальника отдела государственного экологического надзора от 08 августа 2016 года и решение судьи Ульяновского областного суда от 24 ноября 2016 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью «Тимирязевское» делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, оставить без изменения,  а жалобу Каштанова К*** Ф***, защищающего интересы общества с ограниченной ответственностью «Тимирязевское», – без удовлетворения.

 

Заместитель председателя                                                                         

Ульяновского областного суда                                                        Л.В. Болбина