Судебный акт
Отказ в назначении страховой пенсии
Документ от 14.03.2017, опубликован на сайте 24.03.2017 под номером 65142, 2-я гражданская, о признании отказа УПФ РФ ГУ в Карсунском районе Ульяновской области незаконным и возложении обязанности включить в страховой стаж спорные периоды и назначить досрочно страховую пенсию по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Шестаева Н.И.                                                  Дело № 33-878/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              14 марта 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Апарян А*** Г*** на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27 декабря 2016, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Апарян А*** Г*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области о признании отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, возложении обязанности включить в страховой стаж периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Апарян А.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области (далее – УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области, пенсионный орган) о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости, включении периодов работы в страховой стаж, назначении пенсии. В обоснование иска указала, что 13 мая 2016 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» как матери родившей и воспитавшей пятерых детей. Решением ответчика от 12 августа 2016 года в назначении страховой пенсии ей отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности страхового стажа 15 лет, с чем она не согласна. При этом ответчик включил в страховой стаж периоды ее ухода за детьми в общей сложности 6 лет, но не засчитал в стаж ее работу в *** с 01 марта 1982 года по 10 мая 1997 года, критически оценив как записи в ее трудовой книжке, так и справки о стаже и заработной плате. Ввиду отсутствия документов не включен в страховой стаж и период ее работы с 15 сентября по 30 октября 2003 года в ***. С действиями ответчика она не согласна. Просила признать незаконным отказ УПФ РФ в Карсунского районе Ульяновской области от 12 августа 2016 года в назначении страховой пенсии, включить в страховой стаж период ее работы в *** с 01 марта 1982 года по 10 мая 1997 года продолжительностью 15 лет 02 месяца 10 дней, назначить страховую пенсию с 13 мая 2016 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Апарян А.Г. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. Не соглашается с выводами суда об отсутствии доказательств, подтверждающих ее стаж работы в республике Грузия с 01 марта 1982 года по 10 мая 1997 года. По мнению автора жалобы, к числу таких доказательств относится трудовая книжка, которую суд необоснованно оценил критически ввиду оформления ее одним почерком и чернилами. Данная книжка была выдана ей при увольнении работодателем, и она не может нести ответственность за действия последнего, не заменившего своевременно печать организации. Кроме того, факт ее работы с 01 марта 1982 года по 10 мая 1997 года подтверждается справкой от 06 апреля 2016 года, выданной и.о. начальника *** районного отдела агентства социального обслуживания Грузии. Вывод суда о том, что период ее работы в СССР составляет менее 2/3 общего стажа работы за границей, а также ссылку на ст. 98 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» считает несостоятельными.

В возражениях на апелляционную жалобу УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Апарян А.Г. - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Апарян А.Г., *** года рождения, является матерью пятерых дочерей: *** 1980 года рождения, *** 1982 года рождения, *** 1983 года рождения, *** 1986 года рождения, *** 1993 года рождения. Все дети истца являются уроженцами с. Турцх Ахалкалакского района Грузинской ССР.

13 мая 2016 года Апарян А.Г. обратилась в УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении страховой пенсии.

26 мая 2016 года на основании ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) пенсионным органом было принято решение приостановить рассмотрение заявления Апарян А.Г. в связи с запросом справки о заработной плате истца за период с 01 января 1987 года по 31 декабря 1991 года.

Решением ответчика от 12 августа 2016 года Апарян А.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ ввиду отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа.

На дату обращения в пенсионный орган страховой стаж Апарян А.Г. определен ответчиком в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительностью 6 лет (исходя из периодов ухода за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, с учетом установленного законом ограничения - не более шести лет в общей сложности).

Указанный в трудовой книжке Апарян А.Г. период работы в *** республики Грузии с 01 марта 1982 года по 10 мая 1997 года  в страховой стаж ответчиком не засчитан в связи с возникшими сомнениями в достоверности указанной записи и отсутствием иных документов, подтверждающих данный период трудовой деятельности истца.

Полагая решение ответчика от 12 августа 2016 года незаконным, Апарян А.Г. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции проверил доводы сторон и на основании исследования и оценки совокупности собранных по делу доказательств пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Выводы суда мотивированы, оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.

16 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии заключено Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение), в котором под трудовым (страховым) стажем понимается продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности, которая признается в качестве таковой законодательством Российской Федерации или Грузии и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы.

Ст. 2 Соглашения устанавливает, что пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства.

Согласно ст. 6 Соглашения назначение пенсий гражданам Российской Федерации и Грузии производится компетентными органами по месту их постоянного жительства. Для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу данного Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года.

В силу ст.8 Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в установленном порядке на территории государств Сторон (в том числе до вступления в силу данного Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года, принимаются без легализации.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 названного Федерального закона, засчитываются период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.

С учетом фактических обстоятельств дела, наличия у Апарян А.Г. пятерых детей, которых она родила и воспитала, определение пенсионным органом страхового стажа истца на дату обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии продолжительностью шесть лет является правомерным.

Вместе с тем, сама Апарян А.Г., обращаясь в УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, указывала, что ее страховой стаж составляет более 15 лет.

Для подтверждения страхового стажа Апарян А.Г. представила трудовую книжку, содержащую запись о периоде работы в *** республики Грузия с 01 марта 1982 года по 10 мая 1997 года.

При этом титульный лист трудовой книжки Апарян А.Г., а также содержащиеся в ней записи о приеме на работу и увольнении, сделанные соответственно 01 марта 1982 года (в период существования СССР) и 10 мая 1997 года (спустя пять с половиной лет после распада СССР) заверены одной печатью ***», тогда как Грузинская ССР прекратила свое существование с распадом союзного государства (26 декабря 1991 года).

Справки, на которые в подтверждение спорного страхового стажа ссылалась истец, от 11 марта 2016 года № 123 о периодах работы в ***, от 05 мая 2016 года № 43 о заработной плате, также заверены печатью с реквизитами Государственного агропромышленного комитета ГССР, то есть печатью органа, прекратившего свое существование к моменту выдачи справок более чем 24 года (с распадом союзного государства).

Как указано в справке от 06 апреля 2016 года, выданной *** отделом Агентства социальной страховки, во время работы Апарян А.Г. в *** с 01 марта 1982 года по 10 мая 1997 года заработная плата выдавалась ей ежемесячно (систематически), в единый государственный фонд социального страхования удерживался и начислялся налог; индивидуальный учет налога страховки не произведен.

Вместе с тем, как изложено выше, Апарян А.Г. имеет пятерых детей, трое из которых рождены ею в период указанной в трудовой книжке работы в *** (1983, 1986, 1993 годах), в связи с чем указание в справке от 06 апреля 2016 года о получении Апарян А.Г. в течение всего периода работы ежемесячно заработной платы вызывает обоснованные сомнения.

По своему содержанию записи в трудовой книжке Апарян А.Г. также заслуживают критической оценки, поскольку в них отражены сведения, которые не подлежали внесению в трудовую книжку (о размере заработной платы), и, напротив, не указаны обязательные данные (пункт, часть, статья закона, на основании которых Апарян А.Г. была уволена).

Таким образом, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Апарян А.Г. и назначения ей досрочной страховой пенсии.

Иных доказательств, подтверждающих наличие страхового стажа, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости Апарян А.Г. в суд первой и апелляционной инстанции не представлено.

Ссылки суда на ст. 98 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», устанавливающей правила определения общего трудового стажа для иностранных граждан и лиц без гражданства, на выводы суда, сделанные на основании фактических обстоятельств дела, совокупности доказательств и норм действующего законодательства не повлияли.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Апарян А*** Г*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи