Судебный акт
Доля квартиры не могла быть включена в наследственную массу
Документ от 14.03.2017, опубликован на сайте 23.03.2017 под номером 65140, 2-я гражданская, о признании права собственности в порядке наследования, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Саенко Е.Н.                                                                                     Дело № 33-1050/2017

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.Ульяновск                                                                                          14 марта 2017 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Полуэктовой С.К.,

судей Подгорновой О.С., Костюниной Н.В.,

при секретаре Берхеевой Г.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Белозерских М*** И*** на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 11 ноября 2016 года, с учетом определения того же суда от 11 января 2017 года об исправлении описок, по которому постановлено:

прекратить право собственности Белозерских М*** И*** на жилое помещение, расположенное по адресу: г. У***, проезд П***, д. ***, кв. ***

Признать в порядке наследования по закону за Ждамеркиной Р*** Г***, Белозерских Э*** М*** право общей долевой собственности в 1/6 доле за каждым на жилое помещение, расположенное по адресу: г. У***, проезд П***, д. ***, кв. ***.

Признать за Белозерских М*** И*** 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: г. У***, проезд П***, д. ***, кв. ***.

Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С., объяснения представителя ответчика Белозерских М.И. – Артемовой Д.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

 

Ждамеркина Р.Г., Белозерских Э.М. обратились в суд с иском к Белозерских М.И. о признании права собственности на квартиру в порядке наследования.

В обоснование иска указали, что *** 2015 года умерла Б*** Е.И.

Ждамеркина Р.Г. является матерью, а Белозерских Э.М. – сыном умершей. Также наследником после ее смерти является супруг – ответчик Белозерских М.И. Иных наследников по закону первой очереди не имеется. Завещание Б*** Е.И. не составлялось.

Б*** Е.И. и Белозерских М.И. состояли в зарегистрированном браке с 30 апреля 1980 года.

В марте 2001 года, то есть в период брака, супругами Б*** была приобретена трехкомнатная квартира, расположенная по адресу: г. У***, пр-д П***, д. ***, кв. ***. Право собственности на данное имущество зарегистрировано на ответчика.

На момент смерти умершей принадлежала ½ доля в праве на квартиру.

После смерти наследодателя к нотариусу они не обращались, но фактически приняли наследство. Так, Белозерских Э.М. проживает в квартире, вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, пользуется вещами, находящимися в квартире.

Ждамеркина Р.Г. приняла личные вещи после смерти дочери.

Просили признать за Ждамеркиной Р.Г. и Белозерских Э.М. право собственности по 1/6 доли на квартиру по адресу: г. У***, пр. П***, д. ***, кв. ***, в порядке наследования после смерти Б*** Е.И., последовавшей *** 2015 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Белозерских М.И. не соглашается с решением районного суда, просит его отменить и принять новое, которым в удовлетворении иска отказать.

В обоснование жалобы указывает, что о рассмотрении дела и о вынесенном решении ему не было известно. В г.Ульяновске не проживал, проживал в г.Б*** В*** области. Его сын, истец по делу, зная об этом и имея контактные номера телефонов, скрыл от него (ответчика) факт обращения в суд с иском.

Кроме этого, истцами в суд была представлена неверная информация о том, что квартира была приобретена в 2001 году в браке с Б*** Е.И., поскольку брак с ней был расторгнут до покупки квартиры. Фактически он лишен права собственности на принадлежащее ему имущество.

В возражениях на апелляционную жалобу Ждамеркина Р.Г. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель ответчика Белозерских М.И. – Артемова Д.С. Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены. Об уважительности причин своего отсутствия суду не сообщили. При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.

В силу разъяснений, данных в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям вынесенное судебное решение не соответствует.

Из материалов дела следует, что 22 августа 2015 года умерла Б*** Е.И.

Согласно сообщению нотариуса нотариального округа города Ульяновска  Радзивилюк Л.М., наследственное дело к имуществу Б*** Е.И. не заводилось.

На дату смерти Б*** Е.И. проживала и была зарегистрирована в квартире по адресу: г.У***, проезд П***, д.***, кв.***, собственником которой с 2001 года по договору купли-продажи является ответчик Белозерских М.И.

Обращаясь в суд с иском, Ждамеркина Р.Т. и Белозерских Э.М. исходили из того, что они являются наследниками первой очереди по закону после смерти Б*** Е.И., наследственное имущество состоит из ½ доли квартиры по адресу: г.У***, проезд П***, д.***, кв.***, приобретенной супругами Белозерских в период брака.

Ответчик Белозерских М.И. участия в судебном заседании не принимал. Он извещался судом о месте и времени рассмотрения дела по месту регистрации в спорной квартире. Судебная корреспонденция была возвращена в суд с отметкой «истек срок хранения».

В соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Согласно ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Несмотря на указание истцами номеров телефонов ответчика, районный суд не предпринял мер по извещению Белозерских М.И. о времени и месте судебного разбирательства посредством телефонной связи.

В апелляционной жалобе ответчик указывает, что ему не было известно о рассмотрении судом данного гражданского дела. К апелляционной жалобе им приложена копия свидетельства о расторжении брака от 24 января 2017 года, из которой следует, что брак между Белозерских М.И. и Б*** Е.И. расторгнут решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 23 июля 1997 года.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными.

Судебная коллегия полагает, что у ответчика Белозерских М.И. отсутствовала возможность представить в суд первой инстанции копию свидетельства о расторжении брака, в связи с чем принимает новое доказательство – свидетельство о расторжении брака, подтверждающее, что брак между супругами Белозерских расторгнут решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 23 июля 1997 года.

Из материалов дела следует, что квартира по адресу: г. У***, проезд П***, д. ***, кв. *** принадлежит на праве собственности Белозерскому М.И. на основании договора купли-продажи от 13 февраля 2001 года.

Таким образом, судом апелляционной инстанции установлено, что квартира приобретена в собственность Белозерских М.И. в период, когда Б*** Е.И. и Белозерских М.И., хотя и проживали совместно, но в браке не состояли. В связи с этим спорную квартиру нельзя отнести к категории совместно нажитого имущества супругов.

Согласно ч. 1 ст. 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

С учетом приведенных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, доля квартиры, как не принадлежащее наследодателю на праве собственности на день открытия наследства имущество, не могла быть включена в наследственную массу после смерти Б*** Е.И.

В связи с этим, правовые основания для признания за Ждамеркиной Р.Г. и Белозерских Э.М. по 1/6 доли за каждым в праве собственности на указанный объект недвижимого имущества в порядке наследования по закону после смерти Белозерских Е.И. отсутствуют, что влечет отказ в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 11 ноября 2016 года, с учетом определения того же суда от 11 января 2017 года об исправлении описок отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении иска Ждамеркиной Р*** Г***, Белозерских Э*** М*** к Белозерских М*** И*** о признании права собственности на квартиру в порядке наследования отказать.

 

Председательствующий                                        

 

Судьи: