Судебный акт
Предоставление единовременной социальной выплаты на жилье ГУ МЧС по Ульяновской области
Документ от 14.03.2017, опубликован на сайте 03.04.2017 под номером 65085, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единоврменной соц.выплаты на приобретение жилья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                  Дело № 33-826/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              14 марта 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного управления МЧС России по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 06 декабря 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Ломовцевой Е*** А*** удовлетворить.

Признать решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения №***  от ***.2016г. незаконным.

Обязать Главное управление МЧС России по Ульяновской области поставить Ломовцеву Е*** А*** на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с ФЗ от 30.12.2012г. №283 – ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с ***.2016г.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика  Главного управления МЧС России по Ульяновской области Хаяровой Т.Х., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, полагавшей решение суда подлежащим отмене,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ломовцева Е.А. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее – ГУ МЧС России по Ульяновской области) о признании незаконным отказа в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, обязании поставить на учет для получения выплаты.

В обоснование иска указано, что Ломовцева Е.А. ***.2016 обратилась в комиссию МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы по Ульяновской области единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения. На момент обращения общая продолжительность службы истицы составляла 11 лет 00 месяцев 07 дней. Решением комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы по Ульяновской области  единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения №***  от ***2016 ей было отказано в постановке на учет, поскольку она в 2013 году отказалась от приватизации занимаемой ею двухкомнатной квартиры в пользу своей матери. Полагая данное решение незаконным  Ломовцева Е.А. указывает на то, что Федеральным законом «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» не предусмотрено основание для отказа в постановке на учет – отказ в приватизации.

Просила признать решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы по Ульяновской области единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения №***  от ***.2016 незаконным и обязать Главное управление МЧС России по Ульяновской области поставить Ломовцеву Е.А. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты  подачи заявления ***.2016.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе представитель ответчика Главного управления МЧС России по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование указа,  что отказ Ломовцевой Е.А. от приватизации части жилого помещения в пользу матери, является намеренным ухудшением  жилищных условий, осуществленной с целью приобретения права на выплату в большем размере, нежели ей полагалось бы при наличии у нее в собственности 1\4 доли квартиры (10,6 кв.м.).

Дело рассмотрено в отсутствие истицы Ломовцевой  Е.А., извещенной о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Ломовцева Е.А. является сотрудником противопожарной службы и состоит на должности *** отдела *** Главного управления МЧС России по Ульяновской области.  По состоянию на 21.03.2016  общая продолжительность ее службы   составила 11 лет 00 месяцев 07 дней.

***.2016 Ломовцева Е.А. обратилась  в Комиссию ГУ МЧС по Ульяновской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Федерального закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы (далее - единовременная социальная выплата).

Частью 3 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ установлено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник в том числе не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункты 1 и 2).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (пункт 6 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ).

Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 (далее - Правила).

Пунктом 3 Правил определено, что единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.

Принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 Правил).

Согласно справке формы 8 Ломовцева Е.А. с 1988 года  зарегистрирована и проживает  в двухкомнатной квартире общей площадью 42,5 кв м  по адресу ***. Также в указанной квартире зарегистрированы и проживают ее родители и брат: Л*** В.и., Л*** А.Н., Л*** А.А.

 

На основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от ***.2013 собственником  указанной квартиры является мать истицы – Ломовцева В.И.

Истица  отказалась от участия в приватизации данной квартиры в пользу матери, что подтверждено  нотариально удостоверенным  согласием.

Решением  № *** от ***.2016  Ломовцевой Е.А. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья   было отказано по причине совершения ею намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, связанных с отчуждением части жилого помещения.

Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона N 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: 1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника); 2) с обменом жилыми помещениями; 3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения; 4) с выделением доли собственниками жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, отраженной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, согласно которой применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Так, на момент отказа от приватизации в 2013 году у истицы отсутствовали основания для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как срок ее выслуги составлял менее 10 лет.

В силу статьи 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 2 июля 2013 года N 1033-О, бывшие члены семьи собственника, отказавшиеся от участия в приватизации, сохраняют право постоянного (бессрочного) пользования данным жилым помещением и осуществляют его на условиях, предусмотренных жилищным законодательством; гражданам, проживающим совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, предоставляется право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между ними, и право требовать устранения нарушения своих прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника такого помещения.

Исходя из  вышеизложенного, а также с учетом того, что Ломовцева Е.А. независимо от того  являлась ли она членом семьи нанимателя жилого помещения, либо является в настоящее время  членом семьи собственника данного жилого помещения обеспечена жилой площадью менее 15 кв.м., а соответственно при наличии выслуги более 10 лет имеет право на постановку на учет для получение  единовременной социальной выплаты  на приобретение либо строительство жилья.

Исходя из вышеизложенного, суд правомерно пришел к выводу о незаконности решения комиссии по отказу в постановке истицы на учет для получения ЕСВ, обязав ответчика поставить  Ломовцеву Е.А. на учет с даты подачи ею соответствующего заявления.

При таких обстоятельствах, доводы ответчика в части того, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия, отказавшись от права собственности на долю в занимаемом жилом помещении, несостоятельны. Фактически как такового отчуждения  какой-либо доли в праве общей долевой собственности не было, а истица до настоящего времени сохраняет за собой право пользования занимаемым ею жилым помещением.

Доводы  апелляционной жалобы в части того, что Ломовцева Е.А., отказавшись от права собственности на занимаемое ею жилое помещение (долю в нем), фактически намеренно ухудшила  свои жилищные условия, поскольку  при предоставлении ей единовременной социальной выплаты  занимаемое ею жилое помещение не будет учитываться, в то время как если бы оно принадлежало истице на праве собственности, выплата была произведена ей в меньшем размере с учетом принадлежащей ей на праве собственности жилой площади, являются несостоятельными и для разрешения настоящего спора правового значения не имеют.

Так, в рамках заявленных требований  правовое значение имеет только обеспеченность истицы жилой площадью менее 15 кв.м. и продолжительность службы более 10 лет.

Как указывалось выше, Ломовцева Е.А. с 1988 года зарегистрирована и проживает в квартире общей площадью  42,5 кв.м., где кроме нее зарегистрированы и проживают еще  3 человека.    

Как на момент приватизации, так и на дату подачи заявления о предоставлении единовременной социальной выплаты  истица была обеспечена жилой площадью менее 15 кв.м., т.е. являлась и является нуждающейся. В результате того, что истица отказалась от участия в приватизации указанной квартиры ее обеспеченность жилой площадью не уменьшилась, поскольку она как член семьи собственника  сохранила право пользования данным жилым помещением в той же доле, что и до приватизации.

Вопрос же о размере предоставляемой истице выплаты не является предметом настоящего судебного разбирательства, поскольку на настоящий период  спор в данной части между сторонами отсутствует.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Главным управлением МЧС России по Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 06 декабря 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного  управления МЧС России по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: