Судебный акт
Ликвидация несанкционированной свалки
Документ от 14.03.2017, опубликован на сайте 21.03.2017 под номером 65079, 2-я гражданская, об обязывании ликвидировать несанкционированную свалку, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Токунов Д.В.                                                                Дело № 33а-1004/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   14 марта 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королевой А.В.,

судей Трифоновой Т.П.  и Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство» на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 02 декабря 2016 года, по которому постановлено:

 

Административное исковое заявление прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Инзенский район» организовать ликвидацию несанкционированной свалки на участке местности, расположенном на выезде из села Валгуссы Инзенского района Ульяновской области по правую сторону автодороги маршрутом следования «Инза-Саранск» на расстоянии 100 метров от знака «Направление поворота».

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Благоустройство» ликвидировать несанкционированную свалку на участке местности, расположенном на выезде из села Валгуссы Инзенского района Ульяновской области по правую сторону автодороги маршрутом следования «Инза-Саранск» на расстоянии 100 метров от знака «Направление поворота».

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Колгановой Е.А., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Инзенского района обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Инзенский район», МБУ «Благоустройство» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на территории муниципального образования «Валгусское сельское поселение» на участке местности, расположенном на выезде из села Валгуссы Инзенского района Ульяновской области, по правую сторону автодороги маршрутом следования «Инза-Саранск» на расстоянии 100 метров от знака «Направление поворота» имеется несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Бытовые отходы находятся непосредственно на земле. Свалка представляет собой скопление пластиковой тары, картона, упаковочного материала, стеклянных бутылок, бытового и строительного мусора. Бытовые отходы и мусор разносятся ветром и животными по местности, что приводит к загрязнению и захламлению улиц села, в том числе жилой зоны. Свалка является объектом постоянного нахождения на ней бродячих животных (собак, кошек), а также грызунов. Неисполнение администрацией МО «Инзенский район» и МБУ «Благоустройство» требований, установленных законодательством по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.

В связи с этим прокурор просил обязать администрацию МО «Инзенский район» организовать ликвидацию несанкционированной свалки на участке местности, расположенном на выезде из села Валгуссы Инзенского района Ульяновской области по правую сторону автодороги маршрутом следования «Инза-Саранск» на расстоянии 100 метров от знака «Направление поворота»; МБУ «Благоустройство» ликвидировать несанкционированную свалку на участке местности, расположенном на выезде из села Валгуссы Инзенского района Ульяновской области по правую сторону автодороги маршрутом следования «Инза-Саранск» на расстоянии 100 метров от знака «Направление поворота».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МБУ «Благоустройство» не соглашается с решением суда в части возложения на него обязанности по ликвидации несанкционировнной свалки. Ссылаясь на положения своего Устава, указывает на то, что является бюджетным учреждением, созданным муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления. Осуществляет свою деятельность только на территории МО «Инзенское городское поселение».

Согласно ч.ч. 2 и 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», п.3 ст. 69.2 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность на основании муниципального задания, которое утверждается на год. Финансирование указанного муниципального задания осуществляется за счет средств органа местного самоуправления.

Постановлением администрации МО «Инзенский район» от 20.05.2016 в Устав МБУ «Благоустройство» были внесены изменения, в соответствии с которыми на МБУ «Благоустройство» возложена обязанность по заданию администрации МО «Инзенский район» ликвидировать несанкционированные свалки на территории МО «Инзенский район». Вместе с тем муниципальное задание на 2016 год включает в себя обязанность по ликвидации несанкционированных свалок только на территории Инзенского городского поселения. Никаких изменений в указанное муниципальное задание не вносилось. Задание на ликвидацию свалки на территории МО «Инзенский район» и, соответственно, финансирование указанных мероприятий, в МБУ «Благоустройство» не поступало. 

В  судебное заседание не явились представители администрации муниципального образования «Инзенский район», МБУ «Благоустройство». О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной  и иной деятельностью, закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона  от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».            

В ходе рассмотрения дела установлено, что в с. Волгуссы Инзенского района Ульяновской области на участке местности, расположенном на выезде из с. Волгуссы по правую сторону автодороги маршрутов следования «Инза-Саранск», на расстоянии 100 м от знака «направление поворота», расположена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора. Данный факт подтвержден актом от 01.11.2016, составленным помощником прокурора Инзенского района Ульяновской области, фотоматериалами, и не отрицался ответчиками в ходе рассмотрения дела.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что  отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей п. 2 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Аналогичные положения содержатся в ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Положения данных законов следует применять с учетом положений Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определяет, в том числе, круг полномочий  органов местного самоуправления в РФ.

В соответствии со ст. 14 указанного Федерального закона участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о возложении на администрацию МО «Инзенский район» обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки. При этом в понятие организация ликвидации несанкционированной свалки включается также и финансирование проведения указанных работ в случае поручения проведения их другому лицу.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что МБУ «Благоустройство» согласно Уставу создано в целях осуществления полномочий Администрации МО «Инзенское городское поселение» в сфере благоустройства. На основании постановления Администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области № 315 от 20.05.2016 в Устав МБУ «Благоустройство» были внесены изменения, в соответствии с которыми на МБУ «Благоустройство» возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на территории МО «Инзенский район» по заданию администрации МО «Инзенский район». Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно возложил на МБУ «Благоустройство» обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на территории  села Валгуссы Инзенского района Ульяновской области по правую сторону автодороги маршрутом следования «Инза-Саранск» на расстоянии 100 метров от знака «Направление поворота». При этом, как указывалось выше, финансирование проведения указанных мероприятий должно производиться администрацией МО «Инзенский район». 

Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 02 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: