Судебный акт
Об обеспечении специализированным жилым помещением
Документ от 28.02.2017, опубликован на сайте 20.03.2017 под номером 64929, 2-я гражданская, о признании незаконным бездействия по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Трубачева И.Г.                                                                       Дело № 33-798/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              28 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 12 декабря 2016 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, по своевременному обеспечению Пелин М*** С***, *** года рождения, жилым помещением  по договору  найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Пелин М*** С***, *** года рождения, на территории муниципального образования «***» жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

В исковых требований к отделу опеки и попечительства муниципального учреждения «Управление образования» муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Ульяновского района Ульяновской области, действуя в интересах Пелин М.С., обратился в суд с иском к отделу опеки и попечительства муниципального учреждения «Управление образования» муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области, Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (в настоящее время – Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 04 апреля 2016 года №7/141-П) о признании незаконным бездействия по своевременному обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, обязании обеспечить таким жилым помещением. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Пелин М.С., *** года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в собственности какого-либо жилого помещения не имеет. 06 февраля 2014 года Пелин М.С. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Просил признать незаконным бездействие Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и отдела опеки и попечительства муниципального учреждения «Управление образования» муниципального образования «Ульяновский район» по своевременному обеспечению Пелин М.С. жилым помещением, обязать Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта    Ульяновской    области    обеспечить   Пелин  М.С., специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «***».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не предоставлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  установлено судом и следует из материалов дела, Пелин М.С. (до заключения брака – Мизенкова), *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать истца – М*** А.В. умерла *** года, отец – М*** С.В. решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 18 июня 2002 года лишен родительских прав.

Распоряжением Главы администрации Ульяновского района Ульяновской области от 18 декабря 2001 года № 1909 над несовершеннолетней Пелин (Мизенковой) М.С. была установлена опека.

Постановлением Главы администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области от 15 ноября 2010 года № 1446 Пелин (Мизенкова) М.С. включена в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями вне очереди.

Жилых помещений в собственности и в пользовании по договору социального найма Пелин М.С. не имеет.

06 февраля 2014 года Пелин М.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истец не обеспечен жилым помещением. При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области, действующего в интересах Пелин М.С., подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 12 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

Указать в решении суда наименование ответчика – Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи