УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сапрыкина Е.В.
Дело № 33а-831/2017
А П
Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н
И Е
г. Ульяновск
28 февраля
2017 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного
суда в составе:
председательствующего Трифоновой
Т.П.,
судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре Бешановой Э.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Управления по благоустройству администрации города Ульяновска на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 декабря 2016 года, по
которому постановлено:
Административное исковое заявление прокурора Ленинского района города
Ульяновска удовлетворить частично.
Обязать Управление по благоустройству администрации
города Ульяновска организовать и провести
работы по ликвидации несанкционированного размещения (сброса) строительных и
бытовых отходов на земельном участке, расположенном между земельными участками
по адресу г. Ульяновск, ул. Любовь Шевцовой, д.69 кадастровый номер *** и г.
Ульяновск, ул. Любовь Шевцовой, д.71 кадастровый номер ***.
В удовлетворении исковых требований, заявленных к
администрации г.
Ульяновска отказать.
Заслушав доклад судьи
Смирновой Ю.В., пояснения прокурора
Сальникова А.А., полгавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с
административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска в
интересах неопределенного круга лиц с требованиями возложить на
администрацию г.Ульяновска обязанность
о ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной
возле дома № 69 по пер. Комиссара Иванова в Ленинском районе г.Ульяновска.
В обоснование требований указал, что 11.10.2016 выездной
проверкой, проведенной с привлечением специалистов Управления по благоустройству
администрации г. Ульяновска, Управления по охране окружающей среды
администрации г. Ульяновска, установлено, что территория земельного участка по
пер. Комиссара Иванова возле дома № 69 в Ленинском районе г. Ульяновска
площадью 1000 кв.м захламлена твердыми бытовыми отходами, строительным мусором
в виде загрязненного шифера, бетонных блоков, боя кирпича и отходов от ремонта
зданий, обрезками сучьев (ветвей).
Поскольку территория складирования указанных
отходов находится в муниципальной собственности, указал, что администрацией г.
Ульяновска нарушены права жителей на благоприятную окружающую среду, нормы
СанПиН, что может повлечь ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки на
соответствующей и близлежащих территориях, вспышке и распространению инфекционных
заболеваний.
Судом к участию в деле в качестве соответчика
привлечено Управление по благоустройству администрации города Ульяновска (далее -
Управление), а в качестве заинтересованных лиц Управление по охране окружающей среды администрации г. Ульяновска и Департамент государственного имущества и
земельных отношений Ульяновской области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд первой инстанции принял указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление просит
решение суда отменить. Указывает, что собственник несет бремя содержания
принадлежащего ему имущества, однако Управление не является собственником
муниципальной земли. Таким образом, обязанность по организации и проведению
работ по ликвидации несанкционированной свалки возложена на него незаконно.
Также считает, что суд первой инстанции незаконно возложил на
Управление обязанности по организации и проведению работы по ликвидации
несанкционированного размещения (сброса) строительных и бытовых отходов,
поскольку полномочия Управления как отраслевого (функционального) органа
администрации г. Ульяновска не могут превышать полномочия администрации г. Ульяновска, которая полномочием по
организации сбора и вывоза бытовых отходов и строительного мусора не наделена.
Указывает, что судом не установлено лицо, виновное в образовании
несанкционированной свалки. Поскольку основной функцией Управления является
обеспечение вопросов местного значения в области организации благоустройства
территории муниципального образования «город Ульяновск», то по вине Управления
свалка образоваться не могла.
Полагает, что лица, разместившие отходы, мусор в несанкционированных
местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории.
Установить лиц, несанкционированно разместивших отходы и допустивших
указанные в заявлении нарушения, силами административных ответчиков не
представляется возможным ввиду отсутствия у них полномочий по проведению
оперативно-розыскных мероприятий.
Представители администрации г.Ульяновска, Управления по благоустройству администрации
г.Ульяновска, Управления по охране окружающей среды администрации
г.Ульяновска и Департамента государственного имущества и земельных отношений
Ульяновской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о
месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса
согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации
каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о
ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением.
Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января
2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей
среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с
настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами
муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления.
Отходы производства и потребления,
радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию,
транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть
безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской
Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об
охране окружающей среды»).
К вопросам местного значения городского
округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах
городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе
раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
захоронению твердых коммунальных отходов (часть 3 статьи 7 Федерального закона «Об
охране окружающей среды»).
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от
30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору,
накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья
населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с
санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокурорской
проверки с привлечением специалистов Управления по благоустройству
администрации г.Ульяновска, Управления по охране окружающей среды администрации г.Ульяновска, с учетом
данных публичной кадастровой карты,
территория земельного участка
площадью 1000 кв.м, расположенная между земельными участками по адресу: г.Ульяновск, ул.
Л.Шевцовой, 69 и ул. Л.Шевцовой, 71, захламлена твердыми бытовыми отходами,
строительным мусором и обрезками сучьев (ветвей) деревьев.
Удовлетворяя требования прокурора Ленинского
района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, и возлагая обязанность по организации и проведении работ по
ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления только на Управление по
благоустройству администрации г.Ульяновска, районный суд пришел к выводу о том,
что администрация города Ульяновска не
является надлежащим ответчиком по делу.
Судебная коллегия с данным выводом суда
не соглашается.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от
24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории
муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии
с экологическими, санитарными и иными требованиями.
К полномочиям органов местного самоуправления
городских округов в области обращения с отходами относится участие в
организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору),
транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых
коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «Об
отходах производства и потребления»).
На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального
закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского
округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе
раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию,
захоронению твердых коммунальных отходов.
Исходя из приведенных выше положений
законодательства, обязанность участия в организации сбора, вывоза, утилизации и
переработке бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции
муниципального образования. При этом выбор способа осуществления данной
обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного
юридического лица) является правом муниципального образования. Однако в случае
неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной
обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора
ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок,
несет именно данный орган местного самоуправления.
С учетом изложенного, решение в части
отказа в удовлетворении исковых
требований к администрации города Ульяновска подлежит отмене, с принятием
решения об удовлетворении исковых
требований в данной части.
Доводы жалобы о незаконном
возложении обязанности по организации и проведению работ по ликвидации несанкционированной свалки на Управление судебная
коллегия считает несостоятельными, поскольку ввиду невозможности
установления лиц, виновных в размещении отходов, мусора в несанкционированных местах, обязанность по ликвидации
несанкционированного объекта размещения строительных и бытовых отходов на
указанной территории должна быть возложена на администрацию г. Ульяновска и
Управление по благоустройству
администрации г.Ульяновска, так как осуществление
организации сбора и вывоза бытовых отходов входит в компетенцию данных лиц в
соответствии со ст.7
Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8
Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.2 ч.4 ст. 38
Устава муниципального образования «город Ульяновск», п. 4.2.8 ст. 4 Положения об Управлении по
благоустройству администрации г.Ульяновска.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 декабря 2016
года в части отказа в удовлетворении исковых требований к
администрации города Ульяновска отменить.
Принять в данной части новое
решение, которым обязать администрацию
города Ульяновска организовать и провести работы по ликвидации несанкционированного
размещения (сброса) строительных и бытовых отходов на земельном участке,
расположенном между земельными участками по адресу: г. Ульяновск, ул. Любовь
Шевцовой, д.69, кадастровый номер *** и г. Ульяновск, ул. Любовь Шевцовой,
д.71 кадастровый номер ******.
В остальной части решение
оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи: