Судебный акт
Ликвидация несанкционированной свалки
Документ от 28.02.2017, опубликован на сайте 06.03.2017 под номером 64877, 2-я гражданская, об обязании устранить нарушения путем очистки несанкционированной свалки, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                                        Дело № 33а-831/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          28 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Трифоновой Т.П., 

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Бешановой Э.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления по благоустройству администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 декабря 2016 года, по которому постановлено:

 

Административное исковое заявление прокурора Ленинского района города Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать Управление по благоустройству администрации города Ульяновска организовать и провести работы по ликвидации несанкционированного размещения (сброса) строительных и бытовых отходов на земельном участке, расположенном между земельными участками по адресу г. Ульяновск, ул. Любовь Шевцовой, д.69 кадастровый номер *** и г. Ульяновск, ул. Любовь Шевцовой, д.71 кадастровый номер ***.

В удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации                    г. Ульяновска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора            Сальникова А.А., полгавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:     

 

прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц с требованиями возложить  на  администрацию  г.Ульяновска обязанность о ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления, расположенной возле дома № 69 по пер. Комиссара Иванова в Ленинском районе г.Ульяновска.

В обоснование требований указал, что 11.10.2016 выездной проверкой, проведенной с привлечением специалистов Управления по благоустройству администрации г. Ульяновска, Управления по охране окружающей среды администрации г. Ульяновска, установлено, что территория земельного участка по пер. Комиссара Иванова возле дома № 69 в Ленинском районе г. Ульяновска площадью 1000 кв.м захламлена твердыми бытовыми отходами, строительным мусором в виде загрязненного шифера, бетонных блоков, боя кирпича и отходов от ремонта зданий,  обрезками сучьев (ветвей).

Поскольку территория складирования указанных отходов находится в муниципальной собственности, указал, что администрацией г. Ульяновска нарушены права жителей на благоприятную окружающую среду, нормы СанПиН, что может повлечь ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки на соответствующей и близлежащих территориях, вспышке и распространению инфекционных заболеваний.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление по благоустройству администрации города Ульяновска (далее - Управление), а в качестве заинтересованных лиц Управление по охране окружающей среды администрации г. Ульяновска и Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд первой инстанции принял  указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Управление просит решение суда отменить. Указывает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, однако Управление не является собственником муниципальной земли. Таким образом, обязанность по организации и проведению работ по ликвидации несанкционированной свалки возложена на него незаконно.

Также считает, что суд первой инстанции незаконно возложил на Управление обязанности по организации и проведению работы по ликвидации несанкционированного размещения (сброса) строительных и бытовых отходов, поскольку полномочия Управления как отраслевого (функционального) органа администрации г. Ульяновска не могут превышать полномочия администрации           г. Ульяновска, которая полномочием по организации сбора и вывоза бытовых отходов и строительного мусора не наделена.

Указывает, что судом не установлено лицо, виновное в образовании несанкционированной свалки. Поскольку основной функцией Управления является обеспечение вопросов местного значения в области организации благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», то по вине Управления свалка образоваться не могла.

Полагает, что лица, разместившие отходы, мусор в несанкционированных местах, обязаны за свой счет провести уборку и очистку данной территории.

Установить лиц, несанкционированно разместивших отходы и допустивших указанные в заявлении нарушения, силами административных ответчиков не представляется возможным ввиду отсутствия у них полномочий по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Представители  администрации г.Ульяновска, Управления  по благоустройству администрации г.Ульяновска,  Управления по  охране окружающей среды администрации г.Ульяновска и Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (часть 3 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокурорской проверки с привлечением специалистов Управления по благоустройству администрации г.Ульяновска, Управления по охране окружающей  среды администрации г.Ульяновска, с учетом данных публичной кадастровой карты,  территория  земельного участка площадью 1000 кв.м, расположенная между земельными  участками по адресу: г.Ульяновск, ул. Л.Шевцовой, 69 и ул. Л.Шевцовой, 71, захламлена твердыми бытовыми отходами, строительным мусором и обрезками сучьев (ветвей) деревьев.

Удовлетворяя требования прокурора Ленинского района г.Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лиц,  и возлагая обязанность   по организации и проведении работ по ликвидации  несанкционированной  свалки отходов производства  и потребления только на Управление по благоустройству администрации г.Ульяновска, районный суд пришел к выводу о том, что  администрация города Ульяновска не является надлежащим  ответчиком по делу.

Судебная коллегия с   данным выводом  суда   не соглашается.

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов (пункт 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Исходя из приведенных выше положений законодательства, обязанность участия в организации сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования. При этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования. Однако в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность, в том числе, и в части ликвидации несанкционированных свалок, несет именно данный орган местного самоуправления.

С учетом изложенного, решение в части  отказа  в удовлетворении исковых требований к администрации города Ульяновска подлежит отмене, с принятием решения об удовлетворении  исковых требований в данной части.

Доводы жалобы  о незаконном возложении обязанности по организации и проведению работ по ликвидации  несанкционированной свалки на Управление  судебная  коллегия считает несостоятельными, поскольку ввиду невозможности установления лиц, виновных в размещении отходов, мусора  в несанкционированных  местах, обязанность по ликвидации несанкционированного объекта размещения строительных и бытовых отходов на указанной территории должна быть возложена на администрацию г. Ульяновска и Управление  по благоустройству администрации г.Ульяновска,  так как осуществление организации сбора и вывоза бытовых отходов входит в компетенцию данных лиц в соответствии со ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п.2 ч.4 ст. 38 Устава муниципального образования «город Ульяновск»,  п. 4.2.8 ст. 4 Положения об Управлении по благоустройству администрации г.Ульяновска.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 декабря 2016 года в части  отказа  в удовлетворении исковых требований к администрации города Ульяновска отменить.

Принять  в данной части новое решение, которым  обязать администрацию города Ульяновска организовать и провести работы по ликвидации несанкционированного размещения (сброса) строительных и бытовых отходов на земельном участке, расположенном между земельными участками по адресу:                   г. Ульяновск, ул. Любовь Шевцовой, д.69, кадастровый номер *** и           г. Ульяновск, ул. Любовь Шевцовой, д.71 кадастровый номер ******.

В остальной части  решение оставить без изменения.

 

Председательствующий    

 

Судьи: