Судебный акт
Обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение
Документ от 28.02.2017, опубликован на сайте 06.03.2017 под номером 64874, 2-я гражданская, о признании права на получение санаторно-курортной путевки, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Бирюкова О.В.                                                  Дело № 33-755/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              28 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре  Воронковой И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Рогова А*** П*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 09 ноября 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Рогова А*** П*** к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Рогова А.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Рогов А.П. обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2014 год.

В обоснование иска указано, что истец является инвалидом *** группы бессрочно.  В 28.10.2015 обратился  к ответчику с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение. Согласно ответу от 08.12.2015, он поставлен на учет на получение путевки за 2015год. Поскольку в 2014 году истцу путевка не предоставлялась, соответственно он сохранил право на обеспечение санаторно-курортным лечением за 2014 год  в настоящее время.

На основании изложенного Рогов А.П. просит обязать Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания      «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» обеспечить его  путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Рогов А.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение, удовлетворив исковые требования, указывая в обоснование жалобы то, что судом рассмотрены иные, не заявленные им, исковые требования. Так в исковом заявлении  Роговым А.П. заявлены требования об обеспечении его санаторно-курортным лечением за 2014 год, а судом рассмотрены требования об обеспечении его путевкой на санаторно-курортное лечение за 2015 год. Считает, что суд вышел за пределы заявленных требований. Кроме того, полагает, в судебном заседании не были исследованы представленные им письменные доказательства, имеющие значение для дела.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами  реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске», представителя третьего лица  Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Рогов А.П., ***1946 года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию. Инвалидность установлена повторно с ***.2008 бессрочно. Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от ***05.2013 к акту освидетельствования № *** от ***.05.2013, истец нуждается в санаторно-курортном лечении по показаниям.

28.10.2015  Рогов А.П. обратился  в   ОГКУСО «Центр обеспечения  граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением  и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение  по профилю заболевания «б***» в соответствии с медицинской справкой от ***10.2015 (форма № 070\у-04).

Данное заявление было рассмотрено, принято на учет и зарегистрировано за порядковым номером № *** от 28.10.2015. По состоянию на 31.11.2015  его порядковый номер в базе данных по профилю заболевания – ***.

Ранее Рогову А.П. предоставлялись путевки на санаторно-курортное лечение: заявление от 27.01.2010 в санаторий РЦ «Сосновый бор» р.п. Вешкайма (со сроком заезда с 16.07.2010 по 05.08.2010); заявление от 20.09.2010 в санаторий  РЦ «Сосновый бор» р.п. Вешкайма (со сроком заезда с 13.12.2011 по 30.12.2011); заявление от 16.01.2012 в ООО «Новые технологии» санаторий «Радон» (со сроком заезда с 11.10.2013 по 28.10.2013);  заявление от 15.11.2013 в санаторий «Прибрежный» Ульяновская область (со сроком заезда с 02.10.2015 по 19.10.2015).

В 2014 году истец с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение к ответчику не обращался.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается, согласно пп. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 № 2101-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Ульяновской области, в соответствии с которым часть полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на международном транспорте к месту лечения и обратно передана Правительству области.
         Во исполнение данного Соглашения 29.12.2009 между Фондом социального страхования Российской Федерации и Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области, который в настоящее время реорганизован в Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области, заключено Соглашение о передаче части федеральных полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

На основании п. 4 Порядка предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения санаторно-курортным лечением, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 № 620-П, обеспечение граждан санаторно-курортными путевками осуществляется Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения - Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области.

На основании распоряжения Правительства Ульяновской области от 27.04.2010 № 239-пр было создано Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске».

Согласно абз. 5 п. 1.1 Устава ОГКУ СО «Центр обеспечения...» учреждение является правопреемником прав и обязанностей Министерства труда и социального развития Ульяновской области в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и путевками на санаторно-курортное лечение.

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н. Срок действия справки - 12 месяцев.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 года N 1294).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года  N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.

Исходя из вышеизложенного вывод суда о том, что путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Рогову А.П. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его  заявления и номером очереди, является правомерным.

С учетом этого, отказ в удовлетворении исковых требований Рогова А.П. о возложении на  Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения  граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением  и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске»  обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2014 год за счет средств федерального бюджета по профилю рекомендуемого лечения является правомерным.

Доводы  апелляционной жалобы в части того, что суд вышел за пределы заявленных требований, не дав правовой оценки требованиям Рогова А.П. об обеспечении его путевкой на санаторно-курортное лечение за 2014 год, не состоятельны.

Как указывалось выше, истец с заявлением о предоставлении ему  санаторно-курортного лечения в 2014 году не обращался. Ранее поданные  истцом заявки (27.01.2010, 20.09.2010, 16.01.2012, 15.11.2013) ответчиком были удовлетворены и истцу в соответствии с данными заявлениями были предоставлены путевки на санаторно-курортное лечение.

Последняя заявка Роговым А.П. подана 28.10.2015. В предоставлении  путевки в соответствии с данной заявкой истцу отказано не было, соответственно путевка ему будет предоставлена в порядке очередности. Таким образом, право Рогова А.П. на обеспечение санаторно-курортным лечением ответчиком не нарушено.

Исходя из этого, суд в соответствии со  ст.196 ГПК РФ  разрешил заявленные требования с учетом представленных в суд доказательств в полном объеме.  

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 09 ноября 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Рогова А*** П*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: