Судебный акт
Об обеспечении лекарственнными средствами
Документ от 14.02.2017, опубликован на сайте 01.03.2017 под номером 64821, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лечение ребенка-инвалида лекарственным препаратом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Андреева Н.А.                                                                             Дело № 33-607/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   14 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 ноября 2016 года, с учетом определения того же суда от 30 декабря 2016 года об исправлении описки, по которому постановлено:

уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах В*** Л*** Р*** удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возместить Вафиной Г*** Х*** денежные средства в размере 3690 рублей 75 копеек, затраченные на приобретение лекарственного препарата ***

Обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить В*** Л*** Р***, *** г.р., медицинским препаратом *** от 12.10.2016 года (2 упаковки) и «*** по рецептам от 04.07.2016 года и 08.08.2016 года.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения представителя несовершеннолетней В*** Л.Р. - Вафиной Г.Х., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор города Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах В*** Л.Р., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что В*** Л.Р., *** года рождения, по причине имеющегося заболевания относится к категории ***.

23.05.2016, 08.08.2016, 12.10.2016 В*** Л.Р. лечащим врачом выписаны рецепты для получения лекарственного препарата *** и 04.07.2016, 08.08.2016 для получения лекарственного препарата ***

При обращении матери несовершеннолетней В*** Л.Р. в аптечные пункты АО «УльяновскФармация», осуществляющие льготный отпуск лекарственных препаратов на территории г.Димитровграда, в выдаче медицинского препарата было отказано по причине отсутствия их в наличии, имелись лишь аналоги указанных препаратов, от получения которых мать ребенка отказалась, в связи с чем они приобретались Вафиной за собственные деньги. На приобретение лекарственного препарата было потрачено 4992 руб. 25 коп.

С учетом уточненных исковых требований, просил возместить Вафиной Г.Х. денежные средства в размере 3690 руб. 75 коп., затраченные на приобретение лекарственного препарата *** признать незаконным бездействие ответчика Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по необеспечению В*** Л.Р. лекарственным препаратом «***», а также обеспечить В*** Л.Р. указанным медицинским препаратом.

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение. При этом указывает, что лечащим врачом несовершеннолетней В*** Л.Р. рецепты на лекарственные препараты по МНН «*** выписывались, и несовершеннолетняя могла быть ими обеспечена. Однако мать несовершеннолетней по своему усмотрению, а не в связи с наличием решения врачебной комиссии отказалась от обслуживания рецептов 04.07.2016, 08.08.2016 и 12.10.2016. Судом не принято во внимание, что врачебная комиссия ФГБУЗ «Клиническая больница № 172 ФМБА» по вопросу наличия побочных эффектов, индивидуальной непереносимости у несовершеннолетней В*** Л.Р. на синонимы лекарственных препаратов «*** не проводилась, препараты приобретены матерью несовершеннолетней по своему усмотрению.

Представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст. 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.

Статьей 6.1 названного Федерального закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе дети-инвалиды.

Согласно ст. 6.2 Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 6.3 Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Из материалов дела следует, что В*** Л*** Р*** *** года рождения, является ***, инвалидность установлена до *** года, что подтверждается копией справки серии ***

Согласно выписному эпикризу ГУЗ «У***» от *** В*** Л.Р. находится на *** учете с диагнозом: *** Рекомендовано продолжить постоянный прием *** 500 по 3/4 т. (375мг) 2 р. в день, принимать постоянно длительно; продолжить постоянный прием *** 500 1,5т (750мг) утром и вечером, принимать постоянно длительно; продолжить постоянный прием *** 2мг по 1/6 т. (0,25мг) утром и вечером, принимать постоянно длительно.

Из материалов дела следует, что  4.07.2016, 08.08.2016 и 12.10.2016 В*** Л.Р. лечащим врачом выписаны рецепты для получения лекарственного препарата *** международное непатентованное название - *** торговое название: *** в форме таблеток 500 мг №30, количество единиц по 3 упаковки, а также *** в форме мягких капсул 500 мг №100.

Согласно сведениям АО «УльяновскФармация» лекарственный препарат *** по рецептам от 08.08.2016, 12.10.2016 под торговым названием *** лекарственный препарат *** по рецептам от 04.07.2016, 08.08.2016, 08.09.2016 под торговым названием «*** представитель В*** Л.Р. получать отказался. По рецепту от 12.10.2016 В*** Л.Р. будет обеспечена препаратом *** под торговым наименованием ***

В силу пункта 2.13 приказа Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2005 года № 785 «О порядке отпуска лекарственных средств» рецепты на лекарственные средства, включенные в Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), и не вошедшие в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не превышающий десяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию). Рецепты на лекарственные средства, назначаемые по решению врачебной комиссии, утвержденной главным врачом лечебно-профилактического учреждения, обслуживаются в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение (организацию).

Как следует из выписки из системы РМИС 23.05.2016 года В*** Л.Р. по лекарственному рецепту ***, выписанному врачом *** на лекарственный препарат «*** выдано 2 упаковки данного препарата, то есть рецепт обслужен. Лекарственный препарат *** по рецептам от 04.07.2016, 08.08.2016 В*** Л.Р. не выдан. Лекарственный препарат *** международное непатентованное название - ***, в форме таблеток 500 мг №30 по рецепту от 08.08.2016 В*** Л.Р. не выдан.

Поскольку указанные препараты не выданы, мать ребенка была вынуждена приобретать их за свой счет. Так, 12.08.2016 и 23.08.2016 мать *** Вафина Г.Х. приобрела за личные денежные средства лекарственный препарат «*** оплатив 1262 руб. 55 коп. и 1253 руб. 05 коп., 19.10.2016 мать *** Вафина Г.Х. приобрела за личные денежные средства лекарственный препарат *** оплатив денежную сумму в размере 1175 руб. 15 коп., всего на общую сумму 3690 руб. 75 коп.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не выполнены обязательства по обеспечению лекарственным препаратом лица, имеющего право на его получение бесплатно, указанная сумма правомерно взыскана с ответчика в пользу истца.

Доказательств того, что ребенок был обеспечен лекарственными препаратами в объеме, рекомендованном врачом, ответчиком в суд первой инстанции представлено не было.

Доводы жалобы ответчика о том, что в настоящее время не утвержден перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соотвествии с их торговыми наименованиями, не могут быть приняты во внимание, поскольку оказание В*** Л.Р. медицинской помощи в виде амбулаторного лечения не должно ограничивать ее право на получение социальных гарантий, установленных Конституцией РФ, в том числе, на получение лекарственных препаратов, необходимых для поддержания жизнедеятельности.

Более того, не предоставление В*** Л.Р. лекарственных препаратов, в рекомендованных лечащим врачом дозировках, влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией РФ недопустимо.

Ссылка в жалобе на отсутствие заключения врачебной комиссии по вопросу наличия побочных эффектов, индивидуальной непереносимости у несовершеннолетней В*** Л.Р. на синонимы лекарственных препаратов «*** и приобретение указанных препаратов матерью несовершеннолетней по своему усмотрению несостоятельна, поскольку В*** Л.Р. назначены именно лекарственные препараты «*** а не их аналоги. Кроме того, в выписном эпикризе ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница» от 10.06.2016 отмечена положительная динамика состояния В*** Л.Р. на фоне проводимого лечения препаратами «*** отмена которых возможна только неврологом. Из представленной в суд апелляционной инстанции выписки из медицинской карты В*** Л.Р. также следует, что исходя из тяжести заболевания ребенка, по жизненным показаниям замена противосудорожного препарата противопоказана.

Иные доводы, приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 ноября 2016 года, с учетом определения того же суда от 30 декабря 2016 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: