УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Андреева
Н.А.
Дело № 33-607/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск 14
февраля 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А.,
Казаковой М.В.
при секретаре
Воронковой И.А.
с участием прокурора
Николаевой Н.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на
решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 ноября 2016
года, с учетом определения того же суда от 30 декабря 2016 года об исправлении
описки, по которому постановлено:
уточненные исковые
требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области в интересах В*** Л***
Р*** удовлетворить.
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
возместить Вафиной Г*** Х*** денежные средства в размере 3690 рублей 75 копеек,
затраченные на приобретение лекарственного препарата ***
Обязать Министерство
здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области
обеспечить В*** Л*** Р***, *** г.р., медицинским препаратом *** от 12.10.2016
года (2 упаковки) и «*** по рецептам от 04.07.2016 года и 08.08.2016 года.
Заслушав доклад
судьи Фоминой В.А., пояснения представителя несовершеннолетней В*** Л.Р. -
Вафиной Г.Х., возражавшей против доводов жалобы, мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор города
Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах В*** Л.Р., обратился в
суд с иском к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению
здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического
агентства» о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств.
В обоснование иска
указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что В***
Л.Р., *** года рождения, по причине имеющегося заболевания относится к
категории ***.
23.05.2016,
08.08.2016, 12.10.2016 В*** Л.Р. лечащим врачом выписаны рецепты для получения лекарственного
препарата *** и 04.07.2016, 08.08.2016 для получения лекарственного препарата ***
При обращении матери
несовершеннолетней В*** Л.Р. в аптечные пункты АО «УльяновскФармация»,
осуществляющие льготный отпуск лекарственных препаратов на территории
г.Димитровграда, в выдаче медицинского препарата было отказано по причине
отсутствия их в наличии, имелись лишь аналоги указанных препаратов, от получения
которых мать ребенка отказалась, в связи с чем они приобретались Вафиной за
собственные деньги. На приобретение лекарственного препарата было потрачено
4992 руб. 25 коп.
С учетом уточненных
исковых требований, просил возместить Вафиной Г.Х. денежные средства в размере
3690 руб. 75 коп., затраченные на приобретение лекарственного препарата ***
признать незаконным бездействие ответчика Министерства здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области по необеспечению В*** Л.Р.
лекарственным препаратом «***», а также обеспечить В*** Л.Р. указанным
медицинским препаратом.
Рассмотрев данный
спор, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как
незаконное и необоснованное и принять новое решение. При этом указывает, что
лечащим врачом несовершеннолетней В*** Л.Р. рецепты на лекарственные препараты
по МНН «*** выписывались, и несовершеннолетняя могла быть ими обеспечена.
Однако мать несовершеннолетней по своему усмотрению, а не в связи с наличием
решения врачебной комиссии отказалась от обслуживания рецептов 04.07.2016,
08.08.2016 и 12.10.2016. Судом не принято во внимание, что врачебная комиссия
ФГБУЗ «Клиническая больница № 172 ФМБА» по вопросу наличия побочных эффектов,
индивидуальной непереносимости у несовершеннолетней В*** Л.Р. на синонимы
лекарственных препаратов «*** не проводилась, препараты приобретены матерью
несовершеннолетней по своему усмотрению.
Представители
ответчиков, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела,
в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК
РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная
коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.
1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
В силу ст. 4.1
Федерального закона Российской Федерации от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной
социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным
для осуществления органам государственной власти субъектов Российской
Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных
в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной
социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги,
предусмотренной пунктом 1
части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными
препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными
продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам
размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов,
изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного
питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.
Статьей 6.1
названного Федерального закона право на получение государственной социальной
помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе дети-инвалиды.
Согласно ст. 6.2
Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий,
указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг
включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи
необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам
на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские
изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для
детей-инвалидов.
Перечень
лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов,
назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений,
перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов
лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в
соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень
санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в
соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются
Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.
5 ст. 6.3 Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг
в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и
нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального
развития.
Пунктом 2.3
Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан,
утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 29.12.2004 № 328, при обращении гражданина в
соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по
результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные
препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты
лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных
препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по
решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем
изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов
лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в
установленном порядке Минздравсоцразвития России.
Из материалов дела
следует, что В*** Л*** Р*** *** года рождения, является ***, инвалидность
установлена до *** года, что подтверждается копией справки серии ***
Согласно выписному
эпикризу ГУЗ «У***» от *** В*** Л.Р. находится на *** учете с диагнозом: ***
Рекомендовано продолжить постоянный прием *** 500 по 3/4 т. (375мг) 2 р. в
день, принимать постоянно длительно; продолжить постоянный прием *** 500 1,5т
(750мг) утром и вечером, принимать постоянно длительно; продолжить постоянный
прием *** 2мг по 1/6 т. (0,25мг) утром и вечером, принимать постоянно
длительно.
Из материалов дела
следует, что 4.07.2016, 08.08.2016 и
12.10.2016 В*** Л.Р. лечащим врачом выписаны рецепты для получения лекарственного
препарата *** международное непатентованное название - *** торговое название: ***
в форме таблеток 500 мг №30, количество единиц по 3 упаковки, а также *** в
форме мягких капсул 500 мг №100.
Согласно сведениям
АО «УльяновскФармация» лекарственный препарат *** по рецептам от 08.08.2016,
12.10.2016 под торговым названием *** лекарственный препарат *** по рецептам от
04.07.2016, 08.08.2016, 08.09.2016 под торговым названием «*** представитель В***
Л.Р. получать отказался. По рецепту от 12.10.2016 В*** Л.Р. будет обеспечена
препаратом *** под торговым наименованием ***
В силу пункта 2.13
приказа Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2005 года № 785 «О порядке отпуска
лекарственных средств» рецепты на лекарственные средства, включенные в Перечень
лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера), и не вошедшие
в минимальный ассортимент лекарственных средств, обслуживаются в срок, не
превышающий десяти рабочих дней с момента обращения больного в аптечное
учреждение (организацию). Рецепты на лекарственные средства, назначаемые по
решению врачебной комиссии, утвержденной главным врачом
лечебно-профилактического учреждения, обслуживаются в срок, не превышающий
пятнадцати рабочих дней с момента обращения больного в аптечное учреждение
(организацию).
Как следует из
выписки из системы РМИС 23.05.2016 года В*** Л.Р. по лекарственному рецепту ***,
выписанному врачом *** на лекарственный препарат «*** выдано 2 упаковки данного
препарата, то есть рецепт обслужен. Лекарственный препарат *** по рецептам от
04.07.2016, 08.08.2016 В*** Л.Р. не выдан. Лекарственный препарат ***
международное непатентованное название - ***, в форме таблеток 500 мг №30 по
рецепту от 08.08.2016 В*** Л.Р. не выдан.
Поскольку указанные
препараты не выданы, мать ребенка была вынуждена приобретать их за свой счет.
Так, 12.08.2016 и 23.08.2016 мать *** Вафина Г.Х. приобрела за личные денежные
средства лекарственный препарат «*** оплатив 1262 руб. 55 коп. и 1253 руб. 05
коп., 19.10.2016 мать *** Вафина Г.Х. приобрела за личные денежные средства
лекарственный препарат *** оплатив денежную сумму в размере 1175 руб. 15 коп.,
всего на общую сумму 3690 руб. 75 коп.
При таких
обстоятельствах, учитывая, что Министерством здравоохранения, семьи и
социального благополучия Ульяновской области не выполнены обязательства по
обеспечению лекарственным препаратом лица, имеющего право на его получение
бесплатно, указанная сумма правомерно взыскана с ответчика в пользу истца.
Доказательств того,
что ребенок был обеспечен лекарственными препаратами в объеме, рекомендованном
врачом, ответчиком в суд первой инстанции представлено не было.
Доводы жалобы
ответчика о том, что в настоящее время не утвержден перечень лекарственных
средств, закупка которых осуществляется в соотвествии с их торговыми
наименованиями, не могут быть приняты во внимание, поскольку оказание В*** Л.Р.
медицинской помощи в виде амбулаторного лечения не должно ограничивать ее право
на получение социальных гарантий, установленных Конституцией
РФ, в том числе, на получение лекарственных препаратов, необходимых для
поддержания жизнедеятельности.
Более того, не
предоставление В*** Л.Р. лекарственных препаратов, в рекомендованных лечащим
врачом дозировках, влечет нарушение ее права на охрану здоровья и получение
медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией
РФ недопустимо.
Ссылка в жалобе на
отсутствие заключения врачебной комиссии по вопросу наличия побочных эффектов,
индивидуальной непереносимости у несовершеннолетней В*** Л.Р. на синонимы
лекарственных препаратов «*** и приобретение указанных препаратов матерью
несовершеннолетней по своему усмотрению несостоятельна, поскольку В*** Л.Р.
назначены именно лекарственные препараты «*** а не их аналоги. Кроме того, в
выписном эпикризе ГУЗ «Ульяновская областная детская клиническая больница» от
10.06.2016 отмечена положительная динамика состояния В*** Л.Р. на фоне
проводимого лечения препаратами «*** отмена которых возможна только неврологом.
Из представленной в суд апелляционной инстанции выписки из медицинской карты В***
Л.Р. также следует, что исходя из тяжести заболевания ребенка, по жизненным
показаниям замена противосудорожного препарата противопоказана.
Иные доводы,
приведенные Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия
Ульяновской области в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не
могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Димитровградского городского суда Ульяновской области от 30 ноября 2016 года, с
учетом определения того же суда от 30 декабря 2016 года об исправлении описки,
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения,
семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: