Судебный акт
Об обеспечении лекарственными средствами
Документ от 14.02.2017, опубликован на сайте 01.03.2017 под номером 64820, 2-я гражданская, О признании бездействия незаконным, понуждении к своевременному оформлению рецептов на медицинский препарат, обеспечению медицинским препаратом, возмещении средств, затраченных на приобретение медицинского препарата, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тудиярова С.В.                                                                          Дело № 33-448/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                14  февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

при секретаре Воронковой И.А.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 08 ноября 2016 года, с учетом определения того же суда от 24 ноября 2016 года об исправлении описки, по которому постановлено:

уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в интересах Горбуновой Н*** И*** удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Горбунову Н*** И***, *** года рождения, медицинским препаратом *** в соответствии с рецептом от 19.08.2016 серии ***

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области возместить Горбуновой Н*** И*** денежные средства в размере 3202,50 руб. (три тысячи двести два рубля 50 копеек), затраченные на приобретение лекарственного препарата ***

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор г.Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах Горбуновой Н.И., обратился в суд к Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства» об обязании обеспечить лечение инвалида лекарственными средствами, возместить расходы, понесенные на приобретение лекарственного препарата.

В обоснование иска указал, что ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России допущено нарушение прав Горбуновой Н.И., относящейся к категории граждан, нуждающихся в особой социальной защите государства. Горбунова Н.И. является инвалидом *** группы, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств по рецептам врача. 19.08.2016, 24.08.2016 лечащим врачом ФГБУЗ КБ №172 ФМБА России Горбуновой Н.И. были выписаны рецепты для получения лекарственного препарата *** Указанные лекарственные препараты включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 №2724-р. При обращении в аптечные учреждения ОАО «УльяновскФармация», расположенные на территории г. Димитровграда, осуществляющие льготный отпуск лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в выдаче было отказано по причине их отсутствия в наличии. Горбунова Н.И. самостоятельно приобрела 03.10.2016 лекарственный препарат *** в другой аптеке за 3202,5 руб.

С учетом уточненных исковых требований просил обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области обеспечить Горбунову Н.И. медицинским препаратом *** в соответствии с рецептом от 19.08.2016 серии ***; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возместить Горбуновой Н.И. денежные средства в размере 3202,50 руб., затраченные на приобретение лекарственного препарата «***

Рассмотрев данный спор, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное и принять новое решение. При этом указывает, что в настоящее время у рецепта от 19.08.2016 истек срок годности, в связи с чем возможность обеспечить Горбунову Н.И. по данному рецепту лекарственным препаратом *** у Министерства отсутствуют. По рецептам от 19.08.2016 и 24.08.2016 на обеспечение лекарственными препаратами *** указывает, что АО «УльяновскФармация» не исполнило обязательства по обеспечению наличия лекарственных препаратов и их отпуску по выписанным льготным рецептам в рамках заключенного контракта. Согласно сведениям Региональной информационной системы, 23.09.2016 Горбунова Н.И. обеспечена лекарственным препаратом *** в количестве 4-х упаковок. Считает, что истицей препарат *** на сумму 3202 рубля был приобретен не по причине необеспеченная ее льготным лекарством, а на свое усмотрение. По мнению автора жалобы, Министерство является ненадлежащим ответчиком по делу.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор города Димитровграда, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

При разрешении требований суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В данный Перечень входит заболевание *** Все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истице были выписаны лечащим врачом рецепты, в том числе на получение медицинских препаратов *** 19.08.2016 и *** 24.08.2016, однако, данные препараты и изделия медицинского назначения ей не были предоставлены.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению медицинскими изделиями Горбунову Н.И., суд правильно пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истицы бесплатными необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении прав истицы на бесплатную медицинскую помощь.

При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Горбуновой Н.И. бесплатно на период лечения указанными препаратами лежит на Министерстве здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

В силу п. 3, 5, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в том числе, организация работы по обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Положением о Министерстве здравоохранения, семьи и благополучия Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.06.2016 № 14/275-П, установлено, что Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья, социального развития и социальной защиты населения, государственной семейной политики и демографической политики Российской Федерации (п.1.1). На Министерство возложена обязанность по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (п.2.2.1).

Согласно п. 2.2.19 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретенное в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В силу изложенного ссылка Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области, относительно того, что обеспечение заявителя лекарственными препаратами относится к компетенции АО «УльяновскФармация», а Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком, не может повлечь отмену решения суда, поскольку доказательств наличия необходимого запаса лекарственных средств в АО «УльяновскФармация» для обеспечения Горбуновой Н.И. лекарственными препаратами по выписанным ей рецептам Министерством суду не представлено.

Довод апелляционной жалобы Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области относительно того, что срок действия рецепта составляет 1 месяц и к моменту приобретения лекарственного средства истицей указанный срок истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истице необходимого количества медицинских препаратов, поскольку нуждаемость в них носит постоянный характер.

Вопреки доводам жалобы о незаконном возмещении истице денежных средств за препарат *** приобретенный ею на свое усмотрение, компенсация затрат на приобретение указанного препарата произведена судом правомерно, поскольку истицей понесены затраты на приобретение лекарственного препарата по льготному рецепту, обеспечение которым возложено на Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области. Кроме того, нуждаемость истицы в указанном лекарственном препарате подтверждается выданным ей врачом рецептом.

Иные доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 08 ноября 2016 года, с учетом определения того же суда от 24 ноября 2016 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: