Судебный акт
Включении периода службы в выслугу лет, перерасчет пенсии
Документ от 14.02.2017, опубликован на сайте 21.02.2017 под номером 64626, 2-я гражданская, о признании незаконным снижения размера пенсии за выслугу лет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецова Э.Р.                                                   Дело № 33-592/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              14 февраля 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Чурбановой Е.В., Герасимовой Е.Н.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Хакимова Ш*** М*** - Дягтярева А***  В*** на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 07 декабря 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Хакимова Ш*** М*** к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о включении периода службы с 18.01.1992 года по 10.12.1993 года в выслугу лет для исчисления ежемесячной надбавки и перерасчете пенсии, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя  истца Хакимова Ш.М. Дегтярева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Хакимов Ш.М. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» о включении периода службы в выслугу лет и перерасчете пенсии.

В обоснование иска указано, что Хакимов Ш.М.  с 01.04.1978 по 21.10.1978 и с 15.11.1979 по 17.01.1992 проходил военную службу в Вооруженных силах СССР, а  в период с 18.01.1992 по 10.12.1993 в Вооруженных силах Украины.  На основании приказа Министра Обороны Украины № *** от ***11.1993, приказом командира части от ***12.1993 № *** *** Хакимов Ш.М. (***) с 10.12.1993  был исключен из списков части по состоянию здоровья и направлен для постановки на воинский учет в Заволжский райвоенкомат города  Ульяновска. На дату увольнения общая выслуга лет на 10.12.1993 составила 25 лет 1 месяц. Пенсия за выслугу лет  истцу  назначена впервые с 11.12.1993 военным комиссариатом Ульяновской области. При этом  размер пенсии исчислен из окладов по воинской должности и воинскому званию, а также процентной надбавки за выслугу лет, исходя из 25 лет в размере 40 процентов.

Однако с 01.10.2016  Хакимову Ш.М. произведен перерасчет размера пенсии. Для исчисления процентной надбавки за выслугу лет в календарном исчислении учтен только период его службы в Вооруженных силах СССР с 01.04.1978 по 21.10.1978 и с 15.11.1979 по 17.01.1992, период с 18.01.1992 по 10.12.1993 службы истца в Вооруженных силах Украины исключен из подсчета. В связи с этим процентная надбавка за выслугу лет составила 30 процентов от должностного оклада и оклада по воинскому званию.

Хакимов Ш.М.  полагает, что у ответчика не имелось законных оснований для исключения спорного периода службы из выслуги лет для назначения пенсии. По мнению истца, спорный период службы подлежит включению в выслугу лет на основании подпункта «г» пункта 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 № 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет», согласно которому военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитывается в календарном исчислении военная служба до 01 января 1995 года в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств.

Просил обязать ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» включить в выслугу для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет период его службы в Вооруженных Силах республики Украина с 18.01.1992 по 10.12.1993 и произвести перерасчет пенсии с учетом этого периода.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Хакимова Ш.М. - Дягтярева А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме. Жалоба мотивирована доводами, аналогичными доводам искового заявления.

Кроме того, автор жалобы не соглашается с выводами суда о том, что истец в период с 18.01.1992 по 10.12.1993 проходил службы в Вооруженных силах Украины как гражданин Украины. Указывает, что ни истец, ни члены его семьи гражданство Украины не принимали и до 10.12.1993 являлись гражданами СССР. Гражданство Российской Федерации истец вместе со своей семьей приобрел 08.02.1994 в соответствии с ч.4 ст.14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

В возражении на апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит решение суда оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Хакимова Ш.М., представителя ответчика Федерального казенного  учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области», извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Хакимов Ш.М.  с 01.04.1978 по 21.10.1978 и с 15.11.1979 по 17.01.1992 проходил военную службу в Вооруженных силах СССР, а в период с 18.01.1992 по 10.12.1993 в Вооруженных силах Украины.  На основании приказа Министра Обороны Украины № *** от ***11.1993, приказом командира части от ***12.1993 № *** *** Хакимов Ш.М. (***) с 10.12.1993  был исключен из списков части по состоянию здоровья и направлен для постановки на воинский учет в Заволжский райвоенкомат города  Ульяновска.

На дату увольнения общая выслуга лет на 10.12.1993 составила 25 лет 1 месяц.

Пенсия за выслугу лет  истцу  назначена впервые с 11.12.1993 военным комиссариатом Ульяновской области.

Хакимову Ш.М. с 01.10.2015 произведен перерасчет размера пенсии .Для исчисления процентной надбавки за выслугу лет в календарном исчислении учтен период службы истца в Вооруженных силах СССР  с 01.04.1978 по 21.10.1978 и с 15.11.1979 по 17.01.1992, при этом выслуга составила 22 года 10 месяцев 08 дней. Период службы истца в Вооруженных силах Украины исключен из подсчета выслуги лет. В связи с этим процентная надбавка за выслугу лет составила 30 процентов от должностного оклада и оклада по воинскому званию.

Полагая данное решение ответчика незаконным, Хакимов  Ш.М. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая возникший спор, суд обоснованно исходил из положений международных соглашений, в частности, Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, а также норм национального законодательства Российской Федерации, определяющих порядок исчисления выслуги лет для расчета процентной надбавки за выслугу лет, и пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца.

Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств определен Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 названного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.

Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.

Таким образом, в статье 2 Соглашения от 15 мая 1992 года для исчисления выслуги лет в одном случае - для определения права на пенсию (пункт первый), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (пункт второй) установлены различные правила относительно применяемого национального законодательства.

Толкование пункта 1 статьи 2 Соглашения применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участника Соглашения, означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.

Это правило в отношении выслуги лет истца для определения его права на пенсию военным комиссариатом Ульяновской области соблюдено, пенсия ему исчислена из расчета 26 лет выслуги, что составило 68% от денежного довольствия.

Пункт 2 статьи 2 Соглашения предусматривает, в каком порядке определяется размер денежного довольствия для назначения пенсии - по законодательству государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие, то есть в данном случае - в соответствии с национальным законодательством Российской Федерации.

Указанная норма не содержит прямого указания на выслугу лет для определения размера процентной надбавки, однако она подразумевается в контексте как необходимый элемент при определении процентной надбавки, являющейся видом денежного довольствия для назначения пенсии. Порядок расчета процентной надбавки не может быть иным, чем установленный применительно к денежному довольствию. В этой связи правило о подлежащем применению законодательстве в отношении денежного довольствия распространяется и на выслугу лет для определения процентной надбавки.

Таким образом, процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых проживает военнослужащий, и в таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.

Это согласуется и с разъяснениями Экономического суда Содружества Независимых Государств, данными в Консультативном заключении N 01-1/2-09 от 09 декабря 2009 года.

В Российской Федерации Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет утверждены Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1074.

В соответствии с пунктом 2 названных Правил военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении, в том числе, периоды:

б) военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств;

в) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);

д) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.

Учитывая, что истец проходил военную службу в Вооруженных Силах республики Украина,  в Вооруженные Силы РФ в установленном порядке не переводился, следовательно, оснований для включения в выслугу лет для назначения надбавки в календарном исчислении периода службы в Вооруженных силах республики Украина не имелось. Факт прохождения истцом службы в Вооруженных Силах республики Украина, как гражданина РФ, на основании заключенного республикой Украина и Российской Федерацией соответствующего международного договора или договора о военном сотрудничестве своего подтверждения в ходе судебного разбирательства не нашел, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для возложения на ответчика обязанности включить в выслугу лет истца для исчисления ежемесячной надбавки за выслугу лет периода его службы в Вооруженных Силах республики Украина и произвести перерасчет пенсии с учетом этого периода.

Ссылка истца на то обстоятельство, что в период прохождения военной службы в Украине он являлся гражданином России по рождению, не влечет включение вышеуказанного периода в выслугу лет, поскольку данная служба должна быть осуществлена в рамках заключенного Договора, доказательств этому не представлено.

Кроме того, истец лишь в 26.08.2004  оформил гражданство Российской Федерации, получив паспорт гражданина России, что дает основание предполагать о том, что отношения истца с вооруженными силами Украины не были основаны на принадлежности истца к гражданству России.

Доказательств того, что истец как гражданин России в рамках Договора между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в военной области заключил контракт с Министерством обороны Украины в материалы дела не представлено. Напротив, согласно представленной выписке из приказа командира войсковой части  33621 увольнение истца из вооруженных сил  производилось на основании приказа  Министра обороны Украины и в порядке, предусмотренном законодательством  данной страны. Доводами апелляционной жалобы правильность выводов суда не опровергается.

Ссылка истца на статью 1 протокола к Соглашению о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей от 14 февраля 1992 года несостоятельна, поскольку данное Соглашение вопрос начисления и выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет не регулирует, а потому к международным соглашениям, предусмотренным подпунктом "д" пункта 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, не относится.

Неосновательна ссылка в апелляционной жалобе и на то, что правовым  основанием для включения спорного периода в выслугу лет истца для начисления процентной надбавки в размере 40%  является п.п. «г» пункта  2 Правил, предусматривающий возможность зачета в выслугу лет период военной службы граждан РФ до 01.01.1995  в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств – бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств.

Как указывалось выше, Хакимов Ш.М. в спорный период службы в Украине  гражданином Российской Федерации не являлся, а  Украина  входила в состав СНГ.

Соответственно указанное  положение Правил в данном случае неприменимо.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы представляют собой субъективную позицию истца о том, как должно было быть разрешено дело по существу, фактически направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, оснований для которой судебная коллегия не находит, и не могут повлечь за собой отмену решения.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 07 декабря 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Хакимова Ш*** М*** - Дягтярева А***  В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: