Судебный акт
Ответственность по ст. 9.13 КоАП РФ
Документ от 07.02.2017, опубликован на сайте 16.02.2017 под номером 64551, Админ. надзор, КоАП: ст. 9.13, оставлены без изменения постановление и все решения по делу

                                                                                        Дело №  4А - 38/2017

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                           07 февраля 2017 г.

 

Заместитель председателя Ульяновского областного суда Болбина Л.В., рассмотрев жалобу начальника Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области Кулаевой Т*** В*** на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка Базарносызганского района Инзенского судебного района Ульяновской области от 19 октября 2016 года и решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 05 декабря 2016 года, вынесенные в отношении Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ,

 

у с т а н о в и л а:

 

постановлением мирового судьи судебного участка Базарносызганского района Инзенского судебного района Ульяновской области от 19 октября 2016 года Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области (далее – отдел Пенсионного фонда) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, отдел Пенсионного фонда через своего защитника обжаловал его в районный суд.

Решением судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 05 декабря 2016 года, постановление мирового судьи было оставлено без изменения.

В жалобе на вступившие в законную силу судебные постановления по делу об административном правонарушении, начальник отдела Пенсионного фонда Кулаева Т.В. просит их отменить, ссылаясь на их незаконность и необоснованность.

В обоснование жалобы указано, что положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

В здании отдела Пенсионного фонда реконструкции либо модернизации не производилось.

Отделом Пенсионного фонда предпринимались меры к обеспечению доступности для инвалидов здания, которое включено в программу «Об утверждении плана мероприятий Пенсионного фонда РФ (дорожной карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг». Указанная программа предусматривает период её реализации с 2006 по 2030 годы.

В обоснование своих доводов ссылается на судебную практику Свердловского областного суда и Ртищевского районного суда Саратовской области.

Кроме того, в жалобе указано, что ввиду отсутствия технической возможности обеспечить свободный доступ на коляске на входе в здание установлена кнопка вызова, а также осуществляется оказание услуг на дому и дистанционно.

Указано, что составленными в ходе проверки процессуальными документами в вину вменяется нарушение требований СП 59-13330.2012, тогда как на самом деле нормативный акт именуется – СП 59.13330.2012.

По мнению автора жалобы, судебными инстанциями не выяснено, имеются ли на территории Базарносызганского района Ульяновской области инвалиды, которым был нарушен беспрепятственный доступ в здание отдела Пенсионного фонда.

Ссылается автор жалобы и на малозначительность правонарушения.

Дело об административном правонарушении истребовано в Ульяновский областной суд, законность вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении проверена.

В силу положений ч. 1 ст. 30.16 КоАП РФ по жалобе, протесту, принятым к рассмотрению, постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов проверяются исходя из доводов, изложенных в жалобе, протесте, и возражений, содержащихся в отзыве на жалобу, протест.        

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, полагаю, что указанная жалоба по изложенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.

Согласно ст. 9.13 КоАП РФ административным правонарушением признается уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.

В соответствии с требованиями п. 4.1.12 СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года № 605 (далее СП 59.13330.2012), перед открытой лестницей за 0,8-0,9 м следует предусматривать предупредительные тактильные полосы шириной 0,3-0,5 м.

Согласно п. 5.2.4 СП 59.13330.2012 высота порога или перепад высот не должны превышать 0,014 м.

Пунктом 5.2.13 СП 59.13330.2012 предусматривается, что максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%).

Как усматривается из материалов дела, отделом Пенсионного фонда не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: *** требования вышеназванных норм не соблюдены.

На нежилое помещение, занимаемое отделом Пенсионного фонда, в полной мере распространяются требования СП 59.13330.2012, в силу которых оно (здание, помещение) должно быть приспособлено для доступа инвалидов, поскольку положения закона о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер.

Факт совершения отделом Пенсионного фонда административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 07 сентября 2016 года (л.д. 2-4); актом проверки от 07 сентября 2016 года (л.д. 8); распоряжением о проведении проверки от 29 августа 2016 года (л.д. 5); уведомлением от 30 августа 2016 года (л.д. 6); предписанием об устранении нарушений законодательства от 07 сентября 2016 года (л.д. 9); сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц от 19 августа 2016 года (л.д. 10-13).

Отделом Пенсионного фонда наличие нарушений требований пунктов 4.1.12, 5.2.4, 5.2.13 СП 59.13330.2012 не оспаривалось.

Оценив собранные доказательства в порядке ст. 26.11 КоАП РФ, с учетом конкретных фактических обстоятельств данного дела, мировой судья и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о доказанности факта уклонения совершения отделом Пенсионного фонда от исполнения требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, что и явилось основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 9.13 КоАП РФ.

Наказание правонарушителю назначено в соответствии с санкцией ст. 9.13 КоАП РФ в виде штрафа в минимальном размере.

Доводы жалобы об отсутствии состава правонарушения, поскольку положения ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01 июля 2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, являются несостоятельными.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении (л.д. 2 - 4) отделу Пенсионного фонда вменено в вину нарушение требований конкретных пунктов СП 59.13330.2012. Нарушение требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ) отделу Пенсионного фонда в вину не вменялось.

Привлекая отдел Пенсионного фонда к административной ответственности, предыдущие судебные инстанции обоснованно указали, что учреждения и организации, которые в силу нераспространения на них требований ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ) либо в силу объективной невозможности выполнить эти требования, должны руководствоваться требованиями другой части этой же статьи. В соответствии с этими требованиями в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Иными словами, соответствующие учреждения и организации по согласованию с общественными объединениями инвалидов в любом случае обязаны создать определенные условия, способствующие доступу маломобильных групп населения к предоставляемым услугам.

Такие условия (требования) предусмотрены в том числе и требованиями пунктов СП 59.13330.2012, невыполнение которых и вменено в вину Отделу Пенсионного фонда.

Более того, пункты 4.1.12, 5.2.4, 5.2.13 СП 59.13330.2012 включены в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального  закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (пункт 41 перечня). Указанный перечень утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 и подлежит обязательному применению с 1 июля 2015 года.

Доводы жалобы об отсутствии в действиях отдела Пенсионного фонда состава указанного административного правонарушения в связи с тем, что вход в помещение в здание оборудован кнопкой вызова персонала для удовлетворения потребностей инвалидов, а также осуществляется оказание услуг на дому и дистанционно, нельзя признать состоятельными, поскольку  пункты 4.1.12, 5.2.4, 5.2.13 СП59.13330.2012 включены в перечень национальных стандартов и с 1 июля 2015 года подлежат обязательному исполнению.

Ссылка в жалобе на то, что здание, занимаемое отделом Пенсионного фонда включено в программу «Об утверждении плана мероприятий Пенсионного фонда РФ (дорожной карты) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг», не является основанием для освобождения заявителя от административной ответственности и не свидетельствует об отсутствии его вины в неисполнении требований по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Ссылка в жалобе на рассмотрение конкретных дел в судах иных субъектов Российской  Федерации является несостоятельной. В делах, на которые ссылается автор жалобы, не решались вопросы о привлечении кого-либо к административной ответственности по ст. 9.13.КоАП РФ.

Довод жалобы о малозначительности совершенного правонарушения является несостоятельным, поскольку действия (бездействие), нарушающие права инвалидов, не могут быть признаны малозначительными.

Другие доводы жалобы не содержат иных правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.

С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,

 

п о с т а н о в и л а:

 

постановление мирового судьи судебного участка Базарносызганского района Инзенского судебного района Ульяновской области от 19 октября 2016 года и решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 05 декабря 2016 года, вынесенные в отношении Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу начальника Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области Кулаевой Т*** В*** – без удовлетворения.

 

Заместитель председателя                                                                            Ульяновского областного суда                                                              Л.В. Болбина