УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Росляков В.Ю. Дело № 33-410/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
07 февраля 2017 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Фоминой В.А.,
при секретаре Воронкововй И.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 21 ноября 2016
года, с учетом определения того же суда от 26 декабря 2016 года об исправлении
описки, по которому постановлено:
Уточнённые исковые
требования прокурора Инзенского района Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Министерство
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обеспечить Коробова А*** В*** жилым помещением на основании
договора найма специализированного жилого помещения в г. Инза Ульяновской
области.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда
законны и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Инзенского
района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Коробова А.В. к
Министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области, о возложении обязанности обеспечить жилым
помещением. В обоснование иска указал, что
Коробов А.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не имеет.
Родители Коробова А.В. – К*** В.В. и Т*** Н.И. решением Инзенского районного
суда от 21.05.2002 лишены родительских
прав. В настоящее время Коробов А.В.
проживает по адресу: *** в общежитии ***. Срок проживания в общежитии – до
30.06.2019. Иного жилья на праве собственности либо по договору социального
найма Коробов А.В. не имеет. Просил обязать Министерство промышленности, строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить
Коробова А.В. жилым помещением на основании договора найма специализированного
жилого помещения в г. Инза Ульяновской области.
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда,
просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине
отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых
помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права
на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, нарушает
права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства
Ульяновской области от 14.10.2014 №466-П Коробов А.В. может обратиться в
Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем
(поднаем) жилого помещения в размере 4000 рублей с приложением соответствующих
документов
В возражении на
апелляционную жалобу прокурор Инзенского района Ульяновской области просит
решение суда оставить без изменений, а жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в
отсутствие Коробова А.В., Министерства
промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства
надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с ч.1
ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Коробов А.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного жилого помещения не
имеет. Родители истца – К*** В.В. и Т***
Н.И. решением Инзенского районного суда от 21.05.2002 лишены родительских прав.
Постановлением
администрации МО «Инзенский район» Ульяновской области от *** истец поставлен на учет в целях обеспечения
жилым помещением.
Поскольку Коробов
А.В. до настоящего времени жильем не обеспечен, прокурор Инзенского района
Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора
Инзенского района Ульяновской области, действующего в интересах Коробова А.В.,
не установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Согласно ч.1 ст.
109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от
29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на
территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке,
установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по
достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной
дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных
законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть
предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими
возраста 18 лет.
Орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1
ст.8 поименованного Закона.
Таким образом,
федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых
помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,
указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу
относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в
собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в
образовательном учреждении.
При этом ни ст. 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают
очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого
помещения по договору найма специализированного жилого помещения
соответствующей категории граждан.
В соответствии с ч.2
ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области»
от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми
помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку
(попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательной
организации или иной организации, в том числе в учреждении социального
обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в
образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения,
учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в
установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо
отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской
области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на
воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5)
по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания
невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
Поскольку Коробов
А.В., относящийся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достиг возраста 18 лет, жилья на праве
собственности либо по договору социального найма не имеет, суд пришел к
правильному выводу о том, что он подлежит обеспечению специализированным
благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого
помещения по месту жительства.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
Доводы, приведенные
Министерством промышленности,
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области в апелляционной жалобе относительно отсутствия жилья на территории
муниципального образования и наличия очередности среди детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.
Согласно положениям
вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации
списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей целью определение
потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем
субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких детей. Следовательно,
отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие
очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в
обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма
специализированного жилого помещения.
Ссылки в жалобе на
возможность получения компенсации за наем жилья основанием к отмене решения
суда не являются, так как не являются основанием для освобождения ответчика от
возложенных на него обязанностей.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Инзенского районного суда Ульяновской
области от 21 ноября 2016 года, с учетом определения того же суда от 26 декабря
2016 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу
Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: