Судебный акт
О возложении обязанности произвести перерасчет платы за природный газ, исключении из суммы задолженности оплаты по нормативу за отопление
Документ от 31.01.2017, опубликован на сайте 20.02.2017 под номером 64439, 2-я гражданская, О возложении обязанности произвести перерасчет платы за природный газ по лицевому счету №1100082675 за период с 01.05.2016 по 03.08.2016 г. и исключении из суммы задолженности оплату по нормативу за отопление, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Зотова Л.И.                                                                                  Дело № 33-409/2017

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             31 января 2017 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Коротковой Ю.Ю.,

судей Парфеновой И.А. и Костенко А.П.,

при секретаре  Дубровиной Л.О.   

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Муллова С*** П*** на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 24 ноября 2016 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Муллова С*** П*** к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск» о возложении обязанности произвести перерасчет платы за природный газ по лицевому счету № *** за период с 01 мая 2016 года по 03 августа 2016 года и исключении из суммы задолженности оплаты по нормативу за отопление, оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Парфеновой И.А., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск» Даниловой О.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Муллов С.П. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ульяновск» (далее - ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск») о возложении обязанности произвести перерасчет платы за природный газ, исключении из суммы задолженности оплаты по нормативу за отопление.

 

В обоснование исковых требований указал на то, что является собственником ½ доли домовладения, расположенного по адресу: У*** область, г. Б***, ул.***, д. ***, кв. ***. Ответчик оказывает ему услуги по поставке природного газа, которые он своевременно и в полном объеме оплачивает по показаниям прибора учета. В июле 2016 года он узнал о наличии задолженности в размере 15 396 руб. 01 коп. В подразделении ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» г. Барыша ему объяснили, что данная задолженность образовалась вследствие начисления платы за период с 01 апреля 2016 года по 03 августа 2016 года не за фактически потребленный газ, а по нормативу, так как срок поверки прибора учета истёк 29 февраля 2016 года. На его вопрос о начислении платы за отопление в летний период вразумительного ответа он не получил.

 

В г. Барыше Ульяновской области отопительный период 2015-2016 года окончен в апреле 2016 года, в связи с чем 08 сентября 2016 года он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете начисленной задолженности. Ответчик произвести перерасчет отказался.

 

Просил обязать ответчика произвести перерасчет платы за природный газ по лицевому счету № *** за период с 01 мая 2016 года по 03 августа 2016 года, исключив из суммы задолженности оплату по нормативу за отопление.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Муллов С.П. не соглашается с решением суда, просит его отменить.

 

Полагает, что из расчета задолженности по оплате газа за отопление должны быть исключены летние месяцы, не входящие в отопительный сезон.

 

Ссылаясь на Примечание № 3 приложения № 1 к Приказу Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 18 октября 2006 года № 81, считает, что ответчик должен был произвести начисление платы по нормативу за газ на отопление за апрель 2016 года и в случае пропуска им (Мулловым С.П.) срока подачи заявления о выборе схемы оплаты вправе был начислить плату за газ и отопление за летние месяцы с последующим применением круглогодичной схемы оплаты.

 

Указывает на то, что договором, заключенным между ним и ответчиком, не определен порядок оплаты за отопление в течение отопительного периода либо круглогодично. Согласия на начисление за услугу газоснабжение в летний период он ответчику не давал, газовый водонагреватель в его домовладении отсутствует, соглашения о порядке расчета платы за газ для отопления круглогодично он не заключал, срок подачи заявления о выборе способа оплаты круглогодично, либо по месяцам отопительного периода он не нарушил. Документ, согласно которому ответчик в одностороннем порядке, без его согласия имеет право начислять плату  за газ для отопления в течение всего года, ответчик не представил.

 

Считает, что решение суда принято без учета норм действующего законодательства и судебной практики по делам данной категории.

 

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.

 

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно апелляционной жалобы.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальную услугу по газоснабжению рассчитывается исходя из объема потребления газа, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления газа, утвержденных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Порядок поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, права и обязанности абонента и поставщика газа, порядок проведения проверок, порядок и условия приостановления исполнения договора предусмотрены и определены Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549.

 

В силу подпункта «в» пункта 21 указанных Правил абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки.

 

Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении срока проведения очередной поверки, определяемого с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации (подпункт «в» пункта 25 Правил).

 

Указанное правило обосновано тем, что по истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, поэтому расчет платы в таких случаях рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что соответствует положениям части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ.

 

В случае если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев (пункт 28 Правил).

 

Таким образом, непосредственно федеральным законом, а также  названными выше Правилами  определено, что при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

 

Порядок установления нормативов потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа (далее - Порядок) утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373.

 

Согласно пунктам 1 и 3 Порядка нормативы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании норм потребления газа населением.

 

Указанные нормы для соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Методикой расчета норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации от 13 июля 2006 года N 83, в размере не ниже минимально допустимых норм потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 2006 года N 373.

 

Нормы и нормативы должны быть рассчитаны и утверждены до принятия региональных и местных бюджетов и служить основой для расчета компенсаций поставщикам газа затрат, связанных с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.

 

Минимально допустимые нормы потребления газа населением при отсутствии приборов учета газа установлены по основным направлениям его использования (приготовление пищи и нагрева воды, отопление жилых помещений) и определяют минимальный объем газа, необходимый для жизнедеятельности граждан с учетом природно-климатических и других особенностей регионов.

 

Величины норм отражают фактический для региона уровень газопотребления населением и служат основой для планирования поставок газа в регионы, а также ориентиром при определении нормативов потребления газа для расчетов с населением.

 

Согласно пункту 2 Порядка расчет нормативов потребления газа населением для муниципальных образований осуществляется субъектами Российской Федерации совместно с газоснабжающими организациями на основании порядка установления нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306.

 

Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 18 октября 2006 года N 81 «О нормативах потребления природного газа населением на коммунально-бытовые нужды, при отсутствии приборов учета» установлены и введены в действие нормативы потребления природного газа населением, при отсутствии приборов учета (счетчиков) газа (нормативы потребления коммунальных услуг в части газоснабжения).

 

Из материалов дела следует, что истец Мулов С.П. является абонентом ООО «Газпром межрегионгаз Ульяновск» и потребителем газа в жилом доме, расположенном по адресу: У*** область, г. Б***, ул. ***, д. ***, кв. ***.

 

16 декабря 2008 года между сторонами был заключен договор № *** газоснабжения для бытовых нужд, согласно которому поставщик обязался поставлять потребителю газ для бытовых нужд по газораспределительным сетям в используемые потребителем для постоянного проживания помещения по указанному выше адресу, а потребитель обязался принимать газ и оплачивать его стоимость с учетом транспортировки.

 

Пунктом 6.1 договора определено, что стоимость газа и услуг по его транспортировке подлежит государственному регулированию и определяется в порядке, установленном действующим законодательством.

 

Согласно пункту 6.2.1 указанного договора, при отсутствии прибора учета объема потребленного газа его объём определяется исходя из норм потребления газа, установленных в Ульяновской области в соответствии с параметрами, указанными потребителем в разделе 10 данного договора.

 

В случае нарушения потребителем сроков поверки прибора учета расчет объёмов потреблённого газа, подлежащего оплате, производится в соответствии с нормами потребления (пункт 6.2.1) с момента окончания последнего межповерочного периода (пункт 6.2.3 договора).

 

Из материалов дела также следует, что в домовладении истца с 2008 года был установлен  прибор учета (счетчик) газа СГБ G4 № ***, срок поверки которого истёк 29 февраля 2016 года. 01 апреля 2016 года указанный прибор учета газа был демонтирован в связи с окончанием межповерочного интервала. С 04 августа 2016 года в доме установлен прибор учета типа СГБ G4 Сигнал № ***.

 

Таким образом, Мулов С.П., как собственник жилого помещения и пользователь газового оборудования, не исполнил обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния прибора учета газа, а также своевременное представление его на поверку.

 

Поскольку при истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемого газа не могут считаться достоверными, размер платы в таком случае рассчитывается по нормативам потребления газа.

 

Соответственно в период с 01 апреля 2016 года по 03 августа 2016 года начисления производились в соответствии с установленными Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 18 октября 2006 года N 81 нормативами потребления природного газа населением на коммунально-бытовые нужды, при отсутствии приборов учета.

 

Установив данные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности расчета задолженности по коммунальной услуге «газовое отопление» за указанный период исходя из площади отапливаемого жилого помещения с учетом нормативов потребления.

 

Доводы апелляционной жалобы о том, что из расчета задолженности по оплате газа за отопление должны быть исключены летние месяцы, не входящие в отопительный сезон, судебной коллегией отклоняются. Расчет задолженности произведен в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 года и принятым на основании него Приказом Комитета по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 18 октября 2006 года N 81, исходя из среднегодовой нормы потребления.

 

Утверждения в апелляционной жалобе о том, что в данном случае ответчик должен был произвести начисление платы по нормативу за газ на отопление за апрель 2016 года и в случае пропуска им (Мулловым С.П.) срока подачи заявления о выборе схемы оплаты вправе был начислить плату за газ на отопление за летние месяцы с последующим применением круглогодичной схемы оплаты, основаны на неверном толковании закона.

 

Действительно согласно Примечанию № 3 приложения № 1 к указанному выше приказу потребитель самостоятельно выбирает схему оплаты природного газа, расходуемого на отопление (равномерно по году или по отопительному периоду), уведомив об этом компанию по сбыту газа не позднее чем за 1 месяц до начала расчетного года. Между тем доказательств обращения к ответчику с указанным уведомлением истцом представлено не было, в связи с чем суд обоснованно не принял во внимание данные о продолжительности отопительного сезона в 2015-2016 году.

 

На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает.

 

Нарушения норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, отсутствуют.

 

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Довод, изложенный в апелляционной жалобе, о нарушении единообразия при рассмотрении аналогичных дел в судах судебной коллегией отклоняется, поскольку при рассмотрении спора суды учитывают обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных сторонами, на основании которых и принимается судебный акт.

 

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области от 24 ноября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муллова С*** П*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: